Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 28 мар 2024, 12:59



Ответить на тему  [ Сообщений: 191 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 20  След.
 Я не понимаю. Помогите разобраться! 
Автор Сообщение
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Простите за то,что решила ответить на Ваш вопрос. Думаю, Наталья Алексеевна сейчас очень занята.

(ответ на поставленный вопрос ниже)



В безличном предложении нет и не может быть подлежащего. Как научиться видеть безличное предложение? Если в

предложение невозможно вставить я, он, она (им. падеж), а только мне, нам (дат. падеж). Или вообще никакого

местоимения невозможно подставить. В таких предложениях безличная форма иногда совпадает с формой 3 лица ед.числа.

Например:


На улице безлюдно. Пахнет сеном над лугами. Уже смеркается.


Последний раз редактировалось superstarka 27 янв 2013, 20:05, всего редактировалось 2 раз(а).



25 янв 2013, 21:27
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Superstarka, cпасибо вам огромное! :)
Я действительно была очень занята подготовкой нового материала и, хотя на сайт заглядывала, вопроса на форуме не заметила. :(


26 янв 2013, 09:28
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Superstarka, спасибо за помощь.
Я на сайте новичок. Наверное, не совсем правильно сформулировала свой вопрос.
То, что предложение безличное и односоставное вопросов не вызывает.
Не совсем понятно: как отличить простое глагольное сказуемое от составного?
Дело в том, что на уроке учитель в данном предложении выделила сказуемое - обижаться, а мне показалось, что все-таки сказуемое - обижаться смешно... глупо.
Вот как разобраться с этим?

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


26 янв 2013, 11:26
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
balena, когда мои ученики затруднялись в определении границы сказуемого, я их нацеливала таким образом:

для примера возьмём постоянно вызывающее вопросы сказуемое с союзом как и сравнительный оборот:

Я говорю как старший товарищ.

Попробуем поставить точку после словаговорю.Получится : Я говорю.Основа предложения- это его основная

мысль.А в приведённом предложении смысл не в том, что я буду точить лясы. а в том, что говорю как старший

товарищ. Если изъять эти слова из основы, то предложение будет иметь совсем другое значение.

Предложение должно иметь законченный смысл. Это первое.


И второе. Чтобы знать, какими бывают сказуемые, рекомендую внимательно прочитать 3 темы,касающиеся сказуемого:

Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое . Составное именное сказуемое.

Там очень подробно рассказывается, какие слова могут входить в состав любого сказуемого.

Кстати, в тесте есть задание. в котором надо определить тип сказуемого. И я сталкивалась с тем. что, например,

сказуемое буду ходить

определяли как составное глагольное, в то время как это простое глагольное сказуемое в форме сложного

будущего времени.

Всего вам хорошего. У меня есть форум ,Уроки бабы Оли, там есть раздел Вопросы бабе Оле. С

удовольствием помогу.


P.S. У меня написалось предложение :сказуемое определяли как составное глагольное.Здесь нет запятой перед

как, т.к. определяли как составное глагольное.
- это сказуемое.


Последний раз редактировалось superstarka 27 янв 2013, 21:47, всего редактировалось 1 раз.



27 янв 2013, 01:15
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Superstarka, спасибо Вам большое за консультацию и за приглашение в тему.
Сама я не ученица, а мама ученика 8 класса. Просто помогаю сыну, если возникают трудности и если сама знаю.
Предложение о котором спросила, взято из школьного учебника (программа 2100), причем тема называется - способы выражения подлежащего (глава: двусоставные предложения, односоставные идут со следующей главы). Т.е. способы выражения сказуемого они еще к тому моменту не разбирали.

Задание упражнения: Найдите грамматическую основу каждого предложения.Определите, какой частью речи выражено подлежащее.
Вот и возник вопрос, т.к. сын выделил смешно и грустно - подлежащее, обижаться - сказуемое. (как в задании требовалось :) ).
Сейчас у меня возник еще один вопрос: а какая цель была у авторов учебника? Ошибка или подвох?

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


27 янв 2013, 11:52
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
balena, честно скажу, на этот вопрос у меня нет ответа. Кто и как пишет современные учебники- тайна за семью печатями. Самое печальное, что учителя часто принимают сторону глупости. Какой бы ни был учебник, какое бы ни было задание, умный учитель всегда может найти компромисс. Например, после того, как в школе ввели горизонтальную схему сложного предложения (где-то в 70-е годы), дети перестали понимать структуру предложений, особенно таких, где много
придаточных, стоящих внутри главных. Схема становится громоздкой, "трудноусвояемой". В результате постановка знаков препинания стала проблемой. Когда я это поняла, то, несмотря на требования учебников, учила детей делать вертикальные схемы. И это немедленно давало результаты. Дети четко видели границы предложений.
И огромное счастье, когда у ребёнка есть мама, которая на его стороне. Успехов Вам!


27 янв 2013, 19:02
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
balena, я должна вот ещё что сказать относительно Вашего предложения.
Дело в том, что если ваше предложение стоит в теме подлежащее, то действительно есть предложения, в которых
наречия-категория состояния является сказуемым, а неопределённая форма- подлежащим.
Это малоупотребительная, типично литературная схема, о которой наши дети мало что знают, особенно если учитель говорит об этом невнятно.
Прежде всего, дети должны понять, что подлежащее- это основная мысль предложения, это то, о чём говорится в предложении.. Поэтому подлежащее может быть выражено и неопределённой формой глагола:


Курить- себе вредить. Подлежащее курить Именно оно -выражает основную мысль.

Сказуемое- это то, что говорится о подлежащем. Здесь говорится- вредить

Ещё примеры:
Чай пить- не дрова рубить. О решённом говорить- только путать.

В предложениях, где подлежащее выражено неопр.ф. , а сказуемое - категорией состояния, ставится тире, если
между ними есть интонационная пауза . Примеры:(подлежащее подчёркнуто)

Уступать врагу- позорно! Это ужасно- струсить в последний момент. Чертовски весело- кататься на лодке.

И если нет паузы, то тире не ставится:

Кататься на лодке весело. Судить других очень просто.

Поэтому в предложении: Обижаться смешно и глупо подлежащее - обижаться. а сказуемое -смешно и глупо.
Конечно, если бы я писала это предложение. то поставила бы тире. т.к. в предложении высказана слишком эмоциональная ситуация, а не истина. Всё ведь зависит от того, на что обижаться и на кого.

Поэтому у нас получилась такая долгая дорога к истине. А предложение двухсоставное, а не односоставное,и тем более не безличное. Я думала, что Вы спрашивали о сказуемом в безличном предложении.


27 янв 2013, 19:45
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Поскольку, добравшись до истины в вопросе об основе предложения: Обижаться смешно и глупо. :cry: - я вижу одну проблему:
как всё-таки правильно определить в предложении сказуемое?
Сначала меня смутило отсутствие в предложении тире, поэтому я решила, что речь идёт о сказуемом в безличном предложении. Ведь в школьной программе. когда речь идёт о двусоставных предложениях, говорится именно о постановке тире в предложениях с нулевой связкой ,где подлежащее и сказуемое выражены существительными, числительными и неопр.ф. глагола (т.е. опять-таки начальной формой) Не могу сказать, есть ли в нынешних учебниках упоминание о таком моменте, когда сказуемое- категория состояния. Раньше в программе это не изучалось, т.к. постановка тире здесь зависит от смысла и интонации.

Так вот: ключевыми здесь являются слова " с нулевой связкой". Изучается это, естественно, после изучения темы сказуемое. Для этого дети должны знать, что такое
1.Составное именное сказуемое.
2. глагол-связка.

Я буду опираться на то, что в данном случае разобраться поможет мама. Что надо сделать, чтобы решить, где подлежащее,а где сказуемое. Рассуждаем так:

глагол-связка ( быть, есть)- пропущены. Определяем, где им место, если предложение состоит всего из 3 слов?
(Было,есть) Обижаться- смешно и глупо. Или : Обижаться- (было,есть) смешно и глупо.

Становится ясно. что глагол-связка имеет смысл со словами было смешно и глупо, значит это и есть сказумое.

Возьмём ещё пример:
Жить-Родине служить. Где логичнее выглядит глагол-связка? (есть) Жить- Родине служить. Или: Жить- есть Родине служить. ( Ещё проще в таких конструкциях подставить слова -это, -вот, перед которым мы обязательно должны поставить тире).

Обижаться- это смешно и глупо. Это смешно и глупо - обижаться.
Жить- это Родине служить.
Одиночество- (есть,это, вот) тяжёлая штука
Трижды пять- (есть, это) пятнадцать

Или возьмём такое предложение:
Этот пёс не породистый. Как найти, где здесь сказуемое?
Этот пёс не есть породистый ,. Как видим, сказуемое может быть выражено и прилагательным.
Самое главное- понять. о чём (о ком) идёт речь в предложении( подлежащее) и что об этом подлежащем говорится в предложении.


27 янв 2013, 22:53
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Да, кажется разобрались.
Понятно, что надо поподробней изучить вопрос о неопределенной форме глагола в роли подлежащего (в учебнике сказано только о том, что подлежащее может быть выражено инфинитивом).
Вот нашла две ссылки: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_15_303, http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/part-013.htm.
В любом случае спасибо, что помогли добраться до истины.

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


28 янв 2013, 10:39
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Подробно- это. конечно, достаточно сложно. но если есть желание лично у Вас (ребёнку рановато). то обратитесь к "

"Справочнику по пунктуации" Д.Э. Розенталя. Параграф 5.


28 янв 2013, 12:18
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 191 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 20  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB