Русский на 5 http://russkiy-na-5.ru/forum/ |
|
Разделительные Ъ и ь http://russkiy-na-5.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=146 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | superstarka [ 21 ноя 2012, 03:08 ] |
Заголовок сообщения: | Разделительные Ъ и ь |
Разделительные Ъ и ь . Употребление разделительных знаков различается прежде всего по их положению в слове. Ъ знак пишется исключительно между приставкой и корнем. Можно это представить так: ППППП Ъ КККККК ( где п - это приставка ,а к - корень) 1. Но всё дело в том, что приставка должна заканчиваться на согласный, а корень начинаться на е , ё , ю , я. Объявить. предъюбилейный , безъядерный... Эта часть правила обычно хорошо усваивается ещё в начальной школе, но не исчерпывает все его положения. 2. Ъ также пишется в сложных словах после двух , трёх , четырёх - и опять при наличии в корне е , ё , ю , я. двухъязычный, трёхъярусный.... 3. Ъ пишется в иноязычных словах после приставок аб- , ад- , диз-, ин- интер- , кон- , об- , суб- Этих слов не так много , поэтому их лучше запомнить ,т.к именно они и встречаются в ЕГЭ адъютант , инъекция , конъюктура (обстановка . напр. конъюктура рынка ), конъюктивит (болезнь глаз ) объект , субъект 4. Ъ пишется в сложных словах после первой части : контр - контръякобинский (мятеж) пан - панъяпонский (экспресс) супер - суперъястребы (лётчики) меж - межъязыковый (барьер) сверх - сверхъестественное но в словах : арьергард , интервьюировать , подьячий (дьяк) пишется ь Внимание ! ъ не пишется между частями сложносокращённых слов , как : детясли , иняз , комячейка и.т.д 1. Ь разделительный пишется внутри слова перед буквами е , ё , ю, я , и обезьяна , портьера, мелколесье , компьютер ... 2. Ь разделительный пишется в иноязычных словах перед о медальон , почтальон , шампиньон. Внимание ! запомните слово нюанс - в нём вообще никакие знаки не пишутся . А теперь перейдём к ,казалось бы, другому правилу ,но оно теснейшим образом связано с разделительными Ъ и Ь знаками. А именно к правописанию ы и и после приставок Что же общего в этих правилах ? Во-первых, приставкка должна заканчиваться на согласный. Корень слова , а иногда и вторая приставка, должны начинаться на звук и . А звук и в русском языке особенный . Согласные, стоящие перед ним ,как правило, смягчаются : милый ,хилый килограмм... А как же быть , когда перед и стоит приставка? Попробуйте произнести слово раз"игрался (смягчите звук з ). Думаю, получилось смешно. Чтобы смешно не было , смягчающая буква и "отвердела" ,то есть произноситься и писаться стала Ы. Разыгрался, подыскать , безысходный( здесь "отвердела" вторая приставка -без- ис-ход. Но процесс этот происходит не всегда. Посмотрим на пункты 2. 3. 4. предыдущего правила правописания Ъ и увидим ,что 2. после двух-, трех- , четырёх- ; 3. после иноязычных приставок ; 4. после первой части слов сверх-, меж-, пан-, транс-, супер-, контр- буква и сохраняется двухимпульспый , трансиорданский, межинститутский, контригра, панисламизм, постимпрессионизм, сверхинтересный, суперигра и.т.д. очень интересное слово сверх - из - ысканный . после первой части сверх и сохранилась, а в корне после второй приставки появилась ы . И опять же обращаю внимание на сложносокращённые слова . В них сохраняется и мединститут , спортинвентарь И слова , о которых говорилось выше : взимать , взыскать На этом урок закончим. Любящая вас баба Оля |
Автор: | Офелия [ 22 фев 2013, 19:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Разделительные Ъ и ь |
Хотелось бы спросить, какой корень в слове съел? |
Автор: | superstarka [ 22 фев 2013, 22:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Разделительные Ъ и ь |
Офелия писал(а): Хотелось бы спросить, какой корень в слове съел? Офелия писал(а): Хотелось бы спросить, какой корень в слове съел? Офелия! Слово съел относится к очень древнему пласту лексики. Она используется так давно, что на протяжении развития языка затерялись различия в его составе. Это так называемые однозвуковые корни: есть-ел; петь-пел; пить-пил;мыть-мыл;ныть -ныл... Так что в данном слове корень Е (JЭ). |
Автор: | Наталья [ 23 фев 2013, 12:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Разделительные Ъ и ь |
Хочу вступить в ваш разговор. Да, в слове съел, е ([й'э]) — корень. А вот относительно других слов есть и иная точка зрения. В школьной практике сосуществуют обе: одни учебники и учителя дают одно объяснение, а другие — другое. Смысл иной интерпретации вот в чем. В словах пить, бить, вить, жить и др. выделяют корни пи, би, ви, жи... Это связано с тем, что разные глагольные формы образуются от разных видов глагольной основы (иногда их называют разными основами): основой инфинитива (неопределенной формы глагола) и основой настоящего времени. Эту точку зрения представляет А. Н. Тихонов, автор капитального труда "Морфемно-орфографический словарь русского языка". |
Автор: | Гараццкой Лефф [ 23 фев 2013, 20:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Разделительные Ъ и ь |
Добро) Корень слова у "пью" и "бью"?) |
Автор: | Наталья [ 23 фев 2013, 21:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Разделительные Ъ и ь |
Академическая наука использует более тонкий инструментарий, чем школьная практика. Это и понятно. Она, рассматривая соотношения основ инфинитива и настоящего времени, дает толкование: в формах настоящего времени происходит "наращение [й']" в основе настоящего времени: п[й'], б[й']. Что такое "наращение"? Это обычно один согласный (необязательно [й']) или реже сочетание звуков, которые появляются в основе в определенных формах, но не являются формообразующими суффиксами. Получается, что в школе, где не изучают никаких наращений, этот согласный [й'], который не может быть отнесен ни к окончанию, ни к суффиксу, может быть отнесен только к корню. Сейчас изменился и порядок разбора. Раньше нас учили прежде всего выделять корень. Теперь не так. Теперь сначала отсекают окончание, определяют аффиксы: приставки и суффиксы, а то, что остается в итоге, считают корнем. Кстати, системное описание словообразовательных гнезд лексики русского языка (145 тыс. единиц лексики) позволило А. Н.Тихонову, автору двух огромных словарей (Морфемно-орфографического и Словообразовательного), выделить корни во многих словах не совсем привычно для нашей школы. Я сама не специализировалась в морфемике и словообразовании, но могу подтвердить, что за последние 30 лет эти научные дисциплины изменили многие наши привычные представления. Школа использует данные фрагментарно и разноречиво. Например, одни учебники называют ть суффиксом, другие — окончанием. Есть много и других разночтений. Я вижу выход в том, чтобы привести существующие представления к единому знаменателю. Поэтому я за то, чтобы давать материал по морфемике и словообразованию по Тихонову. Словари доступны. Они есть и в продаже в книжных версиях, и в сети Интернет. Учителей, кстати сказать — я знаю об этом из писем — ориентируют сейчас на этот же источник информации. |
Автор: | Гараццкой Лефф [ 23 фев 2013, 21:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Разделительные Ъ и ь |
Цитата: в формах настоящего времени происходит "наращение [й']" в основе настоящего времени: п[й'], б[й']. Круто! Я и не знал, что в форме "читаю" у меня наращение в виде j между тематической гласной основы и окончанием! Круто! Инфиксация тематического гласного в корень! |
Автор: | Гараццкой Лефф [ 23 фев 2013, 21:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Разделительные Ъ и ь |
На самом деле это я вот к чему. Ребёнку в школе, интересно, как объясняют всю эту ересь? Как объяснить, что не наращение тут по факту, а СРАЩЕНИЕ? И пример тому - польское спряжение pić ja piję ty pijesz В польском остался этот корень ещё в не до конца разложившейся форме pij-. Но польский же и утратил мягкость, которая по факту отходит одновременно и к окончанию. То есть должно быть так: пью - (п'й-йу), где йотированный звук постепенно стал частью и корня, и окончания. А в польском полностью отошёл к корню, поскольку, как я сказал, там утрачена мягкость. |
Автор: | Наталья [ 24 фев 2013, 09:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Разделительные Ъ и ь |
Да,привлечение данных других языков часто оказывается плодотворным для описания какого-либо конкретного языка. Поэтому и есть такие разделы языкознания, как общее и сравнительное языкознание. Но для детей, для школьников это тоже не путь: их будут пугать примеры из незнакомых языков. А вообще русистика заметно обогатилась, когда в 50-х к нам на вузовское обучение начали приезжать иностранцы. Оказалось, что в той же грамматике у нас много особенного, такого, что традиционные грамматические описания, сделанные в рамках одного языка, обходили вниманием. Это особенное давало себя знать ошибками в речи студентов. Тогда осозналось, что случайных ошибок не бывает, что они носят системный характер, в котором проявляются несовпадения между языками: родным и изучаемым. Начались исследования, выделилась дисциплина РКИ (русский язык как иностранный), открыли научно-методический центр, а потом и институт... Что касается академической науки, у меня есть слова оправдания. Понимаете, возможны разные подходы. Мы же помним, что языкознание — наука интерпретационная? И еще одно: каждый на перекрестке — заметил какое-либо явление, что делать с ним дальше? И для чего? Как и везде, в науке встречается всякое: и амбициозность, и гордыня, и упрямство... И любой осознанно или не осознанно делает выбор: —Вписывать в более широкий лингвистический контекст (связи по горизонтали)? —Встраивать в традицию (связи по вертикали), а в науке традиция вообще играет заметную роль: ни одно исследование не избегает того, чтобы узнать, а что было до тебя, —Отказаться от данного объекта, если он по какой-то причине неудобен для описания, имеет спорную природу и т.д. или —Описывать, как можешь... Лично я не вижу блеска в списках морфонологических чередований, но осознаю, что для составления их потребовался огромный научный труд нескольких поколений ученых. Для меня не столь важно, как названо явление... Я думаю, что правильнее и честнее сказать: вот, у нас есть такой материал, он не вписывается в общепринятую систему... Мы свои знания, свои данные излагаем вам. Мы называет это так-то. Так и поступили авторы АГ 80 (Академической Грамматики, 1980 г.). Интересы людей могут существовать параллельно, а могут пересекаться. Возможно и вообще невероятное: существовали-существовали параллельно, а потом вдруг пересеклись. Так же существуют параллельно, но иногда пересекаются интересы, потребности, запросы школьной и академической практики. Академическая наука развивается по своим путям, без оглядки на то, что и как будут объяснять детишкам в начальной, средней и старшей школе. У неё свои задачи, она должна смотреть вперед, в неизведанное. И если какие-либо объяснения сложны для детского понимания, русистика как наука за это ответственности не несет. Скажем спасибо за то, что у нас есть добротные источники исходной информации. А что делать школе, это уже особый и очень большой разговор. По-моему, так. |
Автор: | Гараццкой Лефф [ 24 фев 2013, 14:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Разделительные Ъ и ь |
Так то, что академическая наука своим путём идёт, я и не сомневаюсь. Вопрос в том, почему детям задают вопрос, над которым мы ломаем голову. А если ребёнку задан вопрос, то ожидается, что будет и получен ответ. Верно ведь? Как с Маленьким принцем. Не отставал, пока не получал ответ. Итак. Как же предполагается получить ответ от ребёнка по поводу "пью"? Если мы выяснили, что этот йодированный звук - либо наращение (с очень мне любопытной инфиксацией в корень, как у "читаю"), либо распределение j между корнем и окончанием. Ребёнок даст ответ. И по одному из критериев этот ответ будет в любом случае ложным. Или у нас в школе уже всё равно, как и чему обучать? |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |