Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 29 мар 2024, 09:51



Ответить на тему  [ Сообщений: 191 ]  На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ... 20  След.
 Я не понимаю. Помогите разобраться! 
Автор Сообщение
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Balena, Superstarka, я хочу вступить в разговор.
Предварительно замечу, что в лингвистике возможны различные интерпретации одних и тех же примеров, что находит отражение и в школьной практике. Можно составить целый список тем, изучаемых в школе, но описанных в учебниках по-разному.

Академическая наука относит ваш пример (Обижаться смешно и глупо.) к двусоставным предложениям.
Его структура: подлежащее, выраженное инфинитивом, и сказуемое, выраженное наречиями.

Подобные примеры рассматриваются в капитальном труде, известном под названием АГ 80 (Русская грамматика АН СССР. М.:"Наука", 1980. Том 2, стр.315).

К данному типу отнесены предложения с подлежащим-инфинитивом и сказуемым, отвечающим на вопрос каково?
Примеры: Кататься весело., Ездить на работу далеко., Спорить скучно.

Что важно? (Но это не изучают в школе!!!)
1. Глагол может быть заменен на любой глагол.
2. Сказуемое выражено наречием на о: легко, трудно, весело, скучно, полезно, вредно, далеко, близко или другими наречиями с качественно-характеризующим значением или устойчивыми сочетаниями типа: не в моем характере, не к лицу, не впервой, не по-хозяйски,в тягость и др. подобными.
3. Такие предложения часто включают слова: вот, это.
4. Такие предложения легко переводятся в прошедшее или будущее время: Кататься было весело., Кататься будет весело, Обижаться было глупо.
5. Такие предложения могут писаться и с тире, и без тире: реальная пунктуационная практика здесь дает варианты.
Школьная практика объединяет такие предложения с другой разновидностью инфинитивных предложений: Курить вредно (это по сути ваш пример) и Курить - здоровью вредить. Но об этих предложениях уже писала Superstarka.

Если у вас осталось ощущение недопонимания, пожалуйста, сообщите, я продолжу тему.


28 янв 2013, 15:09
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Еще хочу добавить, что вопрос не пустой: этот материал включен в КИМы ЕГЭ.


28 янв 2013, 15:15
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Спасибо, Наталья Алексеевна, за дополнительные пояснения.
Не очень поняла вот это:
Цитата:
...в лингвистике возможны различные интерпретации одних и тех же примеров, что находит отражение и в школьной практике.

Т.е. в данном предложении может быть другая грамматическая основа? :(

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


29 янв 2013, 13:07
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Нет, я имела в виду другое: сейчас в учебниках такое многоголосье! И не только при изучении синтаксиса... Разночтения есть при объяснении фонетики и морфемики, словообразования и морфологии...
Устроители ЕГЭ обещают, что различие в интерпретациях не повлияют на оценку работ. В принципе, они стараются. Но встречается всякое.

Понимаете, есть центр системы и периферия. На периферии полно фактов, явлений языка, которые могут быть интерпретированы и интерпретируются по-разному. Многие такие случаи обсуждаются на сайте и на форуме. Что делать? У ученых нет единства мнений, и это отражается в на школьной практике. А уж сколько примеров ошибок учителей мне присылают... И цитат из разного рода методичек...

Я не считаю себя высшей инстанцией. Мое мнение может кого-то и не убедить. Но иногда доводы против бывают серьезными, а иногда — смешными.

Относительно обсуждаемого примера у меня сомнений нет: своё мнение я уже высказала.

Хочу поблагодарить вас за участие в разговоре и заинтересованность.


29 янв 2013, 19:23
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Есть прекрасный справочник по русскому языку.

Новейший полный
СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
5 - 11 классы
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЭКСМО, 2010
Авторы: Н.В.Слаутина, А.Г. Жемерова

Он сделан с любовью к языку и к детям. Там все хорошо, кроме раздела "Синтаксис". У меня столько недоумений и несогласий возникло при чтении! Это при том, что все другие дисциплины изложены качественно.
Но все равно, в целом это одна из лучших книг для детей, изданных в последнее время.

Примеры ведь можно обсуждать. Над ними нужно думать. Хорошие примеры — находка. Они, как маяки, помогают ориентироваться.
И детишкам ведь нужно в итоге примеры рассматривать.


29 янв 2013, 19:32
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Цитата:
Хочу поблагодарить вас за участие в разговоре и заинтересованность.

Спасибо. Заинтересованность моя объяснима - переживания за собственного ребенка и желание ему помочь.
Благодарить нужно Вас и всех кто вам помогает.
Спасибо Вам за сайт, за то, что находите время отвечать на вопросы, даете советы, терпеливо объясняете.
Сегодня сын спрашивал про предложение, которое мы с Вами и Ольгой Михайловной обсуждали.
Оказалось, что он первоначально правильно выделил грамматическую основу, но учитель сказала, что предложение односоставное со сказуемым - обижаться.
Я засомневалась (в правдивости его слов), но в тетради остались жирные вмятины от стертого карандаша.
Сначала порадовалась за сына, чувствую, что русский язык он понимает на каком-то другом уровне (интуитивно что-ли) нежели я (у меня тех.образование).
Потом стало грустно, все больше и больше разочаровываюсь в учителях (и не только по русскому). Но это уже другая история...
Наталья Алексеевна, спасибо за рекомендованный справочник, купим обязательно.

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


29 янв 2013, 20:58
Профиль

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 13:21
Сообщения: 34
Ольга Михайловна, спасибо вам за ответы. Я тоже встретила сегодня в учебнике 6-го класса в параграфе о синтаксической роли существительного такое предложение: "И тени, и облака, и воды, и горы -- всё вокруг на севере и нежнее и тоньше".
Перечитала сразу и об обобщающих словах при однородных членах, и Ваше объяснение о составных сказуемых.
Я полагаю, что в этом предложении подлежащее - тени, облака.. -- всё, а сказуемое -нежнее и тоньше(составное именное с нулевой связкой).


30 янв 2013, 06:01
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
cityann писал(а):
Ольга Михайловна, спасибо вам за ответы. Я тоже встретила сегодня в учебнике 6-го класса в параграфе о синтаксической роли существительного такое предложение: "И тени, и облака, и воды, и горы -- всё вокруг на севере и нежнее и тоньше".
Перечитала сразу и об обобщающих словах при однородных членах, и Ваше объяснение о составных сказуемых.
Я полагаю, что в этом предложении подлежащее - тени, облака.. -- всё, а сказуемое -нежнее и тоньше(составное именное с нулевой связкой).


Да, так и есть. Это составное именное сказуемое с пропущенным глаголом-связкой: (Всё было, есть) нежнее и тоньше.
citiann, рада видеть Вас на форуме. Ваш вопрос будет интересен тем, кто тоже ищет ответа в этой непростой ситуации,поэтому ответ оправляю в "Вопросы бабе Оле".


30 янв 2013, 16:19
Профиль

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 13:21
Сообщения: 34
Здравствуйте, помогите определиться: при разборе существительных необходимо указать склонение, а как быть с санями или небесами?


30 янв 2013, 21:31
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
cityann писал(а):
Здравствуйте, помогите определиться: при разборе существительных необходимо указать склонение, а как быть с санями или небесами?




Анна, с небесами и чудесами происходит вот что:во множественном числе происходит наращение ес.



В ед.ч. это небо, чудо.(средн. род, 2 скл)

Существ. сани, очки, брюки ... имеют только множественное число. Склонение у них обычно не определяется, т.к. склоняются они по-разному, то как 1 скл. , то как 2 скл. При разборе бывает достаточно указать, что оно имеет только мн. число и определить падеж, что, как правило, не затруднит нас.


30 янв 2013, 23:06
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 191 ]  На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ... 20  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB