Социум. Сеть. Дети. Русский язык

События. Проблемы. Решения. Новости.

24 мая 2015

Пупкин вместо Пушкина

Автор этой статьи не я, а прекрасный педагог и журналист Марина Смусина, постоянный автор колонки «Язык наш» в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Благодарим автора за любезно предоставленный  материал.

 

Марина Смусина

12.05.2015 зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы РФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» — законопроект о единых учебниках русского языка, литературы, истории и математики. О математике и истории скажут специалисты — о русском языке и литературе не могу не сказать, поскольку преподавала всю жизнь и потому понимаю, о чем речь и каковы могут быть последствия принятия закона.

Итак, на протяжении 3,5 — 4 лет должна быть создана и введена в употребление «общая линейка базовых учебников» по названным предметам. Общая и обязательная для всех школ страны, среди которых пока еще есть как школы обычные, так и с «углубленным изучением» разных предметов, а еще специализированные — коррекционные школы разных видов и школы с этническим компонентом. Для всех одинаковые учебники?

Эти единые учебники должны строиться лишь на «общепризнанных знаниях» и стандартах. Но даже правила орфографии со временем меняются — о каких общепризнанных и неизменных знаниях по литературе может идти речь? Пушкин — поэт. Безусловно. Даты рождения и смерти тоже никто не подвергает сомнению. Но все, что касается произведений, Пушкина ли, Толстого или Маяковского, любого настоящего писателя или поэта — пространство интерпретаций. Любое литературное произведение каждый читающий воспринимает и понимает по-своему. Но стандарт — самое любимое слово авторов нового документа — не предполагает разночтений. Литература как предмет, учивший читать — чувствовать, думать, осознавать себя в неповторимой индивидуальности, при таком подходе просто исчезает. Да, в советской школе были единые учебники, но какой же уважающий себя учитель по ним учил…Было святое требование текста произведения на каждой парте. А уж на кого из литературоведов или методистов учитель опирался при чтении-изучении того или иного автора или книги, было производным его личной компетентности и культуры.

Новые учебники должны быть построены «на единой методической и дидактической основе», они должны отвечать «единым психолого-педагогическим подходам» и использовать «общую структуру изложения материала, а также методические рекомендации для педагогических работников». Авторы законопроекта в спешке явно пропустили слово: следовало написать «единые методические рекомендации». Если уж рушить, так до основания: отказались от литературоведения — и методику преподавания литературы туда же. У методистов же, как и у литературоведов, — разные концепции, разные пути анализа и приемы изучения произведений. А ведь была еще методика преподавания русского языка. И многие наши знаменитые лингвисты ею занимались, предлагая свои, как нетрудно догадаться, тоже разные пути постижения богатства родной речи…

По новому проекту никаких разных путей. «Первая колонна марширует…вторая колонна марширует…третья колонна марширует…» — это, извините из Толстого: обсуждение диспозиции сражения при Аустерлице. Вы помните, чем оно кончилось? С едиными учебниками в руках маршировать должны будут все поголовно, поскольку именно «учебник должен быть ключевым элементом в процессе обучения, который было невозможно исключить из данного процесса по инициативе любого из участников образовательных отношений». Прошу прощения за стилистическую ошибку: не могу себе позволить исправлять цитату из «Пояснительной записки» к думскому законопроекту. Смысл же понятен: потенциальным вольнодумцам даже не пальчиком грозят, а вполне серьезно предупреждают, чтобы ни-ни. Это раньше учитель мог работать по учебнику, а мог и другими источниками пользоваться и пользовать, дети могли учебник читать или сразу забросить куда подальше. «Невозможно исключить» — и никаких разговорчиков в строю.

Единые учебники являются «обязательными для использования в процессе обучения». И проследят за этим обязательным использованием трижды: сначала, проверяя «рабочую программу» учителя, в которой должны быть расписаны в подробностях все уроки года наперед, со всеми видами деятельности и всеми домашними заданиями; потом по классному журналу, записи в котором должны день в день и час в час совпадать с рабочей программой, сданной в августе; а потом еще по электронному журналу, который, ясное дело, должен обычному и рабочей программе неукоснительно соответствовать. А писать в журнале одно, и делать совершенно другое, как в кажущиеся теперь благословенными советские времена, в действующей системе координат и проверок не получится. Да и гнусно это вранье, и перед детьми стыдно — они же все видят и понимают.

Если же не врать…Я как-то попала на урок литературы, темой которого был петербургский период творчества Пушкина и на котором не прозвучало ни одной строчки поэта. Ни эпиграмм, ни дружеских и сатирических посланий, ни любовных стихов — совсем ничего. Сорок пять минут читали и разбирали параграф учебника — более муторного и бессмысленного урока я за долгие годы в школе не видела. Неужели это тот идеал, к которому стремятся авторы проекта? Похоже, что так, поскольку в той же «Пояснительной записке» русским по белому написано: «Учебник является основным источником самостоятельного изучения учащимися учебных дисциплин и вспомогательным источником для подготовки в семье». Ну вот, маленький, но просвет: в семье можно и что-нибудь другое почитать, важно только, чтобы не противоречило «ключевому элементу», а то нехорошо может получиться на уроке или экзамене, который должен быть приведен в точное соответствие с содержанием учебников.

Понятно, что писать такие учебники для такого использования никакие настоящие ученые, любящие свою науку, понимающие своеобразие предмета, уважающие себя, имеющие научные и человеческие принципы (еще одно уходящее слово) не согласятся. Значит, напишут те…кто напишет. И работать в школе останутся те, кто готовы изучать Пупкина вместо Пушкина, те, кто на все согласны, поскольку больше ничего не могут и не умеют. Бесчисленное число раз уже писали и говорили, что учитель — профессия творческая, а творчество и свобода — понятия неразделимые. Некоторые из самых лучших, ярких, талантливых и известных учителей литературы в интернет-обсуждении нового законопроекта уже написали, что в случае его принятия будут вынуждены уйти из школы.

Я не знаю, что могут и должны сделать люди, озабоченные судьбой родного языка, любящие литературу, думающие о подлинном образовании своих детей и внуков, но что-то делать надо. Чтобы законопроект не стал законом.

20 июня 2014

Предварительные результаты ЕГЭ по русскому языку 2014

Окончился так называемый основной период сдачи ЕГЭ. Впереди дополнительный период. Кому-то экзамен по русскому языку ещё предстоит сдавать 7 июля 2014 г. Поэтому результаты могут считаться предварительными. Конечные числа будут уточняться. Они изменятся, потому что

— попытку пересдачи ЕГЭ предоставят двоечникам,
— некоторые участники экзамена еще не дождались своего срока,
— высокобалльные работы подлежат перепроверке,  
— рассматриваются апелляции.

Статистика ЕГЭ 2014 года ещё не опубликована, хотя мы знаем, что экзамен сдавали 770 тысяч выпускников. Но главный результат ЕГЭ по русскому языку 2014 уже очевиден.

Главным итогом является то, что в 2014 году впервые была достигнута чистота и прозрачность процедуры ЕГЭ. Не было скандалов, подобных прошлогодним. Никаких утечек информации! Никаких сливов информации в Интернет! В 2014 году Рособрнадзор работал действенно и эффективно.

Варианты КИМов в Интернете появились накануне экзамена, как и в прежние годы. Но ни один из них не оказался реальным: чаще всего мошенники продавали простакам старые демонстрационные версии. Кто купился, виноват сам. Время, когда положительного результата можно было достигнуть окольными путями, прошло.

По-новому работали ППЭ. Из множества пунктов велась прямая трансляция в Интернет. Любой мог стать общественным наблюдателем. Народ проявлял бдительность. Доходило до курьёзов. Масса жалоб выглядела просто смешно. «Молодой человек, наверное, списывает. Он уже 10 минут сидит в одной позе»,  « Девушка у окна подозрительно чешется», «Девушка в синем всё время теребит волосы: наверное, она отвлекает внимание»...

По отзывам ребят, порядка в аудиториях стало больше. Работать было комфортно.

Я верю в то, что процедура проведения ЕГЭ в этом году была соблюдена. Об этом косвенно свидетельствует резкое увеличение числа лиц, набравших менее 36 баллов. В прежние годы именно 36 баллов были пороговыми, позволявшими благополучно окончить школу. В этом году нельзя было купить варианты с готовыми решениями, нельзя было воспользоваться телефоном, нельзя было беззастенчиво списать. Вот о чём, на мой взгляд, свидетельствует огромное количество двоечных работ! Дело не в том, что уровень обучения в школах вдруг резко снизился. Дело в том, что он стал явным. Странно, что Рособрнадзор этого не предусмотрел. Странно, что Рособрнадзор этого испугался и... ввёл новый минимальный пороговый балл. В этом году двойки за ЕГЭ  не ставят за работу, набравшую 35 баллов. Двойкой оценивают лишь тех, кто получил менее 24 баллов.

Рособрнадзор стремился получить правдивую картину. А когда цель была достигнута, он её, этой картины, испугался. И, как в прежние советские времена, предпочёл показуху: в результате количество двоечных работ по сравнению с прежними годами существенно не изменилось.

Оценки

Двойки получили те, кто набрал менее 24 баллов. Тройки — от 24 до 56. Четвёрки — от 57 до 71. Пятёрки — от 72 до 100.

Соответствие первичных и тестовых баллов в 2014 году

Русский язык
Первичный баллТестовый балл
0 0
1 3
2 5
3 7
4 9
5 11
6 13
7 15
8 17
9 20
10 22
11 24
12 26
13 28
14 30
15 32
16 34
17 36
18 37
19 38
20 39
21 40
22 41
23 42
24 43
25 44
26 45
27 46
28 47
29 48
30 49
31 50
32 51
33 52
34 53
35 54
36 55
37 56
38 57
39 58
40 59
41 60
42 61
43 62
44 63
45 64
46 65
47 66
48 67
49 68
50 69
51 70
52 71
53 72
54 73
55 76
56 79
57 82
58 84
59 87
60 90
61 92
62 95
63 98
64 100

Уроки 2014 года

Хочу обратиться к тем, кому ЕГЭ по русскому языку предстоит сдавать в 2015 году.

Опыт этого года был на удивление плодотворным. Сделайте, пожалуйста, выводы. К экзамену нужно готовиться. Глупо рассчитывать на чудо. Ещё глупее делать ставку на всевозможные афёры. Кампания ЕГЭ 2014 подходит к завершению. Это значит, что время начинать подготовку к экзаменам 2015 года.

25 апреля 2014

В ритме соранга

Окончился литературный конкурс «Купель» 2013—2014.

Логичнее всего предоставить слово для подведения итогов конкурса писателю Александру Костюнину, что я и делаю.

22 ноября 2013

Открытый банк заданий ЕГЭ по русскому языку

Свершилось!

На официальном сайте ФИПИ появился «Открытый банк заданий ЕГЭ».

10 июня 2013

Предварительные итоги ЕГЭ по русскому языку. Детали

Стали известны некоторые подробности о результатах ЕГЭ по русскому языку. Одни из них уже широко обсуждаются, о других молчат.

Сообщается, что средний балл в этом году вырос на два пункта: в прошлом году он составлял 61,07 балла, а в этом году — 63,4 балла. Количество высокобалльников , то есть тех, кто сдал экзамен на 81-100 баллов, увеличилось на 3%. Картина выглядит идиллически: большинство сдало ЕГЭ на "4" и "5".

7 июня 2013

Стали известны предварительные итоги ЕГЭ по русскому языку

Как сообщила пресс-служба Рособрнадзора, подведены предварительные итоги ЕГЭ по русскому языку. 

27 мая 2013 г. в ЕГЭ  участвовало 792,4 тыс. человек. На федеральном уровне обработано 100% работ. Почему же предоставленные данные названы предварительными?

6 июня 2013

Когда родился Пушкин

Мы порой не помним дней рождения близких, забываем поздравить знакомых и даже друзей. Но о 6 июня помним. Этот день – поистине народный праздник. День рождения Пушкина.

Даже странно, что статус официального праздника этот день приобрёл совсем недавно.

28 мая 2013

Скандал

Очередной ЕГЭ – очередной скандал: устроители ЕГЭ не учитывают, в каком веке живут... Они не могут обеспечить чистоту процедуры, а потому и объективность результатов экзаменов. 

Нам опять скажут, что во время проведения экзамена были отдельные недостатки. И что уж в следующем году будут приняты меры. Не будут. Потому что организаторы ЕГЭ, как видно, выводов не делают... Выводы делают дети.

26 мая 2013

27 мая ЕГЭ по русскому языку

Всем удачи!

Экзамен будут сдавать около 860 тысяч человек, из них 750 тысяч – выпуксники 2013 г.
ЕГЭ по русскому языку обязателен для всех выпускников школ.

                                                                                      (по данным ФИПИ)

28 апреля 2013

Круглый стол «Гуманизация и гуманитаризация образования: проблемы и перспективы»

25 апреля 2013 г. под эгидой Департамента образования города Москвы в Московском городском психолого-педагогическом университете был проведён круглый стол "Гуманизация и гуманитаризация образования: проблемы и перспективы".

27 апреля 2013

Литературный конкурс «Купель»

25 апреля 2013 г. подвёл итоги Международный литературный конкурс «Купель»

20 апреля 2013

РИФ+КИБ 2013

C 17 по 19 апреля 2013 года в подмосковном пансионате «Поляны» прошло главное весеннее событие Рунета –  «РИФ+КИБ 2013»

22 декабря 2012

Дети онлайн

Что таит в себе выражение "Дети онлайн? Взгляд автора сайта "Русский на 5".

15 ноября 2012

«Позитивный контент» — впечатления участника конкурса

«Позитивный контент» — это известный и престижный конкурс. Его организаторы – «Фонд Развития Интернет» и «Ru-Center» и «Координационный центр национального домена сети Интернет». Как «Русский на 5» оказался в числе призёров.