История Георгия К.

Эту историю мне рассказал Георгий – мой коллега. Я хочу привести ее здесь без каких-либо изменений. Поэтому рассказ ведется от первого лица.

Учителей помню, особенно двоих: по математике и по русскому.

В математике я был не очень силен. Особых успехов и не требовалось. Антонина Дмитриевна делила класс на гуманитариев и технарей. К первым относилась со снисхождением, с технарей же драла по три шкуры. Я не относился к технарям. И жил в общем-то припеваючи, но иногда переходил ту грань, за которой терпение Антонины Дмитриевны истощалось: «Так, все, на следующем уроке сдаешь всю тему!»

Следующий урок. Класс ликует: развлечение на пол-урока гарантировано. Антонина Дмитриевна своей угрозы не забыла:

- Георгий, марш к доске! 

В кармане у меня справочник по математике. Вальяжно достаю его, демонстративно листаю, ищу нужные формулы. Антонина Дмитриевна, стоя ко мне спиной:

- Убери справочник.

- Откуда она знает? Она что, спиной видит?

Я медленно закрываю книжку и засовываю ее в карман.
– Дела нет, и мысли тоже! – констатирует Антонина Дмитриевна.
– О, спасен! Есть мысль! Выдаю экспромт:

Дела нет, и мысли тоже!
Голова моя похожа
На огромнейший арбуз –
Тяжек  алгебры мне груз.
Грозный голос раздается:
Объяснение несется
И плывет мимо ушей
Глупой головы моей…

Класс смеется, Антонина Дмитриевна улыбается:

- Ну как такому двойки ставить! Садись, глупая голова!

Экспромты не раз выручали. И на математике, и на литературе. Но не на русском. Писал с ошибками, а поступать собирался, между прочим, на филфак. И учительница по русскому и литературе об этом знала. Мириться с моими ошибками она не собиралась. С легкостью необычайной она ставила мне пятерки и даже пятерки с плюсом по литературе и тройки по русскому. Необучаемый, вынесла она мне приговор. Так все и тянулось, пока мама не нашла  репетитора. Учительница на пенсии. У нее была такая система во всем, такая логика, которая прошибала любое тугодумие и леность мысли. Ни разу она не взяла в руки школьный учебник! Все материалы у нее были свои. Тренинги, которые она мне устраивала, заставляли голову работать, да еще как! Впервые мне встретился человек, который помог ощутить результат. Я как будто прозрел. Я стал видеть свои ошибки и исправлять их до того, как сдавать работу на проверку учителю. И ошибок становилось все меньше и меньше.

За школьное выпускное сочинение я получил 5/5, т.е. "5" по литературе и "5" по русскому. И в университет поступил. Правда, перед вступительными экзаменами я жил дома у моего репетитора почти целый месяц. Я писал по 2–3 сочинения в день, спал по 5–6 часов, не больше. Она не отпускала меня домой, чтобы я не тратил время на дорогу к ней и обратно, чтобы не расслабился раньше времени, чтобы не потерял  форму, как спортсмен перед серьезными соревнованиями.