Русский на 5 http://russkiy-na-5.ru/forum/ |
|
Деепричастия. Деепричастный оборот. Обособленное обстоятельств http://russkiy-na-5.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=148 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | superstarka [ 10 янв 2013, 22:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Уроки бабы Оли |
Вот и закончились каникулы. Надеюсь, что вы хорошо отдохнули. Теперь продолжим нашу работу. Тема сегодняшнего занятия : «Деепричастия. Деепричастный оборот. Обособленное обстоятельство» Что касается орфографии деепричастия, то здесь нет каких- либо проблем. Ведь это неизменяемая глагольная форма, образованная от глагола и наречия. Поэтому нет окончаний, как в глаголах и причастиях, и суффиксы легко прочитываются. C частицей не деепричастия пишутся раздельно. Но есть проблемы, с которыми сталкиваются очень многие (сужу по своему опыту). 1. Как отличить деепричастие и причастие в тексте? Прежде всего это касается действительных причастий прошедшего времени с суффиксами -ВШ-, -Ш- и деепричастий прошедшего времени с суффиксами -ВШИ-, -В-, -ШИ-. Сравните: Задумавшийся человек идёт по улице. За-дум-а-вш-ий-ся (какой?). Это причастие. Отвечает на вопрос прилагательного. Определение, стоящее перед определяемым словом. Нет условий для обособления (смотрите предыдущий урок ). Задумавшись, человек идёт по улице. За-дум-а- вши-сь (как?) Это деепричастие. Отвечает на вопрос наречия. Обстоятельство. Обосабливается ( условия обособления одиночных обстоятельств, выраженных деепричастием , рассмотрим ниже). Итак, самый простой способ отличить причастие и деепричастие- задать вопрос. 2. Если причастие-дочка больше похоже на маму-прилагательное( изменяется как прилагательное, обозначает признак предмета, в предложении выполняет роль определения), ![]() ![]() -а-,-я-,-вши-,-в-! Заявляет сынок-деепричастие. ![]() (суффиксы деепричастия) то деепричастие-сынок, больше похож на папу- глагол. Прежде всего тем, что в предложении выполняет роль дополнительного действия. Посмотрим на такое предложение. Человек шёл по улице, и спотыкался на каждом шагу, и наталкивался на прохожих. А можно написать так: Человек шёл по улице, спотыкаясь на каждом шагу и наталкиваясь на прохожих. Какое предложение вам больше нравится? Думаю, второе, так как в нём не повторяются подряд глаголы, а употреблены в качестве второго и третьего действия деепричастия. Поэтому предложение стало более литературным. Человек шёл по улице ( что делая? Каким образом?). Спотыкаясь и наталкиваясь. Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Чтобы раз и навсегда научиться «чувствовать» в предложении деепричастия, я рекомендую такое упражнение: Произвольно возьмите пары глаголов и замените их деепричастиями ( надо помнить, что не от всех глаголов образуются деепричастия. Можно изменить вид глагола, добавить приставку.) Например так: Он шёл и насвистывал песню. - Он шел, насвистывая песню. Я устал от долгого пути и быстро уснул. - Устав от долгого пути, я быстро уснул. Люди весело смеялись и смотрели мультфильм. - Весело смеясь, люди смотрели мультфильм. Дальше самостоятельно: Ученики входили в класс и здоровались с учителем… Собака увидела чужого человека и громко залаяла… Мальчик сидел за столом и с интересом читал книгу… 3. Я приведу пример из теста, где вам необходимо указать грамматически правильное продолжение предложения: Отогнав акул далеко в море, спасателей уже ничто не волновало. дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно. на рыбацких судах воцарилось спокойствие. жителей посёлка ждала другая напасть. (задание А4) В чём смысл подобных заданий? Дело в том, что в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами главное и дополнительное действие обязательно выполняет один и тот же субъект (лицо или предмет). Это очень важно. Приведу классический пример грамматического юмора. Автор- А.П. Чехов: Подъезжая к вокзалу, у меня с головы слетела шляпа. Итак, подлежащим в данном предложении является слово шляпа . Действия: подъезжать, слететь. Что у нас получается? Шляпа подъезжала и слетела. Вот такая загогулина. Понятно, что шляпы самостоятельно в поездах не ездят, значит, предложение составлено неверно. Составьте его самостоятельно по тому, как делали в предыдущем пункте. Вернёмся к заданию из теста. В первом предложении подлежащее- ничто. Во втором- дельфины. В третьем- спокойствие В четвёртом- напасть Смотрим, какой субъект может отогнать акул? Становится понятно, что это могут только дельфины. Стало быть, правильный ответ- 2. Отогнав акул далеко в море, дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно. ( дельфины отогнали и встретили ) . Кроме этого, в тестах вам предлагается расставить знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами: Задание А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Уже в наше время исследователи творчества Э.А. По (1) получив в своё распоряжение (2) скрывавшиеся прежде (3) материалы (4) смогли установить связь между жизнью и творчеством американского писателя. 1) 1,4 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 4 Как мы рассуждаем? Подлежащее – Исследователи. Сказуемое (главное действие) смогли установить . Стало быть, на месте цифры 4 должна стоять запятая, т.к. предложение должно быть таким: Уже в наше время исследователи творчества Э.А. По смогли установить связь между жизнью и творчеством американского писателя. Смогли установить когда? Что сделав? Получив в своё распоряжение материалы. Это деепричастный оборот (обособленное обстоятельство времени- свойство мамы-наречия). Ставим на месте цифры 1 запятую. Осталось решить, как быть с цифрами 2, 3? Мы видим слово скрывавшиеся. Ставим вопрос: материалы какие? Скрывавшиеся прежде. Определение, выраженное причастным необособленным оборотом. А почему он не обособлен, вы уже знаете. (см. тему «Обособление определений»). Делаем вывод: Правильный ответ- 1. Научившись видеть в предложении деепричастие, вы легко выполните и задание, в котором требуется найти среди указанных предложений то, в котором есть обособленное обстоятельство во 2 части теста. Как я уже говорила в связи с причастиями, во 2 части нет упоминания о деепричастном обороте. Вопрос ставится так: В5- Среди предложений 1- 7 найдите предложения, которые осложнены обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений. В5- Среди предложений 6- 11 найдите предложение, в котором есть необособленное распостранённое определение. Напишите номер этого предложения Что касается обособления деепричастных оборотов, то правило здесь простое. Они обособляются практически всегда. Исключение составляют обороты, ставшие неделимыми фразеологическими единицами. В приведённом примере предыдущего урока было: …лошади лежали понурив головы- это фразеологический оборот. Работать засучив рукава . Делать дело не покладая рук итд… Гораздо сложнее правило обособления одиночных деепричастий. Здесь надо обратить внимание на следующее: а) Не обособляются наречия, образованные от одиночных деепричастий: лёжа, молча, сидя итд. Он читал книгу лёжа; сидел молча; работал сидя… б) Если одиночное деепричастие стоит впереди главного действия, то оно обособляется: Уходя, гасите свет. Не хвастая, расскажу о нашем походе. Играя, дети учатся жизни… в) Если одиночное деепричастие указывает на образ действия, то оно не обособляется. В этом случае мы видим, что утрачивается значение действия, а на первый план выходит7 значение наречное- каким образом? : Он сидел согнувшись. Вы видите, что невозможно сказать: сидел и сгибался! А сидел (каким образом?) согнувшись… Он шёл, насвистывая. Здесь значение второго действия чётко прослеживается: Шёл и свистел. В этом случае одиночное деепричастие обособляется. Чтобы вам было более понятно, приведу примеры необособленных одиночных деепричастий: Он спал не раздеваясь. Девочка вбежала в комнату рыдая. Дмитрий подал ему деньги не считая. Ребята ушли не оглядываясь. Ничего нельзя делать не думая… Примеры обособленных одиночных деепричастий: Казаки посматривали на него, расступаясь. Он прервал свой рассказ, прикуривая. Пёс напрягся, насторожившись… Можно добавить, что чаще не обособляются, т.е. выражают образ действия, деепричастия, с суффиксом -А-,-Я- А деепричастия с суффиксами -ВШИ-, -ШИ-, -В- обычно имеют значения времени, причины, условия, уступки. Ещё обращу ваше внимание на предлоги, образованные от деепричастий: несмотря на, невзирая на. Они с частицей не пишутся слитно и сохраняют свойство деепричастного оборота, т.е. обособляются. Например: Несмотря на мороз, мы поехали на лыжную прогулку. Невзирая на запрет, туристы решили спуститься на снегоходе по опасному склону. Обращаю внимание! Предлога не глядя не существует! Ещё скажу о наречиях, образованных от деепричастий, которые пишутся слитно с частицей не: нехотя, немедля На этом сегодня всё. Всего вам доброго. Любящая вас баба Оля. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |