Русский на 5 http://russkiy-na-5.ru/forum/ |
|
Способ образования слов http://russkiy-na-5.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=469 |
Страница 3 из 6 |
Автор: | Серафима [ 19 авг 2014, 16:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Способ образования слов |
Дарья Александровна, то есть сначала появилось какое-либо учение, а потом и его ученик? То есть от Библиофилия идет библиофил. И каратэ-каратист. |
Автор: | Дарья Александровна [ 19 авг 2014, 16:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Способ образования слов |
Серафима писал(а): Дарья Александровна, то есть сначала появилось какое-либо учение, а потом и его ученик? То есть от Библиофилия идет библиофил. И каратэ-каратист. да. Я, конечно, не знаю, что как появилось на практике, но в русском языке - такая модель |
Автор: | Наталья [ 19 авг 2014, 18:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Способ образования слов |
А что с хорошим русским словом книголюб? Разве это не тот же библиофил? Я не о значении, хотя и о значении тоже... Обсуждаемая группа слов большая. И она включает довольно разные слова. И только их часть имеет морфемы, которые очень напоминают корни. Но я согласна, что ведут они себя как суффиксы, что они равнозначны суффиксам в других словах данной группы. |
Автор: | Дарья Александровна [ 19 авг 2014, 18:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Способ образования слов |
Наталья, я прошу заметить такой момент: насчет филологов и прочих философов я прочитала мнение некоторых лингвистов, но я не сказала, что я полностью с ним согласна. Но резон в их словах есть. Они как раз упирают на то, что в случае того же книголюба или языковеда мы четко вычисляем корни. КНИГ+ЛЮБ, ЯЗЫК+ВЕД. А если мы таким образом рассмотрим филологию или философию, то НЕТ корней таких ЛОГИЯ и СОФИЯ (ударение на первый слог). В русском языке НЕТ таких корней. Но значение закреплено, поэтому это суффиксоиды (корнесуффиксы). И тут я соглашусь с этими лингвистами. Ну какое может быть сложение основ, если НЕТ таких основ в русском языке, самостоятельного значения части слов не имеют. Значит, это суффиксоиды. НО в пользу сложения корней говорит интерфикс - соединительная гласная. Она как раз соединяет корни, а не корень и суффикс. Поэтому я бы не стала говорить, что тут суффиксация, хотя логика, что не бывает сложения основ при отсутствии основы тоже правомерна. Я понятно объяснила? или запутала? |
Автор: | Дарья Александровна [ 19 авг 2014, 19:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Способ образования слов |
с префиксоидами такая же печенька: аэро- вот это префиксоид(корнепрефикс) или корень, био, мЕтро... непонятно: корней таких нет в русском языке, но зачем тогда соединительная гласная? не бывает ее между префиксом и корнем. Думаю, тут по-разному правомерно выделять |
Автор: | Наталья [ 19 авг 2014, 19:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Способ образования слов |
Понятно. Я с рассуждением вашим согласна полностью, с логикой рассуждения. Но остается чувство, что это, как, впрочем, и всегда в таких ситуациях, особенный кусочек системы... Вот сейчас поискала эти слова в АГ 80 («Русская грамматика» АН СССР, т. 1 http://rusgram.narod.ru/550-587.html) В § 556 они пишут о наших словах: «-фил в назв. лиц, любящих что-н., расположенных к чему-н. (библиофил, славянофил, германофил) и живых существ, любящих то, что является условием их существования (термофил, гидрофил); -фоб в назв., антонимичных словам с компонентом -фил: женофоб, германофоб, фотофоб (фото2-, см. § 555), гидрофоб; », размещая материал в разделе: СЛОЖЕНИЯ СО СВЯЗАННЫМИ ОПОРНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ § 556. Особое место среди сложных существительных занимают сложения со связанными опорными (последними) компонентами преимущественно интернационального характера. Такие компоненты используются только как связанные корни (см. § 182) - в сложениях данной структуры, либо также в сложениях иной структуры (иногда как первый компонент) или в суффиксальных образованиях. Сложения со связанными опорными компонентами составляют продуктивные типы и т.д. то есть все же способ определяется как сложение, но речь идет о суффиксальных образованиях. Противоречие налицо. |
Автор: | Дарья Александровна [ 19 авг 2014, 19:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Способ образования слов |
да, большинством лингвистов - все же как сложение, но вот есть альтернативная точка зрения. Я ее и изложила. Хотя сама придерживаюсь того, что, таки, корни |
Автор: | Наталья [ 19 авг 2014, 19:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Способ образования слов |
Значит, ребенку отвечаем: способ образования — сложение, но... есть основания интерпретировать такие слова иначе, что и делают некоторые исследователи. Серафима, слова эти запомните. Возможно, вы встретите их в разборах и решениях, которые предлагают организаторы олимпиады. В этом случае, пожалуйста, напишите нам, чтобы мы могли учитывать позицию организаторов «Всероса». И посоветуйтесь еще со своим учителем. Многие задания не меняются годами. Может быть, в школе уже сталкивались с проблемой толкования таких случаев и знают, какой ответ засчитывается за верный. Не исключаю, что верными считают разные ответы. Дарья Александровна, спасибо вам за помощь. |
Автор: | Дарья Александровна [ 19 авг 2014, 19:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Способ образования слов |
ребенку отвечаем так. БИБЛИОФИЛ - бессуффиксный способ, а вот БИБЛИОФИЛИЯ - сложение основ, однако есть мнение, что суффиксальный, точнее - суффиксоидный. вообще, в хороших олимпиадах обычно ответы такие, что не допускают разночтений при заданиях типа теста. |
Автор: | Дарья Александровна [ 19 авг 2014, 19:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Способ образования слов |
вообще, нынче в школе в первый класс круче института. Я, когда выполняю олимпиадные задания со своей дочкой, иногда просто не могу сообразить, чего хотят. То есть само задание понять не могу |
Страница 3 из 6 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |