Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 10 авг 2020, 23:19



Ответить на тему  [ Сообщений: 174 ]  На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ... 18  След.
 Как правильно сказать? Как правильно написать? 
Автор Сообщение
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
А я эту статью убрала, подумав, что людям неинтересно ее читать. Это же не панацея, а только опыт. :(
Может, тогда вернуть? Еще кому-нибудь пригодится?


03 янв 2014, 16:54
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Anna_S писал(а):
Он объяснил мне, что значит двоеточие и что значит тире (какой в них смысл) на этом примере. Я-то у него о другом спрашивала.
Здесь на сайте была чудесная статья о врожденной грамотности, о том, как Наталья Алексеевна занималась со своим сыном. Я взяла эту методику на вооружение, стала так же заниматься с дочкой. И случилось чудо -- дочка стала писать почти без ошибок.
Но для наших занятий нужно множество хороших примеров, таких же ясных и понятных, как "Свет погас..."
Вот я и ищу учебник или сайт с кучей примеров.


Самый простой способ отличения постановки тире и двоеточия в предложениях с бессоюзной связью такой:

Представить, что предложение союзное.

Дом заколочен: (потому что ) все ушли на фронт
Я умираю - (поэтому)мне не к чему лгать.( Мне не к чему лгать, потому что я умираю)

Вот такая перестановка потребовалась, чтобы показать, (в бессоюзном нет главного и придаточного, но мы идём по способу " от противного") где находится главное, а где зависимое предложение.
Если главное впереди , то ставим : [//////]: {\\\\\\}
Если главное после придаточного , то ставим - {//////} - [\\\\\\]


Тире ставится в предложениях с бессоюзной связью, которая содержит неожиданное присоединение, быструю смену событий, при которой можно вставить союз и , или...

Сыр выпал - (и) с ним была плутовка такова.
Прошла неделя, другая - (и) вдруг въезжает ко мне во двор коляска.


Если предложение выражено противопоставление. Здесь можно поставить союз но, а

Не раны мучили его - (а) осознание своей ненужности.
Служить бы рад - (но) прислуживаться тошно.
До десяти часов шныряли по камышам - (но) нет зверя!


Есть множество других условий постановки тире и двоеточия, но в ЕГЭ тот, что я изобразила на схеме,- определяющий. Чаще всего в примерах используют такие предложения.

Когда же дело касается авторского текста (не для экзамена), то постановку данных знаков Розенталь трактует как АВТОРСКИЙ знак.

В "Справочнике по пунктуации" №72 пункт 6 он пишет: ...в конкурентной борьбе : и - побеждает -, тк выполняет и грамматические, и эмоционально-экспрессивные функции. Особенно это широко используется в художественной литературе.


03 янв 2014, 19:15
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
[А я эту статью убрала, подумав, что людям неинтересно ее читать. Это же не панацея, а только опыт. :(
Может, тогда вернуть? Еще кому-нибудь пригодится?]

Конечно, вернуть!
Я за это время познакомилась со множеством мам, которые, не нагружая детей правилами, здорово подтянули им грамотность. Этот аналоговый принцип письма у всех работает, не только у деток с так называемой врожденной грамотностью.

http://verovenko.ru/2011/articles/neirolingva.html
Вот эти господа, по сути, тем же самым занимаются. Если не обращать внимание на гламур, тупой пиар и безобразный дизайн сайта, и почитать эту страничку -- методика налицо. Забираем ребенка из школы, расшколиваем, освобождаем от комплексов, расслабляем, включаем положит. эмоции, образное мышление, диктуем аналоговые задания -- и пожалуйста вам результат, никакого НЛП и биоэнергетики уже не нужно!


04 янв 2014, 04:41
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
Спасибо!


04 янв 2014, 12:38
Профиль

Зарегистрирован: 29 ноя 2013, 18:37
Сообщения: 7
superstarka писал(а):
Есть множество других условий постановки тире...

И одно из них гласит: "Если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, то ставится тире". Именно этим я и руководствовалась в примере: Ведь наша жизнь так похожа на лотерею – (так что) кто знает, где удача может пригодиться. "Так похожа" = "очень похожа" (это напрашивалось из предыдущего контекста).
Хотя можно, конечно, и иначе прочитать: Ведь наша жизнь так похожа на лотерею: (что) кто знает, где удача может пригодиться. И тогда, согласна, уже нужно будет двоеточие, которое ставится, если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО.

P.S. Ладно бы это была моя фраза, можно было бы на авторскую пунктуацию сослаться, но тут цель заключалась в обнаружении и исправлении чужих ошибок (кстати, в оригинале вообще стояла запятая).


04 янв 2014, 19:29
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Oktava писал(а):
superstarka писал(а):
Есть множество других условий постановки тире...

И одно из них гласит: "Если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, то ставится тире". Именно этим я и руководствовалась в примере: Ведь наша жизнь так похожа на лотерею – (так что) кто знает, где удача может пригодиться. "Так похожа" = "очень похожа" (это напрашивалось из предыдущего контекста).
Хотя можно, конечно, и иначе прочитать: Ведь наша жизнь так похожа на лотерею: (что) кто знает, где удача может пригодиться. И тогда, согласна, уже нужно будет двоеточие, которое ставится, если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО.

P.S. Ладно бы это была моя фраза, можно было бы на авторскую пунктуацию сослаться, но тут цель заключалась в обнаружении и исправлении чужих ошибок (кстати, в оригинале вообще стояла запятая).


Я не знаю, каким источником автор этой ссылки пользовался. Лично я использую два КЛАССИЧЕСКИХ пособия : Д.Э.Розенталя и Л.А.Чешко.
Именно на трудах этих учёных основаны почти все другие, позднейшие, разработки.

У Розенталя в "Справочнике по пунктуации" В параграфе 45, пункт 3 даётся:Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит СЛЕДСТВИЕ, РЕЗУЛЬТАТ,вывод из того, о чём говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда...)

Вы раздвинете мокрый куст - (тогда) вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи.
Я умираю - (поэтому) мне не к чему лгать.

Схема данных предложений.
{\\\\\\\\} - [\\\\\\\\]

Когда вы раздвинете мокрый куст , вас так и обдаст накопившимся....
Мне не к чему лгать, [i]потому что я умираю


А вот в пункте 7 говорится о том, что 2 предложение может иметь ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ значение. В этом случае можно поставить как раз союз ЧТО:

Овца же говорит - (что) она всю ночь спала.
Слышит - (что) за кустами бузины девушка хохочет.

В этих предложениях особая интонация, отличная от обычных , тк в первой части не содердится интонационного предупреждения о последующем изложении факта.

Сравните:

Я чувствовал: (что?) вся кровь моя в лицо мне кинулась
Он видел: (что?) вставала земля из пепла.
Алексей решил: (что?) довольно тянуть.

Но опять же в заключение разговора о тире и двоеточии Розенталь особо эту ситуацию с изЪяснительным значением выделяет, говоря В ПАРАГРАФАХ 71, 72 О ВАРИАТИВНОСТИ И АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ знаков препинания. (пункт 6 я цитировла)


05 янв 2014, 00:42
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Это случай (один из многих), когда надо не спорить с коллегами, а позвонить автору и спросить, что он имел в виду, когда это писал. Объяснить, какой смысл будет у этого текста в том и в другом варианте расстановки знаков. И пусть ещё прочитает с выражением. :)
А если ему всё равно, тогда спорить с коллегами уже не о расстановке знаков, а о смысле написанного, в контексте.
По-моему, так.


05 янв 2014, 16:41
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Anna_S писал(а):
Это случай (один из многих), когда надо не спорить с коллегами, а позвонить автору и спросить, что он имел в виду, когда это писал. Объяснить, какой смысл будет у этого текста в том и в другом варианте расстановки знаков. И пусть ещё прочитает с выражением. :)
А если ему всё равно, тогда спорить с коллегами уже не о расстановке знаков, а о смысле написанного, в контексте.
По-моему, так.


Вообще, когда я готовила детей к сочинениям. Настоящим, а не нынешним на ЕГЭ, я всегда давала не просто правила, а учила, как сделать так, чтобы ни в коем случае не оказаться в спорной ситуации. Т.е. не писать так, чтобы одну и ту же фразу 5 человек читали по-разному. На экзамене всё должно строго соответствовать правилам, которые невозможно опровергнуть. А вот когда дело касается творческого текста, сейчас вообще пошла мода писать , как в старославянских книгах - без знаков.
Ведь автор знаками , особенно тире и двоеточием, выражает эмоции и смысл.

Взять для примера "Метель" Пушкина. Если чисто визуально посмотреть на текст, где Пушкин описывает скитания в метели Владимира, то мы увидим сплошные ;, хотя по правилу их тут вроде бы не должно быть:
Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались; поминутно он из подымал.

Этот знак Пушкин использует для создания пауз, прерывистого дыхания, преград, которые надо преодолеть. Кто-то может начать критиковать: неправильно! Но автор пишет так, как пишет композитор, у композитора есть специальные знаки - громко, тихо, медленно, прерывисто, гладко. А у писателя- запятые, тире, двоеточия, точки с запятыми.
У Набокова любимый знак , - Горький обожает тире.

Мы можем исправлять у автора литературного произведения только те знаки, которые не соответствуют незыблемым правилам, которые нельзя опротестовать. Как деепричастный и причастный оборот, двойной , повторяющийся союз итд. Именно эти правила прежде всего должны быть усвоены учениками и использованы на экзамене. :good:


06 янв 2014, 00:29
Профиль

Зарегистрирован: 06 май 2014, 13:29
Сообщения: 2
Добрый день! Как правильно написать, на учет поставлено 256 человек или на учет поставлены 256 человек?


06 май 2014, 13:55
Профиль

Зарегистрирован: 06 май 2014, 13:29
Сообщения: 2
Cleantalk. Spam protect. Request params error: message


06 май 2014, 14:36
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 174 ]  На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ... 18  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB