История Ивана

Эта история о сочинении, обычном сочинении, которое шестиклассникам задали на дом после изучения "Кладовой солнца" М. Пришвина.

Иван давно и безуспешно стремился вырваться из череды двоек и троек по русскому языку. Получив задание, он твёрдо решил, что на этот раз обязательно напишет хорошее сочинение. Любой ценой! Что такое хорошее сочинение, он не знал и, как приступить к делу, понятия не имел.

Сочинение получилось... длинным.  Впервые он выдал не страничку с четвертью, а полноценных три - целых три! - страницы, исписанных мельчайшим, неразборчивым почерком. Одного взгляда на работу хватило, чтобы догадаться: труда и времени на неё было потрачено без меры. Всё. Других достоинств у работы не было. Даже беглый просмотр определил, что произведение Ивана распадается на мелкие, плохо связанные между собой кусочки, что в глазах рябит от дикого количества кавычек, с помощью которых Иван вводил в создаваемый им текст прямую речь героев «Кладовой Солнца». Сразу бросилось в глаза, что синтаксический строй фраз необычен и удивителен для современного мальчика. Через несколько секунд я понимаю, что произведение Ивана – это неумелый  конспект, который он создал вместо заданного в школе сочинения.

Как действовал Иван?

Ваня еще раз внимательно перечитал текст М. Пришвина и выписал из него в тетрадь те фразы, которые, по его мнению, содержали важную для развития сюжета информацию. Понятно, что многие фразы оказались выбраны не совсем удачно. А главное, все они оказались безжалостно вырваны из контекста, из живой ткани художественной прозы.

Мамы, вспомните, я думаю, у каждой из вас в жизни был момент, который я сейчас попробую описать. Перед вами прекрасный летний луг. Великолепное разнотравье, море полевых цветов, которые вы начинаете срывать. Без разбору, потому что все они хороши и еще потому, что вам хочется унести частицу этой щедрой красоты в свой дом. Но полевые цветы быстро вянут. И вернувшись домой, вы с недоумением и разочарованием смотрите на жалкий увядший букетик, в котором и в помине нет того ощущения бесконечного счастья, которое вы пережили на лугу. 

Точно так же жалко и беспомощно выглядели обороты речи и слова писателя, его авторская пунктуация в тетрадке Ивана. Всё здесь было неуместно и некстати. Все три страницы были переписаны Иваном из учебника литературы практически без ошибок. Исключение составили имена собственные, написанные то с прописной, то со строчной буквы, и предлоги, частенько  образующие одно целое со следующими за ними словами. Заметьте, это ошибки на материал, изучаемый в 1-м классе. Ошибки каждого вида встретились по нескольку раз. Значит, это системное явление, свидетельствующее о недостаточной сформированности необходимых навыков и умений: то, что детишки должны прочно усвоить в 1-м классе, Иваном по-настоящему не усвоено. Если этими проблемами не заняться сейчас, когда Иван учится в 6-м - подумайте только,  в 6-м! - классе, эти и другие подобные ошибки будут сопровождать человека всю жизнь.

Конечно, цитаты не были связаны между собой. Выбрать из текста важные фразы Иван смог, а связать их в своей работе ему не удалось. Сочинение оказалось несвязным, нелогичным, непоследовательным. Начиная работу, Иван не представлял себе, о чём он будет писать: у него не было плана.  

Не думаю, что в подходе Ивана к сочинению проявилась детская хитрость. Ни разу в своей жизни я не встречала хитрости, которая влекла бы за собой столь объёмный, тяжкий и бессмысленный труд. Тут скорее беспомощность. Парень явно не знал, как подступиться к заданию, не владел тем, что во всем мире называют Know how (Ноу хау – «знаю как»).

В тетрадке было еще три сочинения, уже проверенных учителем. Двоек, кстати, не было. За все работы поставлены тройки с двумя минусами: за грамотность и за содержание. Ни разу ни к одной работе учитель не сделал ни одного комментария. Узнала у Ивана: устно тоже ни одно сочинение не обсуждали. Такое вот учение... Выполнил работу как смог - получи в наказание низкую отметку. Разве в результате ребёнок станет писать лучше?! Не станет, потому что не учение это, а мучительный, непроизводительный, вызывающий сплошь негативные эмоции труд!