Я не понимаю. Помогите разобраться!
Автор |
Сообщение |
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Balena, Superstarka, я хочу вступить в разговор. Предварительно замечу, что в лингвистике возможны различные интерпретации одних и тех же примеров, что находит отражение и в школьной практике. Можно составить целый список тем, изучаемых в школе, но описанных в учебниках по-разному. Академическая наука относит ваш пример (Обижаться смешно и глупо.) к двусоставным предложениям. Его структура: подлежащее, выраженное инфинитивом, и сказуемое, выраженное наречиями.
Подобные примеры рассматриваются в капитальном труде, известном под названием АГ 80 (Русская грамматика АН СССР. М.:"Наука", 1980. Том 2, стр.315).
К данному типу отнесены предложения с подлежащим-инфинитивом и сказуемым, отвечающим на вопрос каково? Примеры: Кататься весело., Ездить на работу далеко., Спорить скучно.
Что важно? (Но это не изучают в школе!!!) 1. Глагол может быть заменен на любой глагол. 2. Сказуемое выражено наречием на о: легко, трудно, весело, скучно, полезно, вредно, далеко, близко или другими наречиями с качественно-характеризующим значением или устойчивыми сочетаниями типа: не в моем характере, не к лицу, не впервой, не по-хозяйски,в тягость и др. подобными. 3. Такие предложения часто включают слова: вот, это. 4. Такие предложения легко переводятся в прошедшее или будущее время: Кататься было весело., Кататься будет весело, Обижаться было глупо. 5. Такие предложения могут писаться и с тире, и без тире: реальная пунктуационная практика здесь дает варианты. Школьная практика объединяет такие предложения с другой разновидностью инфинитивных предложений: Курить вредно (это по сути ваш пример) и Курить - здоровью вредить. Но об этих предложениях уже писала Superstarka.
Если у вас осталось ощущение недопонимания, пожалуйста, сообщите, я продолжу тему.
|
28 янв 2013, 15:09 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Еще хочу добавить, что вопрос не пустой: этот материал включен в КИМы ЕГЭ.
|
28 янв 2013, 15:15 |
|
|
balena
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05 Сообщения: 56 Откуда: Липецк
|
Спасибо, Наталья Алексеевна, за дополнительные пояснения. Не очень поняла вот это: Цитата: ...в лингвистике возможны различные интерпретации одних и тех же примеров, что находит отражение и в школьной практике. Т.е. в данном предложении может быть другая грамматическая основа?
_________________ Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."
|
29 янв 2013, 13:07 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Нет, я имела в виду другое: сейчас в учебниках такое многоголосье! И не только при изучении синтаксиса... Разночтения есть при объяснении фонетики и морфемики, словообразования и морфологии... Устроители ЕГЭ обещают, что различие в интерпретациях не повлияют на оценку работ. В принципе, они стараются. Но встречается всякое.
Понимаете, есть центр системы и периферия. На периферии полно фактов, явлений языка, которые могут быть интерпретированы и интерпретируются по-разному. Многие такие случаи обсуждаются на сайте и на форуме. Что делать? У ученых нет единства мнений, и это отражается в на школьной практике. А уж сколько примеров ошибок учителей мне присылают... И цитат из разного рода методичек...
Я не считаю себя высшей инстанцией. Мое мнение может кого-то и не убедить. Но иногда доводы против бывают серьезными, а иногда — смешными.
Относительно обсуждаемого примера у меня сомнений нет: своё мнение я уже высказала.
Хочу поблагодарить вас за участие в разговоре и заинтересованность.
|
29 янв 2013, 19:23 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Есть прекрасный справочник по русскому языку.
Новейший полный СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА 5 - 11 классы РУССКИЙ ЯЗЫК ЭКСМО, 2010 Авторы: Н.В.Слаутина, А.Г. Жемерова
Он сделан с любовью к языку и к детям. Там все хорошо, кроме раздела "Синтаксис". У меня столько недоумений и несогласий возникло при чтении! Это при том, что все другие дисциплины изложены качественно. Но все равно, в целом это одна из лучших книг для детей, изданных в последнее время.
Примеры ведь можно обсуждать. Над ними нужно думать. Хорошие примеры — находка. Они, как маяки, помогают ориентироваться. И детишкам ведь нужно в итоге примеры рассматривать.
|
29 янв 2013, 19:32 |
|
|
balena
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05 Сообщения: 56 Откуда: Липецк
|
Цитата: Хочу поблагодарить вас за участие в разговоре и заинтересованность. Спасибо. Заинтересованность моя объяснима - переживания за собственного ребенка и желание ему помочь. Благодарить нужно Вас и всех кто вам помогает. Спасибо Вам за сайт, за то, что находите время отвечать на вопросы, даете советы, терпеливо объясняете. Сегодня сын спрашивал про предложение, которое мы с Вами и Ольгой Михайловной обсуждали. Оказалось, что он первоначально правильно выделил грамматическую основу, но учитель сказала, что предложение односоставное со сказуемым - обижаться. Я засомневалась (в правдивости его слов), но в тетради остались жирные вмятины от стертого карандаша. Сначала порадовалась за сына, чувствую, что русский язык он понимает на каком-то другом уровне (интуитивно что-ли) нежели я (у меня тех.образование). Потом стало грустно, все больше и больше разочаровываюсь в учителях (и не только по русскому). Но это уже другая история... Наталья Алексеевна, спасибо за рекомендованный справочник, купим обязательно.
_________________ Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."
|
29 янв 2013, 20:58 |
|
|
cityann
Зарегистрирован: 19 окт 2012, 13:21 Сообщения: 34
|
Ольга Михайловна, спасибо вам за ответы. Я тоже встретила сегодня в учебнике 6-го класса в параграфе о синтаксической роли существительного такое предложение: "И тени, и облака, и воды, и горы -- всё вокруг на севере и нежнее и тоньше". Перечитала сразу и об обобщающих словах при однородных членах, и Ваше объяснение о составных сказуемых. Я полагаю, что в этом предложении подлежащее - тени, облака.. -- всё, а сказуемое -нежнее и тоньше(составное именное с нулевой связкой).
|
30 янв 2013, 06:01 |
|
|
superstarka
Учитель
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56 Сообщения: 180
|
cityann писал(а): Ольга Михайловна, спасибо вам за ответы. Я тоже встретила сегодня в учебнике 6-го класса в параграфе о синтаксической роли существительного такое предложение: "И тени, и облака, и воды, и горы -- всё вокруг на севере и нежнее и тоньше". Перечитала сразу и об обобщающих словах при однородных членах, и Ваше объяснение о составных сказуемых. Я полагаю, что в этом предложении подлежащее - тени, облака.. -- всё, а сказуемое -нежнее и тоньше(составное именное с нулевой связкой). Да, так и есть. Это составное именное сказуемое с пропущенным глаголом-связкой: (Всё было, есть) нежнее и тоньше. citiann, рада видеть Вас на форуме. Ваш вопрос будет интересен тем, кто тоже ищет ответа в этой непростой ситуации,поэтому ответ оправляю в "Вопросы бабе Оле".
|
30 янв 2013, 16:19 |
|
|
cityann
Зарегистрирован: 19 окт 2012, 13:21 Сообщения: 34
|
Здравствуйте, помогите определиться: при разборе существительных необходимо указать склонение, а как быть с санями или небесами?
|
30 янв 2013, 21:31 |
|
|
superstarka
Учитель
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56 Сообщения: 180
|
cityann писал(а): Здравствуйте, помогите определиться: при разборе существительных необходимо указать склонение, а как быть с санями или небесами? Анна, с небесами и чудесами происходит вот что:во множественном числе происходит наращение ес. В ед.ч. это небо, чудо.(средн. род, 2 скл) Существ. сани, очки, брюки ... имеют только множественное число. Склонение у них обычно не определяется, т.к. склоняются они по-разному, то как 1 скл. , то как 2 скл. При разборе бывает достаточно указать, что оно имеет только мн. число и определить падеж, что, как правило, не затруднит нас.
|
30 янв 2013, 23:06 |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 49 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|