Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 31 мар 2020, 02:05



Ответить на тему  [ Сообщений: 191 ]  На страницу Пред.  1 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 ... 20  След.
 Я не понимаю. Помогите разобраться! 
Автор Сообщение
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Возможно, надо спросить о том, где Вы не уверены в наших "изысканиях".
Что касается двойного подчёркивания- оно никогда не применялось в школе. Появилось где-то в начале 90, но быстро от этого отказались. Больше скажу. Когда мой сын поступал в институт, он получил 4,5 балла за диктант, в котором давалось задание грамматического и синтаксического разбора.В школе их учили "двойному" подчёркиванию, он и подчеркнул обособленное определение, стоящее впереди главного слова и имеющее доп. оттенок обстоятельства волнистой и _._., ему снизили за это полбалла. Апелляцию я не подавала, баллов ему хватало, но факт такой был.


24 мар 2013, 17:08
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Ольга Михайловна, Вы меня озадачили, т.к. по учебнику Бабайцевой учатся до сих пор (например, у нас в школе в параллельных классах). Хотя в нашем классе другая программа, но учитель видимо учит одинаково, т.к. ведет уроки и в параллельных классах.

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


24 мар 2013, 19:54
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
ЖДЕМ Наталью Алексеевну.
Собираю все вместе:
1.
balena писал(а):
Из грамматического справочника:
http://russkiy-na-5.ru/articles/440
Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения.
Сравним примеры:
Я увидела набережную реки Сухоны. (Сухоны - согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)
Сын прочитал сказку «Золушка». («Золушка» - несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в разных падежах.)
прочитал (что?) сказку - В.п. (какую?) «Золушка» - вроде тоже В.п. или нет?
А здесь:
Сын прочитал роман «Тихий Дон»? (Здесь вроде бы согласуется)
Я работаю на заводе «Свободный Сокол» (А тут вроде не согласуется, но это не худ.произведение) :unknown:
Помогите разобраться.

2.
Мы собираемся во дворе (каком?) перед школой. (определение)
Или:
Мы собираемся (где?) во дворе перед школой. (обстоятельство)
superstarka писал(а):
Во дворе перед школой не может быть одним членом предложения, тк не является неделимым понятием.
Хотя, знаете, может, и трактовать как обстоятельство. Опять же, надо разобраться... Одно дело- предложение, другое- словосочетание.

3.
Бабушка связала свитер (какой?) из овечьей шерсти.(определение) - К такому решению пришли мы коллективно.
Или:
Бабушка связала свитер из овечьей шерсти. (из чего? шерсти - дополнение) - Такая трактовка в учебнике Багрянцевой.

4.
balena писал(а):
Порылась в другой книге (Бабайцева "Русский язык.Теория") и вот что там написано:
" Как и слова, члены предложения могут быть однозначными и МНОГОЗНАЧНЫМИ..."
Примеры:
Московкий (какой? - определение) поезд прибыл без опоздания.
Поезд (какой? откуда? - определение и обстоятельство) из Москвы прибыл без опоздания.
Поезд прибыл (откуда?- обстоятельство) из Москвы без опоздания.

Снег лежит (где? - обстоятельство) на полях.
Снег лежит (на чем? где? - дополнение, обстоятельство) на ветках деревьев.

Спросила у сына:"Как вы в школе рассматриваете такие случаи?" Он сказал, что подчеркивают и как определение, и как обстоятельство. (Видимо учительница придерживается этой точки зрения, хотя в учебнике этого нет)

Как правильно и почему?

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


24 мар 2013, 20:01
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
Дорогие друзья!
Спасибо вам всем за понимание и терпение! Я вернулась. Вижу, что на форуме шла активная жизнь. Большое спасибо всем за обсуждение: и за вопросы, и за ответы.
Надеюсь, не вызовет возражений, если каждый из вопросов мы обсудим отдельно? Кстати, спасибо за то, что вы всё обобщили: мне было очень удобно сразу войти в курс дела.
:friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends:


29 мар 2013, 17:40
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
balena писал(а):
ЖДЕМ Наталью Алексеевну.
Собираю все вместе:
1.
balena писал(а):
Из грамматического справочника:
http://russkiy-na-5.ru/articles/440
Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения.
Сравним примеры:
Я увидела набережную реки Сухоны. (Сухоны - согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)
Сын прочитал сказку «Золушка». («Золушка» - несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в разных падежах.)
прочитал (что?) сказку - В.п. (какую?) «Золушка» - вроде тоже В.п. или нет?
А здесь:
Сын прочитал роман «Тихий Дон»? (Здесь вроде бы согласуется)
Я работаю на заводе «Свободный Сокол» (А тут вроде не согласуется, но это не худ.произведение) :unknown:
Помогите разобраться.


Как я понимаю, причина возникшего затруднения в омонимии грамматических форм, явлении, очень характерном для русского языка.
Сын прочитал сказку "Теремок".
Сын прочитал сказку "Репка".
Посмотрим, в каких падежах стоят слова: сказку, "Теремок", "Репка", но сначала давайте договоримся, что эти предложения одинаковые по своей грамматической структуре:
Подлежащее и сказуемое в них одинаковые, дополнение и приложение тоже.
Дополнение выражено словом в В.п. (сказку)
А приложение? И слово теремок, и слово репка стоят в начальной форме, то есть в И.п.
- Как же так? - удивится кто-то. - Слово в И.п. всегда выступает в роли главного члена предложения!
Но вы же сами видите, что не всегда, правда? Запомним это. Не будем этого бояться. Слова-названия, данные в кавычках, употреблены в И.п. И приложение считается несогласованным: ведь падеж слова сказку и слов теремок, репка не совпадают!
Теперь мы приблизились к тому, что вызвало затруднение.
У существительных ж.р. формы И.п. и В.п. не совпадают.
У существительных м.р. (неодушевлённых!!!) совпадают.
ОНИ ОМОНИМИЧНЫ, и вы приняли одну форму за другую.
Поэтому-то вы и подумали, что "Тихий Дон" - это словосочетание в В.п. Если принять во внимание то, о чем мы договорились (падеж не зависит от рода существительного, в предложениях слова разного рода стоят в одном падеже), то мы придём к выводу, что "Тихий Дон" - это та же форма, что и "Теремок" и "Репка".
А всякие сочетания типа "Свободный Сокол", "Сормовский рабочий" и другие подобные - это названия предприятий. Значит, логика рассуждения та же. "Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения".
Проверим себя, подставив существительное ж.р.: Она работает на фабрике "Ударница", он работает на фабрике "Большевичка",я читаю журнал "Крестьянка".
То есть для языка все равно, о каких названиях идет речь. Приложение остается приложением. А то, что оно несогласованное, мы доказываем примерами сущ. ж.р., поскольку именно у них нет омонимии форм И.п. и В.п.

Пожалуйста, сообщите, все ли понятно в ходе моих рассуждений. :)


29 мар 2013, 18:46
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Да, Наталья Алексеевна, понятно, спасибо!
Не знала, что названия имеют И.п.
И еще, думала, что слово последние относится только к худ.произведениям. :oops:

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


29 мар 2013, 19:40
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
balena писал(а):
2.
Мы собираемся во дворе (каком?) перед школой. (определение)
Или:
Мы собираемся (где?) во дворе перед школой. (обстоятельство)
superstarka писал(а):
Во дворе перед школой не может быть одним членом предложения, тк не является неделимым понятием.
Хотя, знаете, может, и трактовать как обстоятельство. Опять же, надо разобраться... Одно дело- предложение, другое- словосочетание.


Для меня перед школой - определение.
Давайте сравним предложения:
1) Мы собираемся во дворе перед школой.
2) Мы собираемся перед школой. = Мы собираемся во дворе.= Мы собирались во дворе или перед школой.
Любой скажет, что предложения в пункте втором содержат обстоятельственные распространители с пространственным значением, которые характеризуют действия. Собираемся, собирались где?
А в пункте первом? Перед школой - второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопрос какой?. Это однозначно ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
При определении членов предложения смотрим на следующие моменты:
- что распространяет член предложения? (обстоятельства характеризуют действия и признаки, они не характеризуют предметы, а определения, напротив, характеризуют предметы, а не действия и признаки),
- на вопросы (к обстоятельствам не подходят вопросы какой, чей?).
Оба эти момента помогают нам определить вид второстепенного члена, поскольку раскрывают его значение.


Есть хорошее пособие, о котором я уже рассказывала на форуме. Оно создано кафедрой русского языка филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, но адресовано школьникам (не выходит за рамки школьной программы). То есть ему можно доверять. И им легко пользоваться. Это два преимущества, которые стоит иметь в виду.
Московский университет - школе
Русский язык
Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля.
Издательство Московского университета
Авторы: В.А.Багрянцева, Е.М.Болычева, И.В.Галактионова, Л.А. Жданова, Е.и. Литневская, Е.Б.Степанова
Любое издание (у меня издание 2006 г.)

Вот типичные примеры несогласованных определений из этого пособия:
Сбор назначен во дворе перед школой.
Фотографии класса учительница бережно хранила.
Брюки клеш опять выходят из моды.
Ему нравились прогулки верхом.
У него большое желание учиться.
Посмотрите, везде определяется, характеризуется предмет, везде возможен вопрос какой?


29 мар 2013, 20:28
Профиль

Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05
Сообщения: 56
Откуда: Липецк
Насчет определения понятно.
Вопросы у меня и возникли после чтения указанной книги.
Тут был вопрос немного в другом.
Почти везде указывается,что тот или иной член предложения может быть выражен словосочетанием.
Как определить в данном случае (да и не только в данном), что перед школой нужно рассматривать отдельно от во дворе?
Сюда же относится, наверное, и третий вопрос.

_________________
Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."


29 мар 2013, 20:42
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
[quote="balena"]
3.
Бабушка связала свитер (какой?) из овечьей шерсти.(определение) - К такому решению пришли мы коллективно.
Или:
Бабушка связала свитер из овечьей шерсти. (из чего? шерсти - дополнение) - Такая трактовка в учебнике Багрянцевой.

Вот ведь как бывает! Только что сама порекомендовала авторитетное пособие, а сейчас не могу принять предлагаемую в нем трактовку!
Для меня свитер из овечьей шерсти - определение, как и для вас.
Пример из пособия, заметим, чуть другой: Бабушка связала внучке свитер из овечьей шерсти.
И комментируется он следующим образом. Говорится, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает различных участников ситуации: предмет (свитер), лицо (внучке), материал (из шерсти).
Возможен ли вопрос какой? по отношению к данным второстепенным членам? К словам свитер и внучке нет, а к слову из шерсти возможен. Это вовсе не случайно! Из какого материала предмет - это именно обозначение его признака!!!
Без сомнения, это определение.


29 мар 2013, 20:48
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
balena писал(а):
Насчет определения понятно.
Вопросы у меня и возникли после чтения указанной книги.
Тут был вопрос немного в другом.
Почти везде указывается,что тот или иной член предложения может быть выражен словосочетанием.
Как определить в данном случае (да и не только в данном), что перед школой нужно рассматривать отдельно от во дворе?
Сюда же относится, наверное, и третий вопрос.


Пока писала ответ на следующий вопрос, вы подготовили новое сообщение.
Если я правильно понимаю ваш вопрос, вас затрудняет определение члена предложения, выраженного словосочетанием.
Здесь нужно иметь в виду то, что не любое словосочетание может быть членом предложения.
Нужны связанность, неделимость словосочетаний, которые характерны для
1) синтаксически неделимых словосочетаний (Мы прочитали несколько книг.),
2) устойчивых лексических сочетаний, называемых фразеологизмами (Мы вместе пуд соли съели).
Во дворе перед школой не является ни тем, ни другим.


29 мар 2013, 21:06
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 191 ]  На страницу Пред.  1 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 ... 20  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB