Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 19 мар 2024, 11:57



Ответить на тему  [ Сообщений: 191 ]  На страницу Пред.  1 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20  След.
 Я не понимаю. Помогите разобраться! 
Автор Сообщение
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Вспомнила еще один полезный словарь.

Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изданий было несколько.
Он вполне традиционный и, как мне кажется, отличается доступностью изложения. Много примеров. Этот справочник специально создан для учителей-словесников, о чем и говорится в предисловии.

И авторитет авторов вне сомнения.


30 янв 2014, 00:01
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Наталья писал(а):
Вспомнила еще один полезный словарь.

Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изданий было несколько.
Он вполне традиционный и, как мне кажется, отличается доступностью изложения. Много примеров. Этот справочник специально создан для учителей-словесников, о чем и говорится в предисловии.

И авторитет авторов вне сомнения.

Спасибо.

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


30 янв 2014, 18:49
Профиль

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 13:21
Сообщения: 34
Наталья Алексеевна, дошли до категории состояния, и возникло много вопросов, например, может ли категория состояния быть частью сказуемого("Тебя не станет видно", "На душе было светло", "Больно вспоминать события прошедшего дня".)?
А этот пример вообще мне кажется о другом: "Теперь душистей лес, пышнее тень ночная." На мой взгляд душистей и пышнее - не наречия и не категории состояния, а прилагательные в сравнительной степени.


28 мар 2014, 14:00
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Рекомендую посмотреть эту тему у нас: http://russkiy-na-5.ru/articles/267

А теперь отвечаю на конкретные вопросы.
1) Да.
2) Да.

Все дело в омонимии форм. Вот, скажем, слово красиво. Чтобы определить часть речи, нужно знать контекст. Морфологический разбор слов проводится ТОЛЬКО при наличии предложения. Поэтому обратимся к примерам предложений.
1. Вокруг было красиво.
Слово красиво — это слово категории состояния.
Как это доказать?
Нужно рассмотреть 1) значение, 2) морфологические признаки, 3) синтаксическую роль в предложении.
Рассмотрим.
1) Состояние среды.
2) Неизменяемость.
3) Сказуемое в безличном предложении: было красиво.

2. Ты красиво танцуешь.
Слово красиво — это наречие.
1) Признак действия.
2) Неизменяемость.
3) Обстоятельство.

3. Это здание красиво.
1) Признак предмета.
2) Краткая форма, ед.ч., ср. р.
3) Сказуемое (мы помним, что прилагательные могут быть сказуемым или его частью).

Омонимия форм — обычное дело. Это явление наблюдается и на соседнем участке системы языка. Сравнительная степень бывает у прилагательных и у наречий.
Лес душистей — это, как вы правильно пишете, сравнительная степень прилагательного душистый.
Стало душистей — сравнительная степень категории состояния.
Он уже лучше пишет: ровнее и без ошибок. Здесь лучше и ровнее — сравнительная степень наречия.

Ещё примеры:
Ночь тише (прилагательное).
На улице тише (категория состояния).
Говори тише! (наречие)

Что нужно для жизни и всяких экзаменов (ГИА, ЕГЭ)?
1. Уметь определять, какая часть речи встретилась в данном предложении.
2. Уметь определять синтаксическую роль слова в предложении, т. е. понимать, каким членом предложения является слово.
3. Уметь определять вид предложения (двусоставное, односоставное безличное и т.п.) и выделять его грамматическую основу.

Если еще есть вопросы, задавайте!


29 мар 2014, 15:50
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
А откуда ваши примеры?


29 мар 2014, 20:50
Профиль

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 13:21
Сообщения: 34
Наталья Алексеевна, это упражнения из учебника Львовых для 7-го класса, меня случайно занесло на урок русского, и я подумала, что учитель не прав, так и есть!


30 мар 2014, 21:17
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Наталья Алексеевна, здравствуйте!

Сочинение на лингвистическую тему:«Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки» (Ф.И.Буслаев) по тексту Паустовского:

(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.
– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
– (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось, видели?
(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух.
(11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
(16)Встревает тут Федосья, баба из Пустыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник.
(22)Я взглянул и замер. (23)Мать честная, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей.
(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».
(29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.
(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»
– (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь, правда?

Значения (лексическое и грамматическое) отдельных слов зависят от смысла всего предложения (многозначные слова и омонимы).
Окончания выражают грамматическое значение рода, числа, падежа, лица, а также наклонения и времени (например, падеж неодушевленных (и некоторых одушевленных) существительных винительного и именительного падежей определяется из предложения, т.к. окончания совпадают).


Помогите разобраться с приставками. Как приставки могут получать значение в предложении? Или я что-то не так поняла.

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


09 апр 2014, 14:44
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Не буду много писать об отношении к данному заданию. Оно негативное. :( Но попробую вам помочь. Эх, как бы не запутать! :(

«Получать значение в контексте» — это образное высказывание. Не нужно думать, что приставки получают значение в контексте. Они его имеют, они его выражают. Так точнее. :)

Сначала несколько слов о вашем задании по конкретному тексту.
Посмотрим выделенные слова и выберем те, что с приставками. Но выбирать будем только такие слова, значение которых можно определить в контексте.
Какие это слова?
Вышел, почитать.
А слово снимут?
Оно другое: сним — это корень.

Проверяем, действительно ли контекст помогает понять значение?
1) выйти из комнатывыйти в люди
2) почитать книгупочитать (в значении уважать)
Словари дают информацию: это разные слова (омонимы). Заметим, у ребенка не будет под рукой словарей, чтобы посмотреть, с чем он имеет дело: с омонимией или многозначностью. Иногда у детей возникают проблемы именно на этом этапе. Да и у взрослых тоже! Потренируйтесь различать слова-омонимы и многозначный слова.

Какой из омонимов употребляется в тексте, показывает контекст предложения. Считается, что приставки в таких случаях тоже омонимичны. По в слове почитать (родителей) не имеет значения «действие, совершаемое какое-то ограниченное время, недолго», как в словах поспать, поиграть, позаниматься. А у приставки вы в выйти в люди нет пространственного значения, как в сочетании выйти из автобуса.

Бывают и более яркие примеры. Скажу о них, поскольку в других текстах они возможны.
Без контекста невозможно определить, какая приставка, например, в следующих случаях:
ПРА — ПРО
прагерманские племена, прагерманский язык, прогерманские интересы, прогерманская политика...
ПРЕ — ПРИ
предать (совершил предательство) — придать смысл, форму
пребывать (находиться) — прибывать в город, на вокзал
предел (граница) — придел (часть храма)
преступить (нарушить) — приступить (начать)
Таких примеров довольно много.
В письменном тексте мы видим, какая приставка написана. В устной речи мы ориентируемся только по контексту.

Вспомним и другие случаи, когда именно контекст помогает понять смысл слова с приставкой и определить, к какой части речи относится слово. Вот классика: оттого (наречие, приставка от) — от того берега (существительное с предлогом и местоимение), отчасти (наречие, приставка от) — от части денег (существительное с предлогом), поэтому (союз, приставка по) — по этому пути (существительное с предлогом и местоимение) и т. п.


09 апр 2014, 22:16
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
СПАСИБО, Наталья Алексеевна!

Это задание C2 из Открытого банка заданий ГИА.
Скажу, что прежде, чем обратиться к Вам за помощью, мы с сыном много литературы просмотрели, но осталась какая-то неуверенность...
Цитата:
Не нужно думать, что приставки получают значение в контексте. Они его имеют, они его выражают.

Я неточно выразилась, имелось в виду получают одно из своих значений.
Про приставки при- и пре- вспомнили, но таковых в тексте не нашли :unknown: .
Насчет глагола вышел: сочли его просто многозначным словом, поэтому решили, что приставка тут роли не играет (кстати слова выделенные - это примеры, которые мы отобрали).
После Ваших объяснений стало понятно, что примером может быть любое многозначное слово с приставкой и приставка выражает одно из своих значений.
Наталья Алексеевна, как Вы думаете, слово сопливых лучше не использовать в качестве примера? Не очень благозвучное, но зато у него и лексическое и грамматическое значение определяются в предложении.

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


Последний раз редактировалось balena 10 апр 2014, 09:52, всего редактировалось 2 раз(а).



10 апр 2014, 09:31
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Вот еще слово доски - оно употреблено в значении гравюра (контекстный синоним).
Но это значение определяется не в предложении, а в тексте.

Вообще, я думала сначала, что тексты специально подбираются для каждой цитаты так, чтобы наглядно показать смысл высказывания. На деле оказалось не совсем так :( .

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


10 апр 2014, 09:41
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 191 ]  На страницу Пред.  1 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB