Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 19 мар 2024, 10:09



Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
 Грамотность вне уроков русского 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: 24 ноя 2012, 22:57
Сообщения: 7
Подскажите пожалуйста. Дочка в 6 классе, когда пишет не упражнения по русскому языку, а тексты других предметов или даже ответы в математике, делает глупые ошибки. Грамотность как-то отключается. Это пройдет или надо себя постоянно контролировать?


03 фев 2013, 00:46
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
nata-ka писал(а):
Подскажите пожалуйста. Дочка в 6 классе, когда пишет не упражнения по русскому языку, а тексты других предметов или даже ответы в математике, делает глупые ошибки. Грамотность как-то отключается. Это пройдет или надо себя постоянно контролировать?

Отсутствие мотивации при работе по другим предметам, безусловно, влияет на грамотность. Если учитель по математике будет снижать оценки за ошибки, конечно, дети будут писать внимательнее, но всем ли родителям это понравится? Да и времени на проверку грамотности будет тратиться много. У ребёнка ещё нет твёрдых навыков по грамматике русского языка. 6 класс- это ещё только начало изучения систематического курса. Словарный состав на каждом уроке меняется, он специфичен. Отчаиваться не надо. Но если есть возможность, дома проводите своего рода работу над ошибками.
Особо обращайте внимание на изученные орфограммы. Выскажу исключительно своё мнение. Не вижу ничего плохого в том, чтобы как-то материально поощрять работы по другим предметам, написанные без ошибок(или с минимальным их количеством). Не забудьте! Многие правила ребёнку ещё только предстоит изучить. А вот если она с учебника списывает с ошибками, то этому надо учить.


03 фев 2013, 02:02
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
nata-ka писал(а):
Подскажите пожалуйста. Дочка в 6 классе, когда пишет не упражнения по русскому языку, а тексты других предметов или даже ответы в математике, делает глупые ошибки. Грамотность как-то отключается. Это пройдет или надо себя постоянно контролировать?

Я думаю, что это очень серьезный вопрос. И дело, по-моему, не в том, в каком классе учится ребенок.

Программа по русскому языку к шестому классу частично пройдена: к данному моменту уже изучено много орфограмм.
Основы грамотности закладываются в начальной школе. А развитие идёт как раз в пятых - седьмых классах.
Сейчас, то есть в текущем и в следующем году, ваш ребенок изучает самые сложные и важные темы. Дальше изучение орфографии прекратится и начнется серьезная работа с пунктуацией.

На мой взгляд, главная проблема в лексическом составе наших учебников.

Все они включают огромный объем слов, которые исключительно редко употребляются. Можно прожить всю жизнь и ни разу не написать многие из них. Розенталь, к примеру, такие слова приводил весьма щедро, составляя "Справочник по правописанию и литературной правке". Это моя самая любимая книга по русскому языку, но составлена она не для детей, а для специалистов: корректоров, редакторов, сотрудников печати. Множество примеров оттуда перекочевало в детские учебники. По принципу:" Заставь дурака Розенталя читать, он и лоб расшибет". Так сложилось исторически. Теперь не давать все эти зиждется, чаю и др. уже нельзя, т.к. они наполнили собой все контрольные, диктанты, тесты.

Целый пласт слов сохранился еще с того времени, когда страна была аграрной. Лексическое наполнение учебников для детей устарело. В учебники не включены актуальные для детей слова повседневной современной жизни. Подробнее об отборе слов можно посмотреть здесь: http://russkiy-na-5.ru/articles/45 и здесь: http://russkiy-na-5.ru/articles/363

Сын моей подруги учится в четвертом классе, он отличник. В школе по русскому языку успевает очень хорошо. Но в SMS-ках пишет: "зойди в магазин, купи калбасы". Скажите, стоит ей волноваться или нет? Я думаю, что стоит.

Почему такое происходит? Причин много, психологические в том числе. Но у этого ребенка не включился самоконтроль, у него не развита орфографическая зоркость, ему все равно, как пишутся слова. Плюс к этому то, что в школе он изучает одни слова, а в жизни ему нужны другие.

Вторая проблема в методике. Программы по русскому языку ОЧЕНЬ сложны. Каждый день изучается что-то новое. А это означает, что новый материал вытесняет из головы ребенка старый. Я очень внимательно изучала все существующие учебники. Везде так. Составители не предусматривают или почти не предусматривают таких заданий, где было бы большое количество знакомых тем. Практически весь тренировочный материал распределен по темам. Это нужно, безусловно. Но нужен и следующий этап, который наша школа пропускает: Новое+старое, все вместе. В жизни ведь встречается всё сразу. Возьмите любой текст: там будут самые разные орфограммы. Но внимание ребенка сейчас занято написанием причастий: он не думает обо всех других правилах. Если навыки не автоматизировались, ошибки будут обязательно. Ведь как часто встречается такой пример. Изучали причастие. Контрольный диктант. На причастия ошибок нет, а на все другие темы много. Ребенок говорит: — Видишь, я на причастия ни одной ошибки не сделал! Он действительно старался, ждет заслуженной похвалы, а его ругают за двойку или тройку. Но другого результата ждать трудно. Если у вас похожая ситуация, значит вашей дочери однозначно не подходит то, как ведется обучение в школе. Предмету требуется дополнительное внимание. Причем заниматься нужно немного по-другому, чтобы не повторять школьные и домашние работы.

На этом сайте очень много усилий потрачено на то, чтобы эти школьные тенденции преодолеть. Пишите наши диктанты и словарные диктанты, делайте тесты из орфографического справочника. Я уверена, результат будет. Скоро, надеюсь, появятся и интерактивные тренинги для пятых - седьмых классов.

Реальный уровень грамотности ребенка и виден именно по тому, как он пишет в тетрадках по истории, математике, литературы.
То, что вы обеспокоились ситуацией, правильно. Вы внимательная и вдумчивая мама. Симптомы нездоровья есть. Вашей девочке нужно обратить на русский язык дополнительное внимание. И сейчас, в шестом классе, самое время начать заниматься дополнительно.


03 фев 2013, 10:27
Профиль

Зарегистрирован: 24 ноя 2012, 22:57
Сообщения: 7
Спасибо за подробный ответ. Понаблюдала еще. Ошибки или в новых терминах особенно при диктовке учителя -попросила обращать на это внимание, или в черновиках и когда торопится. Сложные слова правильно написаны, но иногда проскакивает что-то совсем ужасное - буквы путает, а тревогу я забила после "автомошины" в ответе по математике. Хотя так нащупала и несколько проблемных тем. Будем работать.


09 фев 2013, 15:55
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Вы очень чуткая и хорошая мама. Многие приходят в ужас, если вообще принимают близко к сердцу учебные проблемы ребенка, либо в 5-м классе при смене учителей, либо в 6 - 7-м, когда ситуация уже критическая. Что в этом плохого? То, что у ребенка в таком случае уже накоплен колоссальный отрицательный опыт, который дает о себе знать на каждом шагу. Это и нелюбовь к предмету, и страх (напряженность, любые проявления чувств и эмоций этого спектра, которые парализуют человека, мешают ему справиться с трудностями), и тактические ходы типа списывания заданий у друзей, и неумение проверять свою работу, видеть в ней допущенные ошибки, неумение осознанно относиться к тому, что делаешь...

У нас два года была открыта страничка в одной из социальных сетей. Два года мы помогали ребятам, что-то разъясняли, консультировали, убеждали. Досаждало то, что шел поток просьб одиннадцатиклассников выполнить задания для за них,лавина постов, выявляющих полное нежелание чему-либо научиться, а ближе к весне — попытки найти "готовые решения", чтобы просто списать ЕГЭ: путь казался им таким легким — только выйти в интернет. А после экзамена шквал постов, выражающих разочарование, досаду, сожаление... Потому что это не путь.

Вы не удивляйтесь тому, что я пишу о взрослых детях. Время так быстро идет. И так важно его не упустить!


10 фев 2013, 07:05
Профиль

Зарегистрирован: 25 июн 2016, 06:18
Сообщения: 24
Откуда: Москва
грамотность должна быть конечно вне урока русского языка, но еще и вообще вне школы :)


03 ноя 2016, 17:35
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 6 ] 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB