Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 28 мар 2024, 13:25



Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 Аксиомы успеваемости 
Автор Сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45
Сообщения: 325
Откуда: Орел
Возможно ошибка перевода :) MindMap переводится как интеллект-карты :) "умственные" в дословном варианте.
Я уже пробовал составлять интеллект - карты по русскому языку. Возникло много трудностей, потому что многие разделы связанны между собой и вытекают один из другого. Поэтому составить интеллект-карту русского языка тяжело.

_________________
Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)


16 июн 2012, 16:59
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Переводов много. К сожаления, ни один из них не звучит так просто и вместе с тем всеобъемлюще, как английский термин.

Эти карты, конечно же, очень хороши для структурирования и запоминания информации. Это действительно великолепный прием при обучении и самообучении.

Эффективность таких карт основана на том, что информация определенным образом кодируется графическими средствами. Человек, выбирая масштаб, использует индивидуальный, удобный для него код. Один отмечает крупные, важные компоненты системы и связи между ними, другой представляет ту же информацию более дробно. Мне, например, всегда важнее пометить мелочи, детали, тонкости, нюансы, а основную информацию я структурирую довольно быстро и помню хорошо.

Чужие карты могут показаться громоздкими, неудобными, сложными. Они могут вызывать психологическую реакцию отторжения.
Своя же карта всегда отражает особенности именно вашего восприятия, вашего мышления. Поэтому по ней легко ориентироваться. Такие карты поразительно активизируют зрительную память. Взглянув на развернутую схему даже мельком, тут же вспоминаешь весь объем заложенной в нее информации.

Мне кажется, что для информации разного рода удобны разные принципы составления схем для запоминания информации. Она необязательно должна идти от центра к периферии, как на этом многие настаивают.

Когда моему сыну было лет 7, он придумал способ запоминания стихов. Он читал текст и рисовал в столбик маленькие квадратики, в которых были разные понятные только ему символы. Как только работа по кодировке была закончена, он был готов рассказать весь текст наизусть. Обычно на рисунки уходило только несколько минут очень сосредоточенной работы.

Недавно я наткнулась на листочек с такими схемками. Показала сыну. Он тут же определил, что это за текст, и даже процитировал его. А прошло уже 20 лет с того момента, когда он эти каракули нарисовал.

Ребята, видите, попытки помочь себе переработать информацию эффективны в любом возрасте. :good:


17 июн 2012, 12:11
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45
Сообщения: 325
Откуда: Орел
Сейчас выскажу мнение мое, не обязательно правильное.
По книгам Тони и Бари Бьюзенов я сделал вывод: интеллект- карты (MindMap) используются, когда нужно взглянуть на проблему целиком. Чтобы ничего не упустить. Ну а после этого и запоминается легко.
Собственно идея карт в структуировании, а не в запоминании.
Если кого-то интересуют запоминания, то это к мнемонике :)

P.S. Задеть никого не хотел, написал лишь о своем опыте.

_________________
Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)


17 июн 2012, 12:51
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
В том-то и дело, что при структурировании информации и ее изложении с помощью графических средств специальные усилия для запоминания не требуются. Запоминание идет по ходу осмысления. Есть такой эффект, называемый косвенным целеполаганием. Это когда усилия направлены на одну ясную цель, а попутно решается масса сопутствующих задач. Даже если дать установку: нужно разобраться, а не запомнить, то, скорее всего, поняв, осмыслив информацию, вы ее запомните. Впрочем, все зависит от характера информации. Для запоминания длинных списков имен собственных или чисел, естественно, нужны иные приемы работы.


17 июн 2012, 14:11
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 01 май 2012, 12:03
Сообщения: 73
Axel Bruns писал(а):
Сейчас выскажу мнение мое, не обязательно правильное.
По книгам Тони и Бари Бьюзенов я сделал вывод: интеллект- карты (MindMap) используются, когда нужно взглянуть на проблему целиком. Чтобы ничего не упустить. Ну а после этого и запоминается легко.
Собственно идея карт в структуировании, а не в запоминании.
Если кого-то интересуют запоминания, то это к мнемонике :)

P.S. Задеть никого не хотел, написал лишь о своем опыте.


Полностью согласна, что идея карт в структурировании, а не в запоминании! Но здесь хочу напомнить, что, по данным современной науки, человек запоминает всё! А вот вспомнить, достать нужную информацию из огромного количества шкафчиков своего мозга - не всегда может. То есть у нас с вами проблема не хранения информации, которая, будучи однажды записанной в клетки мозга, не стирается оттуда никогда, а проблема извлечения информации. И вот тут структурирование, которое помогает правильно разместить информацию по тем шкафчикам, которые мы найдём и легко откроем, - очень важно.
Вот был у нас спор на даче в эти праздники, возникший от того, что мы по-разному запомнили стихи А.С.Пушкина. Тётя моя, дрожа от холода, стала декламировать: "Ночной зефир струит эфир!" Я говорю (и неправильно!): "По-моему надо: "Ночной эфир струит зефир!" Конечно, обе понимаем, что речь идёт не о кондитерском изделии фабрики "Ударница", а о западном ветерке, и не о медицинском препарате, а о "чистом слое воздуха, ясном небе". Тётушка: "Вот как раз западный ветерок приносит чистый, приятный воздух в жару, струит его!" А я: "Нет, это в ночном воздухе струится западный ветерок, ночной воздух его в своей толще струит". Что делать? Интернета нет, томика Пушкина тоже на даче не оказалось. Звоним Бабушке. Сорок пять с лишним лет преподавания русского языка и литературы - это вам не хухры-мухры! Бабушка, понимая все игры памяти, просто открыла Пушкина и прочитала: "Ночной зефир струит эфир". Мы в один мобильник хором: "А как это понимать?" Она в ответ: "В такой испанской жаре западный ветер колеблет по ночам воздух, то есть эфир, струит его". Ну, почесавши в затылке (и с учителями такое бывает!), я поняла, теперь вспомню этот стих уже правильно.
Только как там дальше-то, что там делает - бежит, шумит или ревёт - Гвадалквивир? :crazy:


Последний раз редактировалось Ольга Петровна 19 ноя 2012, 00:42, всего редактировалось 1 раз.



18 июн 2012, 18:47
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45
Сообщения: 325
Откуда: Орел
Ой ой :shock: а позволите Вас поучить? :oops: Если разрешите, то с Вашего позволения объясню почему стих у Вас не запомнился. :) Только если Вас формат беседы устраивает, а навязываться и задевать вас не хочу :) .

_________________
Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)


19 июн 2012, 00:44
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Axel, что вас смущает?

Общение на форуме - это жанр, позволяющий всем свободно обмениваться мнениями. Статус тут не столь уж важен. У иного ребенка и взрослым есть чему поучиться...
К тому же посты читают не только те, кто пишет что-либо сам, но гораздо более широкий круг самых разных людей. Считайте, что вы отвечаете не Ольге Петровне, а всем, кого может заинтересовать обсуждаемый вопрос.

Мне очень интересен ваш опыт, потому что вы, как я понимаю, стремитесь к личностному росту. Скажем прямо, среди молодых людей таких, возможно, и не большинство. А возможно, такие ребята просто меньше демонстрируют себя... И поэтому они не на виду. Раз уж вы разбирались в проблеме, пробовали использовать приемы мнемотехники сами, напишите здесь о своем опыте.

P.S. Показала ваш пост мужу. Он тоже хотел бы почитать продолжение нашего общего разговора. Надеюсь, продолжение следует?


19 июн 2012, 15:25
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45
Сообщения: 325
Откуда: Орел
Наталья Алексеевна, преподаватели иногда сживаются со своим социальным статусом и любую противоположность воспринимают резко. Во избежании таких негативных впечатлений стараюсь сначала спросить. Времени это отнимает немного, но экономит кучу нервов :) .

Итак.

Человеческая память действительно запоминает все! Но 90% этой информации не нужно и убирается в далекие отделы памяти\мозга. Поэтому порой трудно вспомнить отрывки из стихов и т.д. Возникает вопрос, а почему одна информация всегда в мыслях, а другая ушла в далекие отделы памяти?

Собственный опыт привел к тому, что мозг оставляет то, что он постоянно использует в реальной жизни. Пример: попробуйте забыть как завязывать шнурки на ботинках :).

А то, что нужно не каждый день, он забывает. На школьниках\студентах это очень ярко: выучил - сдал - забыл. С Ольгой Петровной это и произошло, как я подозреваю. Стих, который не используется каждый день забывается и с трудом вспоминается.

Вывод, который я сделал для себя: то, что мозг постоянно использует он знает и так. А то, с чем не сталкиваешься каждый день откладывает в далекий чулан.

Будучи студентом я тоже хотел развить память, что бы запоминать учебники, лекции и т.д. Все поиски привели к мнемонике. Это техника запоминания всего в виде удобных визуальных образов. Она действительно работает, но есть минус. Мнемоника это механическое запоминание. Можно выучить теорему Пифагора, но не уметь решать с помощью нее задачи. Или устройство танка, но не уметь им управлять. А если вы изучаете что то, на реальном опыте, все запоминается и без различных техник. :)

К сожалению, мои знания перемешаны в винегрет. Я уже не помню в каких книгах, что конкретно черпал, а что пробовал на себе. :)

_________________
Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)


19 июн 2012, 19:35
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45
Сообщения: 325
Откуда: Орел
Пока читал свой пост, придумал упражнение\фишку для учащихся. Если сдаем ЕГЭ, то убираем всю иную информацию. Фильмы, книги не относящиеся к тематике, музыку, телевизор и т.д. И сморим на результат :wink: улучшится усвоение и применение знаний или нет.

Заодно и мои предположения проверим. Возможно я заблуждаюсь в чем-то :)

_________________
Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)


19 июн 2012, 19:40
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Anna_S писал(а):
Можно ещё прибавить 2 пункта.

2. Очень полезно бывает поприкалываться, сочиняя и читая примерно такие вещи:
http://planetashkol.ru/uchenik/Blogs/Pr ... 92D75FCA4C


Согласна! Очень полезно!Спасибо за ссылку. И развлечение, и польза.
Действительно, то, что вызывает живые эмоции, интерес, лучше усваивается.
И вы правы в том, что подобные забавные вещи можно и читать с пользой, и сочинять самим. В последнем случае обучающий эффект выше.


19 июн 2012, 21:55
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 44 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 27


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB