О-о-о! Начались "больные" темы...
Да, советская школа воспитывала. Потом воспитание стало лишь декларацией, а функции постепенно сузились до обучения, а в некоторых школах (особенно в престижных) - до контроля.
Теперь самое поразительное.
Сейчас предложены новые Стандарты обучения. Я изучала и старые, и новые. В той части, которая относится к русскому языку, эти документы, определяющие, кстати, политику в сфере образования, на мой взгляд, чудовищны. Самое поразительное, что если начать сравнивать новые регламентирующие документы со старыми, то заметишь: изменений по сути не предлагается. Изменены только заголовок и преамбула (в новых Стандартах говорится не о знаниях и умениях, а о компетенциях учащихся).
Цитирую действующий стандарт:
"Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию."
Точка. Перечень целей окончен. Нет других целей обучения русскому языку в нашей школе!
А грамотность? Грамотность как же? Про грамотность забыли! Когда я прочитала этот документ, я поняла, почему так лояльны господа из ФИПИ к низкой грамотности выпускников, сдающих ЕГЭ. Экзамен по русскому языку в общем-то не проверяет уровень грамотности. Его можно успешно сдать даже будучи совсем безграмотным человеком. Теперь скажите, будут ли учителя биться над тем, чтобы повысить грамотность учеников?
С этого года финансирование школ будет зависеть от того, как в школе сдали ЕГЭ. То есть если в престижной московской школе, где почти все дети занимаются с репетиторами, ЕГЭ сдали хорошо, то денег ей добавят. Мотивирует ли это учителей заботиться о детской грамотности?
Для сведения родителей и всех заинтересованных лиц: новый Стандарт предусматривает сокращение количества часов на русский язык. И цели остаются теми же. Есть ли хотя бы какой-нибудь шанс, чтобы дети стали грамотнее?
Но, как видно из приведенной выше цитаты, школьный предмет "русский язык" призван воспитывать патриотизм и отношение к языку как к явлению культуры. Поэтому во всех учебниках теперь первые страницы посвящены не воспеванию СССР, а "новой" задаче. Как она решается? По-старому. Тексты упражнений подобраны по теме: Русский язык - самый русский язык в мире (шутка!). Никакой любви к языку такими средствами не добиться. Профанация полная. Но время, драгоценное время! Его жалко. И детей тоже, понимаете?
А теперь представим себе продукт образования, полученный в результате обучения по цитируемому «Образовательному стандарту». Вот они – молодые люди, способные к социальной адаптации, освоившие массу знаний, с прекрасными умениями опознавать, анализировать и т.д., но полуграмотные. И при этом у них будет сформировано представление о русском языке как величайшей ценности: и нравственной, и духовной, и культурной… Будут ли эти молодые люди благодарны государству, давшему им такое образование, будут ли они хорошими гражданами и патриотами?
А может, как раз напротив? Может, почти поголовно неграмотное поколение спросит с государства за свою неграмотность, за неудавшиеся судьбы, за несостоявшиеся карьеры, за неосвоенные профессии, за нереализованные мечты, за сегодняшний развал в сфере образования? Как знать!
P.S. Кто заинтересовался, читайте: «Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку. Профильный уровень».
http://www.school.edu.ru Сайт Министерства образования и науки. К нему и претензии. Не к сайту, конечно, а к Министерству.