Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 28 мар 2024, 22:44



Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
 Деепричастия. Деепричастный оборот. Обособленное обстоятельств 
Автор Сообщение
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Вот и закончились каникулы. Надеюсь, что вы хорошо отдохнули. Теперь продолжим нашу

работу.


Тема сегодняшнего занятия : «Деепричастия. Деепричастный оборот. Обособленное

обстоятельство»



Что касается орфографии деепричастия, то здесь нет каких- либо проблем. Ведь это

неизменяемая глагольная форма, образованная от глагола и наречия. Поэтому нет окончаний,

как в глаголах и причастиях, и суффиксы легко прочитываются. C частицей не деепричастия пишутся раздельно.

Но есть проблемы, с

которыми сталкиваются очень многие (сужу по своему опыту).

1. Как отличить деепричастие и причастие в тексте?

Прежде всего это касается действительных причастий прошедшего времени с суффиксами

-ВШ-, -Ш- и деепричастий прошедшего времени с суффиксами -ВШИ-, -В-, -ШИ-.

Сравните:

Задумавшийся человек идёт по улице. За-дум-а-вш-ий-ся (какой?). Это причастие. Отвечает на

вопрос прилагательного. Определение, стоящее перед определяемым словом. Нет условий для

обособления (смотрите предыдущий урок ).


Задумавшись, человек идёт по улице. За-дум-а- вши-сь (как?) Это деепричастие. Отвечает на

вопрос наречия. Обстоятельство. Обосабливается ( условия обособления одиночных

обстоятельств, выраженных деепричастием , рассмотрим ниже).


Итак, самый простой способ отличить причастие и деепричастие- задать вопрос.



2. Если причастие-дочка больше похоже на маму-прилагательное( изменяется как

прилагательное, обозначает признак предмета, в предложении выполняет роль определения),

:unknown: папа-глагол :no: мама-наречие

-а-,-я-,-вши-,-в-! Заявляет сынок-деепричастие.
:P
(суффиксы деепричастия)


то деепричастие-сынок, больше похож на папу- глагол. Прежде всего тем, что в предложении

выполняет роль дополнительного действия. Посмотрим на такое предложение.


Человек шёл по улице, и спотыкался на каждом шагу, и наталкивался на прохожих.


А можно написать так:


Человек шёл по улице, спотыкаясь на каждом шагу и наталкиваясь на прохожих.


Какое предложение вам больше нравится? Думаю, второе, так как в нём не повторяются

подряд глаголы, а употреблены в качестве второго и третьего действия деепричастия. Поэтому

предложение стало более литературным.


Человек шёл по улице ( что делая? Каким образом?). Спотыкаясь и наталкиваясь.

Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.




Чтобы раз и навсегда научиться «чувствовать» в предложении деепричастия, я рекомендую

такое упражнение:


Произвольно возьмите пары глаголов и замените их деепричастиями ( надо помнить, что не

от всех глаголов образуются деепричастия. Можно изменить вид глагола, добавить приставку.) Например так:


Он шёл и насвистывал песню. - Он шел, насвистывая песню.

Я устал от долгого пути и быстро уснул. - Устав от долгого пути, я быстро уснул.

Люди весело смеялись и смотрели мультфильм. - Весело смеясь, люди смотрели мультфильм.

Дальше самостоятельно:

Ученики входили в класс и здоровались с учителем…

Собака увидела чужого человека и громко залаяла…

Мальчик сидел за столом и с интересом читал книгу…



3. Я приведу пример из теста, где вам необходимо указать грамматически правильное

продолжение предложения:


Отогнав акул далеко в море,


спасателей уже ничто не волновало.

дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.

на рыбацких судах воцарилось спокойствие.

жителей посёлка ждала другая напасть. (задание А4)



В чём смысл подобных заданий? Дело в том, что в предложениях с деепричастиями и

деепричастными оборотами главное и дополнительное действие обязательно выполняет один и

тот же субъект (лицо или предмет). Это очень важно.

Приведу классический пример

грамматического юмора. Автор- А.П. Чехов:


Подъезжая к вокзалу, у меня с головы слетела шляпа.


Итак, подлежащим в данном предложении является слово шляпа . Действия: подъезжать,

слететь. Что у нас получается? Шляпа подъезжала и слетела. Вот такая загогулина.


Понятно, что шляпы самостоятельно в поездах не ездят, значит, предложение составлено

неверно. Составьте его самостоятельно по тому, как делали в предыдущем пункте.



Вернёмся к заданию из теста. В первом предложении подлежащее- ничто.

Во втором- дельфины. В третьем- спокойствие В четвёртом- напасть


Смотрим, какой субъект может отогнать акул? Становится понятно, что это могут только

дельфины. Стало быть, правильный ответ- 2. Отогнав акул далеко в море, дельфины вместе

с людьми встретили спасательное судно. ( дельфины отогнали и встретили ) .



Кроме этого, в тестах вам предлагается расставить знаки препинания в предложениях с

деепричастными оборотами:



Задание А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?


Уже в наше время исследователи творчества Э.А. По (1) получив в своё распоряжение (2)

скрывавшиеся прежде (3) материалы (4) смогли установить связь между жизнью и творчеством

американского писателя.


1) 1,4 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 4


Как мы рассуждаем? Подлежащее – Исследователи. Сказуемое (главное действие) смогли установить .

Стало быть, на месте цифры 4 должна стоять запятая, т.к. предложение должно быть таким:


Уже в наше время исследователи творчества Э.А. По смогли установить связь между жизнью

и творчеством американского писателя.


Смогли установить когда? Что сделав? Получив в своё распоряжение материалы.

Это деепричастный оборот (обособленное обстоятельство времени- свойство мамы-наречия).

Ставим на месте цифры 1 запятую.


Осталось решить, как быть с цифрами 2, 3? Мы видим слово скрывавшиеся. Ставим вопрос:


материалы какие? Скрывавшиеся прежде. Определение, выраженное причастным

необособленным оборотом. А почему он не обособлен, вы уже знаете. (см. тему

«Обособление определений»).


Делаем вывод: Правильный ответ- 1.






Научившись видеть в предложении деепричастие, вы легко выполните и задание, в

котором требуется найти среди указанных предложений то, в котором есть обособленное

обстоятельство во 2 части теста. Как я уже говорила в связи с причастиями, во 2 части

нет упоминания о деепричастном обороте. Вопрос ставится так:



В5- Среди предложений 1- 7 найдите предложения, которые

осложнены обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.



В5- Среди предложений 6- 11 найдите предложение, в котором есть необособленное

распостранённое определение. Напишите номер этого предложения




Что касается обособления деепричастных оборотов, то правило здесь простое. Они

обособляются практически всегда. Исключение составляют обороты, ставшие неделимыми

фразеологическими единицами.


В приведённом примере предыдущего урока было: …лошади лежали понурив головы- это

фразеологический оборот. Работать засучив рукава . Делать дело не покладая рук итд…



Гораздо сложнее правило обособления одиночных деепричастий.

Здесь надо обратить внимание на следующее:


а) Не обособляются наречия, образованные от одиночных деепричастий:

лёжа, молча, сидя итд.

Он читал книгу лёжа; сидел молча; работал сидя…


б) Если одиночное деепричастие стоит впереди главного действия, то оно обособляется:

Уходя, гасите свет.

Не хвастая, расскажу о нашем походе. Играя, дети учатся жизни…



в) Если одиночное деепричастие указывает на образ действия, то оно не обособляется.

В этом случае мы видим, что утрачивается значение действия, а на первый план выходит7

значение наречное- каким образом? :


Он сидел согнувшись. Вы видите, что невозможно сказать: сидел и сгибался!

А сидел (каким образом?) согнувшись…


Он шёл, насвистывая. Здесь значение второго действия чётко прослеживается:

Шёл и свистел. В этом случае одиночное деепричастие обособляется.



Чтобы вам было более понятно, приведу примеры необособленных одиночных

деепричастий:


Он спал не раздеваясь. Девочка вбежала в комнату рыдая. Дмитрий подал ему деньги не

считая. Ребята ушли не оглядываясь. Ничего нельзя делать не думая…



Примеры обособленных одиночных деепричастий:


Казаки посматривали на него, расступаясь. Он прервал свой рассказ, прикуривая. Пёс напрягся,

насторожившись…



Можно добавить, что чаще не обособляются, т.е. выражают образ действия, деепричастия,

с суффиксом -А-,-Я-


А деепричастия с суффиксами -ВШИ-, -ШИ-, -В- обычно имеют значения времени, причины, условия, уступки.




Ещё обращу ваше внимание на предлоги, образованные от деепричастий: несмотря на, невзирая на.

Они с частицей не пишутся слитно и сохраняют свойство деепричастного оборота, т.е. обособляются. Например:


Несмотря на мороз, мы поехали на лыжную прогулку.

Невзирая на запрет, туристы решили спуститься на снегоходе по опасному склону.


Обращаю внимание! Предлога не глядя не существует!



Ещё скажу о наречиях, образованных от деепричастий, которые пишутся слитно с частицей не:

нехотя, немедля



На этом сегодня всё. Всего вам доброго. Любящая вас баба Оля.


10 янв 2013, 22:11
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ 1 сообщение ] 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB