Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 28 мар 2024, 22:20



Ответить на тему  [ Сообщений: 98 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10  След.
 Читательский клуб 
Автор Сообщение
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
А вот я совершенно согласна с AXEL, литература даёт очень много в смысле познания взаимоотношения людей. Ведь пи сатель не просто говорит: это было так, это эдак. Он размышляет о том, как влияют поступки людей на них самих, на окружающих. Писатель говорит не только о том, что на поверхности. Он показывает цепь событий. которые ведут к тому или иному поступку.
В этом отношении я считаю совершенно уникальным в нашей литературе роман семейная сага "Взгляд из вечности. Ад. Дорога" А. Марининой. Когда начинаю говорить об этом романе, люди морщат нос: что там может изобразить Маринина!
Новые страдания Каменской ( действительно пошлые). А "Взгляд"- совсем другое! Совсем-совсем. Там даже намёка нет на детектив и на Каменскую. Лично я ей простила за этот роман все предыдущие пошлости. Это вспышка таланта.
История семьи. Потрясающие взаимоотношения, начало, итог. Купила книгу, совала для прочтения. Возвращали потрясёнными.
Как получается, что в очень на первый взгляд положительных семьях, у очень положительных людей вырастают очень
не положительные дети. Как на процесс воспитания влияют поступки мамы и папы.
Вспомним пример Дашковой Е.Р.(подруги Екатерины 2 ). Сколько сил и энергии она вложила в своих сына и дочь. А кончилось тем, что,умирая, она запретила детям приближаться к своему гробу. Мне уже приходилось говорить о том, что для воспитания не нужно время(на нехватку которого жалуются современные родители), а нужна вся жизнь.


21 янв 2013, 20:08
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 02 июл 2012, 11:46
Сообщения: 43
Axel Bruns писал(а):
Форумчане, спасибо большое за отклики!
Во всем, что я читал семейная жизнь описывалась эпизодами и отрывками. В результате сложилось фрагментарное представление о супружестве.
О любви написано немало, о семье недостаточно...Как молодому человеку получить целостную картину семейной жизни?


Сегодня прочитал рассказ Чехова "Любовь". Там, конечно, только начало семейной жизни, но вообрежание дорисовывает до "Учителя словесности" (кстати, тоже о семейной жизни). Да, еще рассказ "Супруга" - очень поучительно!. Ну, "О любви", конечно, "Дама с собачкой". Набирается у Чехова рассказов о семейной жизни на целый роман. Только, если человек задумывается всерьез о семейной жизни, то, кажется, их не стоит читать.


22 янв 2013, 15:11
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
А может быть, человек прочитает и скажет себе: " Я так жить не буду!" Это уже колоссальный результат.

Естественно, не в каждой из описанных в литературных произведениях ситуаций окажется сегодняшний молодой человек. Но при вдумчивом чтении он непременно выработает свое отношение к тем или иным сторонам жизни и проявлениям человеческой природы. Такое моделирование - тоже жизненный опыт, по-моему. Не будем думать о наших детях, что они глупы или не созрели для жизни... И не будем думать о том, что классика устарела... Мне бы хотелось, чтобы встреча человека со "своей" книгой состоялась. И не страшно, если при этом какие-то из книг окажутся не "твоими", не тронут, не понравятся.


22 янв 2013, 21:10
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 01 май 2012, 12:03
Сообщения: 73
Семён Семёныч писал(а):
Ольга Петровна писал(а):
Да, что Толстой разный - это видно даже по моему скудному программному списку прочитанных произведений. Но и разный - не мой.
Вообще, подумала сейчас, а с кем у меня сложились отношения из русской литературы, которую мы читали по программе? Да только, наверное, с Пушкиным и сложились...
Я ведь с первого курса, когда это было совсем не обязательно, сознательно выбрала направление "лингвистика". Не литературоведение. И это не случайно. Человек я слишком впечатлительный, мне "После бала" в кошмарах снилось несколько лет. После "Детства Тёмы", доставившего мне почти физическую боль, вообще заявила маме, что отказываюсь читать. Чехова мне мама даже не давала, боясь, что после "Каштанки" меня придётся лечить от депрессии. Хотя по душевному складу я человек не склонный к плохому настроению.
Ведь вся русская литература, ну кроме Пушкина, описывает СТРАДАНИЯ. И описывает с пристрастием. Чтобы человек становился лучше, видимо. Или чтобы он улучшал общество. Как Некрасов: "Иди (типа на смерть) и помни - дело верно, когда под ним струится кровь (и умирай за правое дело)!" Ну или других положи, сколько сможешь. Мысль о том, что Россия - родина терроризма, давно всем известна. И русская литература к этому руку свою приложила: жизнь, какая она есть - невыносима. И вывод у читателя какой? Надо её исправлять. Здесь, кстати, Толстой останавливал впавших в раж - исправлять надо себя. Но размах уже пошёл такой, что Толстого слышали немногие. И исправили. Потом опять исправили. Жить стало лучше. И что характерно, веселее.
Но вернёмся к семейной теме. Просто не сразу всё вспомнишь, педагоги - они страдают приступами маразма вечером, после работы. С утра к ним начинает возвращаться сознание. Мой папа очень любил Джека Лондона "Лунная долина". Там описана идеальная семейная жизнь, он так считал. А мама обожала и мне привила любовь к произведению Джеймса Олдриджа "Охотник". Этот "Охотник", надо сказать, мне просто не раз спасал семейную жизнь. Очень я его прочувственно прочитала, прониклась, можно сказать, его основной мыслью о том, КАК именно дать свободу своей второй половине (а никто и не спорит, что свобода в браке - вещь абсолютно необходимая. Ну не промискуитет, чтобы Вы понимали, а свобода духа). Потому что очень трудно эту свободу практически организовать в несвободной ситуации. Да к тому же 90 процентов населения при словах "свобода в браке" понимают свободу сексуальных связей, а это как раз разрушение семьи, а не условие её крепкого существования. Так вот в "Охотнике" автор попытался эту проблему решить.
Что ещё вспомню - напишу.



Ольга Петровна, ваша позиция ясна: долой русскую литературу, кроме Пушкина. По той же причине русскую живопись и музыку. Русские ведь страдающего человека рассматривают, а не бюргера сытого и довольного собой...
А Вам не кажется, что ваши рекомендации не вполне корректны и ответственны?


Да, думаю, рекомендации не корректны и не ответственны. Только я рекомендаций не даю, а размышляю. И лозунгов "Долой" не выдвигаю. Говорю, что у меня как-то не сложились отношения с тем-то писателем и с тем-то. И размышляю, почему. И размышления эти сообщаю потенциальным родителям, которые для своих детей выбирают литературу. И эти размышления они вполне могут проигнорировать.
Сытый бюргер, который прячет тело жирное утёсах, кстати, штамп, тоже часто встречающийся в русской литературе. Вообще, это ложная альтернатива - или страдающий человек, или сытый и довольный собой бюргер.
А жизнь - сложнее. В ней есть и страдания, и прорыв сквозь них. Есть и счастье, и любовь. Есть социальная несправедливость. Есть болезни. Но, слава Богу, есть друзья. Есть в жизни, как сказал один учёный, Бог и Бах. Есть Чудо.
И произведения разные есть. У одних и тех же писателей.
Есть великий русский художник Левитан, есть Шишкин, есть Чайковский. И они раскрывали перед зрителем и слушателем не только страдания. Кстати, когда пианист Михаил Плетнёв решил исполнить в своей концертной программе все произведения Чайковского, другие музыканты его очень отговаривали от этого. Потому что у Чайковского есть, скажем так, не только гениальные произведения. Но есть и гениальные.
Почему я вообще пишу все свои размышления о литературе? Потому что у юного формирующегося человека нужно сформировать определённый взгляд на жизнь. И формируется он у РЕБЁНКА чаще НЕ по принципу "от противного" - вот так жить нельзя, а ПО ПРИМЕРУ - вот так поступают люди. ДЕТИ ПОДРАЖАЮТ НЕ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫМ, НО И ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ. Вот постарше они уже увидят и поймут критику. Но в начале нужно СОЗИДАТЬ. В душе ребёнка, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, ВОЗМОЖНО, И НЕПРАВИЛЬНО МНЕ ЭТО КАЖЕТСЯ, сначала должен быть создан позитивный образ мира и жизни в нём. То есть сначала - созидание, потом - критика.
Есть такое слово, оно мне не очень нравится, - конструктивный. Так вот, извините за слово, конструктивный подход должен быть в голове и душе каждого. Человек должен не только уметь страдать, но и уметь преодолевать страдания, становясь лучше.
Сказки, кстати, часто очень чётко дают два примера действий - старшая и младшая дочь, например. И в русской литературе есть Татьяна Ларина у Пушкина и Наташа Ростова у Толстого. Как пример и чести, и любви, несмотря ни на что. Как пример преодоления сложных жизненных ситуаций. Как пример для ПОДРАЖАНИЯ.
Я за то, чтобы мы были, как сказал Жванецкий, тщательнЕе. Особенно в выборе литературы, особенно для ребёнка. И чтобы штампы не застили нам глаза. В частности, штамп "русская литература". Моя позиция ясна: не долой русскую литературу, и по непонятной причине русскую музыку и живопись, а - чтобы мы ДУМАЛИ.


25 янв 2013, 00:31
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 02 июл 2012, 11:46
Сообщения: 43
Я не отвечаю никому, просто не пойму, как добавить независимо новое сообщение.

Хочу попросить, если кто-нибудь здесь может, распределить великие исторические романы в хронологической последовательности, но не создания, а событий, в них отраженных. Чтобы расставить по очереди "Жанну дАрк", "Квентина Дорварда", "Ричарда Лвиное Сердце", "Королеву Марго", "Собор Парижской Богоматери" и т.п. Чтобы можно было читать эти книги подряд и знакомиться с историей Европы.


26 янв 2013, 18:35
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Сергей, с вашим вопросом обратилась к Лидии, автору комментированных списков зарубежной литературы. К сожалению, Лидия не смогла их окончить, так как у нее были проблемы с глазами (она не работала и до сих пор не работает за компьютером). Отвечаю вам с ее слов.
Порядок такой:
Вальтер Скотт - Средневековье с начала XII века, Ричард Львиное Сердце (1157 - 1199);
Произведения о Жанне д'Арк (разных авторов, вы не написали, кто вас интересует: Шекспир, Вальтер, Шиллер, Марк Твен, Шоу) - Жанна была сожжена в 1431 г. 30 мая;
Гюго - XV век после открытия книгопечатания, изменившего сознание людей;
Дюма - время Генриха IV, резня католиков, гугенотов, это Варфоломеевская ночь (1572 год, кажется), значит это вторая половина XVI века.

Лидия просила принять во внимание, что все исторические романы передавали, конечно же, атмосферу времени в авторской интерпретации и местный колорит, но не больше. У Вальтера Скотта все главные герои - вымышленные персонажи, а реальные исторические лица - фигуры второго плана, они даже не меняются с течением событий, они как штампы. Если хочешь узнать, каким был средневековый замок, читайте Вальтера Скотта, но для изучения истории этого мало. А события, исторические события у него лишь как фон.
Вы поймете, как автор относится к историческому материалу, но этим "тема" истории закроется. Историческую информацию в романах черпать не нужно: она окажется недостаточной.

Лидия не рекомендовала бы изучать историю по художественной литературе.


29 янв 2013, 14:09
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 02 июл 2012, 11:46
Сообщения: 43
Спасибо, очень интересно. Я понимаю, что это не источник по истории, но, возможно, погрузиться как-то в эпоху, в колорит - получилось бы.

Интересно было бы получить большой список. Этак, от Ричарда до 93 года Гюго или до "Отверженных". Просто распределить классические романы (и пьесы) не в порядке написания, а в порядке изображенного времени.

Любопытно, что "Илида" Гомера - тоже произведение не о современности. Гомер описывал время гораздо более древнее, чем то, в котором он жил (в котором жил автор). Для него Троянская война - древность.


31 янв 2013, 15:06
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45
Сообщения: 325
Откуда: Орел
Форумчане, интересует, возможно, отвлеченный вопрос. На школьных уроках литературы учитель, иногда, спрашивал что хотел выразить автор в определенном произведении. Я терялся и не понимал, что от меня хотят.
Кроме автора на этот вопрос никто не сможет ответить, по моему мнению. Помогите разобраться!

_________________
Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)


11 мар 2013, 06:11
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Axel Bruns, хороший вопрос. Учитель, по-моему, в большинстве случаев хочет услышать то, что требует школьная программа. Хотя, допустим у меня, часто возникал вопрос - всегда ли автор стремиться заставить читателя задуматься над чем-то? Может он и не ставит перед собой такой цели, а просто делится воспоминаниями, выражает свою позицию по какому-то вопросу, испытывает потребность о чем-то рассказать и т.д. (Кстати, в школьной программе в основном произведения, которые именно учат чему-то)
Советую задать этот вопрос гостю сайта - Алексею Варламову, вот и узнаем, о чем же думает писатель в минуты своего творчества.

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


11 мар 2013, 14:57
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2013, 11:19
Сообщения: 41
Я припоминаю, как на меня топала ногами и визжала литераторша, когда я предлагал свою интерпретацию "Мастера и Маргариты" и "Собачьего сердца". Кстати, догадки потом подтвердил более системно уже в студенческие годы один необычный человек, по касательной прошедший сквозь мой американский год.

Но и ещё одна вещь.
Сначала в монографии по поэзии абсурдистов я сослался на одного исследователя - по принципу "процитировал авторитетное мнение": "Автор зачастую не до конца осознаёт, что пишет, и является как бы проводником информации..." Это касалось разбора так называемого "автоматического письма" у французских поэтов ХХ века. И только потом, когда ребята-актёры разбирали перед постановкой мои пьесы, начали выскакивать подробности, которые я и не подразумевал сказать, но сказал (и не мог не согласиться, потому что всё было на поверхности).

Тогда лично я понял: текст живёт своей жизнью, как только он написан.

_________________
"Поздравляю тебя, Шарик, ты - балбес."


11 мар 2013, 15:34
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 98 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB