Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 19 июн 2018, 06:20



Ответить на тему  [ Сообщений: 40 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 Вопросы к бабе Оле 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
да, это было и здесь:
http://www.gramota.ru/forum/redaktor/109619/

[Розенталь, параграф 71 «Правописание «не» с наречиями», п. 3, прим. 1:

«В некоторых случаях возможно двоякое толкование и, как следствие, двоякое написание; ср.: до ближайшей остановки автобуса отсюда недалеко (утверждается, что близко) – до ближайшей остановки автобуса отсюда не далеко (отрицается, что далеко); редактор уехал ненадолго (на короткое время) – редактор уехал не надолго (не на продолжительное время). Для решения вопроса необходим более широкий контекст]

В ответах на такие вопросы обычно пишут "необходим более широкий контекст". И наши корректоры, когда подходишь к ним с вопросом, начинают читать даже не с начала абзаца, а просят принести предыдущую страницу тоже! Вот какой им нужен контекст!

Если, как Вы пишете, из школьных тестов уже выкинули такие задания, тогда УРА!!! - камень с плеч. Если такое попадётся - тогда медицина бессильна, будем подавать апелляции.

А в Вашем примере ("Человеку, говорящему на русском языке с рождения, не трудно найти корень в родственных словах") возможно только раздельное написание? Или в зависимости от смысла, вложенного в эту фразу, возможны оба варианта?
Допустим, ребёнок пишет сочинение дома и хочет написать это предложение. Спрашивает, как написать "не". Как ему ответить, учитывая, что слово "предикативный" ему непонятно?


26 ноя 2012, 16:59
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Да, возможны оба варианта. Я посчитала так (отрицание трудности. ) Кстати, если Вы пишете как автор , никто н е имеет права исправлять,тк это искажение заложенного Вами смысла. Но другое дело ,если ребёнок пишет в сочинении. Тут на "милость" проверяющему.Кстати, наш город был "в эксперименте",то есть ЕГЭ мы начали на 3 года раньше. Правда,почти ни один значимый университет его не признавал , ребята экзамены вступительные сдавали. Кроме этого ,если оценка за ЕГЭ не удовлетворяла, можно было сдать экзамен обычным порядком - сочинение итд.
В этом случае я на такие моменты "разночтений " обращала особое внимание и учила делать заявление -апелляцию прямо на экзамене.
Представьте себе , дочка моих соседей попала в такую ситуацию . Я уже упоминала пример : Этот фильм неинтересен. Она сделала точно так ,как я её научила.

Она подняла руку и тихонько сообщила , что в данном предложении возможны 2 варианта ответа . что делать ?
Ей предложили в графе для замечаний (есть сейчас такая? ) об этом написать. Всё прошло замечательно . Она получила высокие баллы. Поступала в политехнический ,а там русский язык уже принимали по ЕГЭ.


26 ноя 2012, 17:42
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Спасибо, баба Оля! Очень хороший совет!


26 ноя 2012, 18:02
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Я очень серьёзно продумала замечание , которое сделала Наталья Алексеевна , и пришла к выводу ,что я слишком самоуверенно заявила , что ребёнку не трудно найти однокоренное слово , хотя существуют устаревшие слова ,корень которых порой даже взрослые люди не могут быстро найти

Вспомнила случай ,когда в тесте предыдущего года было слово обр...мление. Все до единого мои ученики входили в ступор . Что это такое?

первопричиной этому ,как потом оказалось , явились чередования согласных , о которых практически не вспоминают . А это надо обязательно ,особенно когда надо ответить на вопрос о словообразовании :

г - ж -з друг ,дружный .друзья

к -ц- ч лик , лицо , личный

д - ж - жд ходить , хожу , хождение

т - ч - щ свет , свеча ,освещение

ск - ст - щ пускать , пустить , пущу

х - - ш слух - слушать

ск - ст - щ пускать , пустить , пущу

х - ш слух - слушать

з - с возить , вожу

с - ш носить , ношу

б - бл лбить , люблю

п - пл купить , куплю

в - вл ловить , ловлю

ф - фл графить , графлю

м - мл кормить , кормлю

Именно к этому последнему и относится пример: рама - обрамление


26 ноя 2012, 18:18
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Superstarka, благодарю за рекомендованную Вами книгу Розенталя. Просто казалось сначала, что вопрос не так уж и сложен.
А поподробней - т.е. немного шире, чем в учебнике. Мне кажется сын поймет, он в некоторых вопросах лучше меня разбирается.
Вы упоминали о вертикальном способе разбора/схемы предложений. Может расскажете?
(Сын обычно знаки препинания пропускает по невнимательности, пока не нашла способа борьбы с этим).

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


28 янв 2013, 12:58
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
balena,я попытаюсь рассказать о том, как составить вертикальную схему. Конечно, показать было бы проще. а на сайте нет возможности разместить схему, да и в компьютерной графике я " не копенгаген ".
Возьмём такое предложение:
Надо было посмотреть как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.(без зн. преп.)

В этом предложении заключается одно из правил, которое постоянно тестируется, но с трудом понимается детьми именно из-за отсутствия вертикального размещения схемы. Это т.наз соподчинение, т.е. предложение, в котором придаточные предложения (подчинение) соединены сочинительным союзом.

Правило заключается в следующем: запятая перед союзом и ставится точно в соответствии с правилом постановки зн.преп. при однородных членах предложения. Но для этого надо убедиться, что:

1. Прид. пр. относятся к одному и тому же слову в главном.
2. Прид. пр. отвечают на один и тот же вопрос.

действия:
1.находим главное предложение. Здесь это надо было посмотреть.Рисуем в верхней части листа прямоугольник.
Это условно -главное предложение.
2. Читаем: надо было посмотреть...( на что?). От слова посмотреть ведём вниз (придаточное по статусу ниже главного)стрелку. Возле стрелки пишем заданный вопрос (на что?), а на конце стрелки
рисуем овал( условно так обозначаем придаточное пр.)
3. Предложение продолжается: Надо было посмотреть (на что?). Ещё одна стрелка вниз, вопрос, овал.
4. Итак, это почти готовая схема. Дело в том, что в предложении есть союз и. Ставим его между овалами.т.е. между прид.пр.

Вот теперь мы видим, что это соподчинение. Два предложения относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. И видим, что по правилу однородных членов запятая здесь ставиться не должна( союз один).

Предложение будет выглядеть так:

Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти....


Представим себе. что предложение такое:

Надо было посмотреть как развёртываются листья сирени которая стояла возле моего окна.

1. Рисуем главное предл. Стрелку вниз. Пишем вопрос. Рисуем овал.
2.А дальше мы видим, что к следующему предложению вопрос надо задать от слова сирени (какой?). Теперь прид. предл .становится главным для следующего. От слова сирени
ведём стрелку вниз, пишем вопрос, рисуем следующий овал.

Перед нами схема предложения с последовательным подчинением. (Запомните, внутри одного предложения самое главное- только одно!), поэтому прямоугольник только один.

Надо было посмотреть,как развёртываются листья сирени, которая стояла возле моего окна.

Сирень которая должна скоро распуститься покрылась сизыми кистями.


Схема предложения, когда придаточное стоит внутри главного, ничем не отличается. Находим основу пр. т.е. главное предлож: Сирень покрылась. Прямоугольник. Стрелка вниз. Вопрос (какая?). Овал.
Сирень покрылась сизыми кистями---->какая? которая должна скоро распуститься.

Сирень, которая должна скоро распуститься, покрылась сизыми кистями.


Я,естественно, не затрагиваю вопрос о разрядах прид. предложений,т.к. Ваш сын ещё не изучал этого. Начинайте с небольших предложений. Главное- найти главное пр., а потом почувствовать, как придаточные связаны с ним.

Старайтесь на первых парах подбирать предложения, где нет дополнительных осложнений: прич. и дееприч оборотов, чтобы он не запутался.


Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени, стоящей возле моего окна, и как она выпускает сизые кисти будущих цветов, радуясь наступившему теплу.


Вы видите, что перед союзом И появилась запятая. Она относится к причастному обороту. Но предложение не перестаёт быть соподчинённым, поэтому на схеме этй запятой быть не должно!



Я очень старалась, чтоб было понятно. Если мне это удалось, то буду рада. Пишите.


28 янв 2013, 21:41
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Ольга Михайловна (увидела в другой теме Ваше имя отчество), Вам удалось, все понятно и по описанию. Спасибо Вам большое.
Будем пробовать, эта работа нам только предстоит, т.к. придаточные предложения они еще не изучали.
А вот причастные и деепричастные обороты уже давно прошли.

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


29 янв 2013, 13:11
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
balena, помню, когда я учила детей видеть обороты в предложении, я приносила в класс старый мамин фартук с заплаткой. Задавала вопрос, что будет, если заплатку вырезать. Дети говорили:"Дырка". На доске написано предложение с оборотом. "Что будет, если стереть оборот?"-спрашиваю?
"Дырка!"- понимают дети. Стираю. А вам понятно, о чём идёт речь в пр. без оборота?. Дети отвечают:"Да".
Стираю ещё одно слово из предложения. "А теперь понятно?" "Не очень"- отвечают.
Вот так наглядно они учатся находить границы оборотов.

Книга, раскрытая на третьей странице, покрылась густым слоем пыли.
Книга................................................ покрылась густым слоем пыли.
Книга.................................................................густым слоем пыли.

Маленький мальчик, подпрыгивая на каждом шагу, мчался по двору.
Маленький мальчик.............................................мчался по двору.
Маленький мальчик.......................................................по двору.

Когда дети поймут, что оборот-это самостоятельная единица предложения с чётко заложенным смыслом, им не будет составлять труда выделять их в тексте. А эти задания непременно есть в каждом тесте.


29 янв 2013, 14:16
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
С причастными и деепричастными оборотами у нас проблем нет. У нас скорее проблемы с характером и внимательностью.
Он умудряется на изложении кроме своей еще и тетрадь соседа проверить (на наличие ошибок).
Потом приходит домой и удивляется:"Сам не пойму, как я мог такую ошибку допустить." Бывает досадно, но не страшно.
Но работы все равно много, т.к времени не хватает.
Спасибо Вам, Ольга Михайловна, за подробные объяснения, думаю обращусь за помощью еще не раз.

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


29 янв 2013, 21:11
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
balena,я хочу высказаться в защиту учительницы Вашего сына, если у Вас раньше не было причин сомневаться в её квалификации. И вот почему. В сложившейся ситуации провокацию устроили издатели учебника, предложив в качестве примера для детей, ещё не изучавших сказуемое, предложение обижаться смешно и глупо без тире. Это совершенно недопустимый вариант предложения из трёх слов, т.к. смысл предложения без тире совсем другой. Вроде как при тебе оскорбят твою мать, а ты не обижайся!. Чтобы сказать, обижаться-смешно и глупо, надо иметь право. Если я обижаюсь на то, что мне сделали замечание по поводу моего фырканья за столом-это другое!
Зная, что по школьной программе мы говорим именно о случаях постановки тире в подобных этому предложениях, она могла тоже,как и я, прочитать его с естественной понижающей интонацией, наподобие такого:Ей нравилось обижаться смешно и глупо.
Ваш сын- умница, да и, кроме того, у него глаз не "замылен" на определённой конструкции, что и дало ему возможность правильно определить, где здесь подлежащее.
Очень хорошо, что возникла такая ситуация, потому что в тестах подобная конструкция встречается в разделе: определите, где должно стоять тире.Ваш сын ответит на этот вопрос без сомнений.
А что касается учебников- об этом говорят очень много. Мне приходилось встречать и не такие "перлы".
Привет Вашему сыну-умнице! Успеха!


30 янв 2013, 13:42
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 40 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB