Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 12 дек 2019, 02:33



Ответить на тему  [ Сообщений: 191 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 20  След.
 Я не понимаю. Помогите разобраться! 
Автор Сообщение
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
Все остальные случаи могут. Это омонимия разных частей речи.
Сует нос во все щели. - Ты вОвсе не прав.
Я со всем, о чем вы говорите, согласен. - На улице стало совсем темно.
Он закричал во всю мощь. - Он старался вовсю.
Он был известен на весь район. - Варианта для слитного написания не вижу при всем желании.


10 ноя 2012, 17:51
Профиль

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 13:21
Сообщения: 34
Повелительное наклонение глагола навесить --если есть такой глагол?


11 ноя 2012, 22:28
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
Теоретически это возможно... Но где чувство языка у людей? Кого и при каких обстоятельствах можно попросить: -Навесь... (И на "ты") ? Ясно же, что это возможно в крайне редких контекстах. Мы вот с мужем попытались попридумывать примеры. Все они звучат не очень убедительно, потому что всегда находятся синонимические фразы, гораздо более русские (с другими приставками, к примеру, или вообще с другими корнями).

В учебниках русского для иностранцев, созданных за рубежом, встречаются примеры, когда фраза вроде бы русская, но такая, какую русский человек никогда бы не сказал, а использовал синоним. Например: Она любит мороженое больше, чем всё прочее. (По-русски: Больше всего она любит мороженое). Или: Она любит мать больше, чем других. (По-русски: Больше всех она любит мать).

Так и с примерами. В словарях наверняка есть примеры из литературы с глаголом навесить, но не в императиве. Я на даче сейчас. У меня нет словарей под рукой, чтобы посмотреть. А дети могли такое употребление вообще не услышать ни разу за всю свою короткую детскую жизнь.

В языке столько всего интересного, что действительно объясняет серьезные закономерности. Мне скоро будет 57 лет. Ни разу в жизни я не произнесла фразу: -Навесь... Я не знаю, как ее можно закончить, чтобы не кривиться при этом, как от зубной боли.


12 ноя 2012, 00:01
Профиль

Зарегистрирован: 04 окт 2012, 23:49
Сообщения: 13
Навесить можно ставни или двери на петли, чтобы они могли двигаться. Но вряд ли многие дети могли с этим сталкиваться в жизни. А в литературе и вовсе не упомню подобных примеров. Но как пример для расширения мировоззрения и лексикона - вполне.


12 ноя 2012, 20:13
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
Да, конечно, это понятно. Но что вы скажете мужу, брату, свату? Навесь дверку? Или: Ты когда дверку навесишь? Сколько просить можно? Ведь если ситуация другая, человек навесит эту дверку сам, ему не потребуется говорить такую фразу, а когда вы в пылу участия полезете к нему с советами, расскажет вам известный анекдот. Из всех людей, с которыми я знакома, привычка лезть под руку с ненужными советами и рекомендациями есть только у моей мамы. Муж от этого неизменно звереет...

Навесь, как и формы повелительного наклонения других глаголов СВ, употребляется для выражения всяческих волеизъявлений (от приказа до совета). С отрицанием, что встречается чаще, употребляется другой вид: Не вешай мне лапшу на уши!, Не вешай дверку: я сначала хочу проверить, войдет ли туда корзинка.

Единственная, наверное, жизненная ситуация, где будет естественно звучать: —Навесь дверцу!, — разговор мастера с помощником.

Вообще-то мне досадно, что я пропустила эту опцию — не пришла она мне на ум, когда Анна задала мне этот вопрос. Признаю, оплошала. Но то, что взрослая тётя, русская, преподаватель, автор сайта, не отвечает сходу на "детский" вопрос все же говорит и о качестве вопроса. О знании языка этот вопрос не свидетельствует, на мой взгляд, так.

Возможно, авторы хотели, чтобы дети отвечали не сходу, а поразмыслив. Это хорошее объяснение.


13 ноя 2012, 10:22
Профиль

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 13:21
Сообщения: 34
Да уж! Хотела проверить уровень знаний у своего ребенка! Не пойдет он на этого медвежонка, пожалуй. 6-й и 7-й классы объединили. Я сама с трудом разобралась, на некоторые вопросы так и не ответила. Лучше потратим этот день на музыку или математику!


13 ноя 2012, 12:36
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
В "Русском медвежонке" вообще заляп очень много, поэтому мы с дочкой его сразу невзлюбили, как только он начался у неё в школе. Ведь как это всё происходило: весь класс пишет тест в принудительном порядке. Примерно одна пятая часть заданий -- такие же по глупости, как "навесь". Кто-то из детей угадал, что есть слово "навесь", кто-то не угадал. К грамотности, уровню развития речи или хотя бы к проверке сообразительности это не имеет отношения - нужно именно угадать). Причем, со словом "навесь" легче будет мальчикам, потому что оно употребляется, если верить Большому толковому словарю, в плотницком деле, во всяких мужских домашних делах и в спорте.
НАВЕСИТЬ, -вешу, -весишь; навешенный; -шен, -а, -о; св.
1. что на что.
Повесить, прикрепив к чему-л., надев на что-л. Н. на дверь замок. Н. на окно карниз. Н. занавеску.
2. что на что.
Надеть на петли (двери, ставни).
3. что и чего. Разг.
Повесить, развесить в каком-л. количестве. Н. на стены картин. Н. десяток фотографий. [согласна с Натальей Алексеевной - не по-русски звучит!]
4. Спорт.
Направить (мяч, шайбу) навесным ударом в сторону ворот, корзины противника.

Возможно, мальчишка три раза в неделю ходит на тренировку и там постоянно слышит: "Навесь, навесь!"

Ладно. Потом начинается томительное ожидание "баллов". Наконец, выясняется: Настя самая умная, у неё 94, дальше Дима, Маша, Дуня, ... Испытание для детского самолюбия и самооценки, зависть, нервы. Родители обсуждают вопросы-ответы, перезваниваются, переписываются...
Возрастает ли у детей интерес к языку?

На мой взгляд, если мы хотим сделать для ребёнка что-то полезное, то, уж если подсовывать ему какие-то тесты, то хорошие, т.е. те, которые носят обучающий характер.
А олимпиады и другие соревнования должны проводиться в игровой обстановке, чтобы был азарт, смех, удивление, веселье, игровой интерес, перерастающий в познавательный.

Моя младшая дочка учится дома на экстернате, два раза в год мы сдаем экзамен по русскому -- самый обычный тест. И вот недавно прислала нам учительница пробный тест, похожий на тот, что будет на экзамене. В нем такое задание: (у)ворот - приставка или предлог?
Дочка говорит: может быть и то, и другое.
Я: ты такое слово где-то слышала?
- Нет, но вдруг оно есть? Когда кто-то хорошо увернулся, можно же сказать -- он сделал хороший уворот?

Представьте моё удивление, когда я нашла поиском "уворот в боксе" и уворот в других видах спорта! А на Грамоте.ру это слово отсутствует во всех словарях. В ответах к нашему тесту, конечно же, у - предлог.

На самом деле, я с такими случаями часто сталкиваюсь по работе, когда готовлю книгу к изданию. Автор может придумать слово (какой-нибудь научный термин), и оно напрочь отсутствует во всех словарях. Остается искать его в интернете. Набираю и вижу, что очень много случаев употребления, но... только в публикациях этого автора, выпущенных разными издательствами в разное время. Ну и оставляю слово как есть, не беспокою автора понапрасну.
Кстати, дети тоже заинтересовываются поиском, начинают угадывать, что это слово может значить.

Дети любят придумывать слова или формы слов, которые нам кажутся смешными, и мы их относим в рубрику "От 2 до 5". Когда старшая подросла и перестала придумывать слова, мне стало ощутимо этого не хватать. Многие её придумки мы несколько лет употребляли в своём семейном кругу. Например, мне очень хорошо известно, что такое "перефалерокс", "дурство", "сединанты", "общеблюдие" и "своеблюдие", я знаю десятка два выдуманных географических объектов - стран, морей, рек, которые для неё были тогда (в 4-5 лет) вполне реальными. Я всячески поддерживала этот творческий процесс.
А представьте, начала бы я сразу рявкать: "Нет такого слова в русском языке!" (От страха, что ребёнок в школе не напишет в школе какие-то дурацкие тесты.) Да пропади они пропадом!

Девочка проверила в 1-м классе парную согласную в слове "ЁЖ" - "ежиный". Учительница исправляет - ежовый. Смотрим в словарях слово "ежиный". Из пяти словарей находим только в одном, зато в самом новом.

В общем, нужно ли заморачивать голову детям всякими "навесь" -- на этот вопрос я ответила бы так:
можно, но только под настроение, сидя дома за компом, попивая чаёк с конфеткой, в азарте научного поиска.


13 ноя 2012, 17:55
Профиль

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 13:21
Сообщения: 34
Наталья Алексеевна, помогите просклонять разносклоняемое существительное ДИТЯ. Не увидела на сайте, может быть невнимательно смотрела.


14 ноя 2012, 20:17
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
cityann писал(а):
Наталья Алексеевна, помогите просклонять разносклоняемое существительное ДИТЯ. Не увидела на сайте, может быть невнимательно смотрела.


Cityann, сейчас об этом интересном слове расскажу. На сайте, кажется, я о нем не писала.

Вы правильно написали: это слово разносклоняемое. Что это значит? Вы, по-видимому, знаете, но я все же напишу, чтобы другим форумчанам было ясно, о чем идет речь.

Разносклоняемые существительные — это такие слова, которые изменяются по разным типам склонений, те есть имеют наборы окончаний, отличные от наборов, характерных для 1-го, 2-го или 3-го склонений. Подробнее об этом см. на сайте: http://russkiy-na-5.ru/articles/176#p7

Все разносклоняемые слова очень древние. И слово дитя тоже. В словарях даются пометки: устар., то есть устаревшее.
И.п. дитя (как 1-е скл.)
Р.п. дитяти (как 3-е скл.)
Д.п. дитяти (как 3-е скл.)
В.п. дитя (как 1-е скл.)
Т.п. дитятей (как 1-е скл.)
П.п. (о) дитяти (как 3 скл.)

Если вы встречали формы: дитю, дитём, дитёй и прочие подобные, то это диалектные по своему происхождению формы формы, которые сейчас воспринимаются как просторечные.

В качестве форм множественного числа используются всем привычные формы: дЕти, детЕй, дЕтям, детЕй, детьмИ, (о) дЕтях. Кстати, формы с ударением на окончании: детЯм (Д.п.), о детЯх (П.п.) тоже просторечные, как и форма с ударением на корне: с дЕтьми (Т.п.)


15 ноя 2012, 13:47
Профиль

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 13:21
Сообщения: 34
Спасибо, Наталья Алексеевна. Все ясно!


15 ноя 2012, 15:22
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 191 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 20  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB