Автор |
Сообщение |
Axel Bruns
Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45 Сообщения: 325 Откуда: Орел
|
Anna_S, ух  . Вот иная точка зрения. Я же не претендовал на безусловность. Было бы очень просто, если прочитанный список книг автоматически давал нравственность. Я за "делание" а не за чтение. В онкологических больных есть дети, читавшие за свою жизнь только сказки. Но я близко не буду с ними по нравственным качествам. И так же есть ученые, читавшие тысячу-другую книг, с которыми просто неприятно общаться. Так как не слушают собеседника, перебивают, кричат, оскорбляют. В моей жизни это так. Если увижу человека, который только прочитав книги стал высоко-нравственным (каким не мог бы стать без этих книг), то поменяю свою точку зрения.
_________________ Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)
|
04 июл 2012, 20:15 |
|
 |
Сергей
Учитель
Зарегистрирован: 02 июл 2012, 11:46 Сообщения: 43
|
Axel Bruns писал(а): Сергей, Чтение литературы без разбора я считаю плохим навыком. Поэтому почти всегда беру книгу, зная о чем она (проблема или вопрос, который рассматривается в произведении). Пример: когда то меня волновал вопрос о смысле жизни и я открыл для себя произведения Льва Толстого: "Чем люди живы", "Смерть Ивана Ильича".После чего прочитанные произведения реально помогли в жизни. То есть литература перенесена на свою собственную жизнь. А когда читаешь просто так, то смысла я в этом не вижу, да простят меня учителя. Вы ведь если постоянно только кушать будете, а не использовать энергию, ожиреете и хорошим это не кончится  . Так же и тут, получите "литературное ожирение". То есть я все свожу к формуле: появился волнующий вопрос -> нашел произведение -> прочитал, увидел как герой отвечает на него -> перенес в жизнь. Если рецепт героя не помог, есть другие произведения, отвечающие на волнующий вопрос. [b] Я читал мало в подобном жанре, но пока могу выделить лишь "Таинственный остров" Ж. Верна. Инженер Сайрус Смитт нашел ресурсы на острове, в то время как остальные видели лишь песок и камни. Очень хороший навык! Искать нужное в той ситуации, в которой оказались. Не мечтать и фантазировать, а действовать P.S. Когда рассказываешь ребенку, как он будет кататься на велосипеде, но при этом в реальности нет велосипеда. То через некоторое время он Вас логично спросит: а когда уже пойдем кататься? Постоянные мечтания (без реальности) утомят и расстроят. Да и фантастические мечтания привели к алхимии...Чем закончилось Вы знаете  Очень интересно то, что Вы пишете. Я согласен во многом. Если мы идем в магазин, мы знаем, что хотим там купить. Если мы открываем книгу, мы делаем это осознанно. Один хороший учитель литературы начинал урок с новым классом с того, что говорил: «Человек за свою жизнь может прочитать 2000 книг», - и с мелом у доски доказывал это. Так что приходится быть избирательными. «Таинственный остров» - великая книга. Но вот как получается: Вы не были в ситуации героев, не попадали на необитаемый остров, а она Вам помогла. Потому что Вы сумели извлечь из нее нужную для Вас информацию (чувства и т.п.): не то, как искать ресурсы, а то, что всегда надо действовать, принимать решения, не сидеть сложа руки.
|
05 июл 2012, 08:48 |
|
 |
Сергей
Учитель
Зарегистрирован: 02 июл 2012, 11:46 Сообщения: 43
|
Axel Bruns писал(а): Сергей, о соседе и Гамлете. Девочек чаще всего интересует вопрос о том, что такое любовь. Мальчиков о том, что такое война. Поэтому и читают/смотрят соответственную литературу/фильмы. Не так ли?  Удивительное дело! Читали ли Вы поэму Цветаевой «Крысолов»? Не думаю. Вот уж дальше от жизни невозможно представить! Переложение сказки, в которой музыкант, играя на дудочке, увел из города всех крыс в море, и они там утонули, а потом, не получив обещанной награды, увел таким же образом всех детей, и они тоже утонули. Жуть! Вот как он заманивает детей, которым осточертели и школа, и родители: Есть у меня - не в службу, а в дружбу! - Для девочек куклы, для мальчиков ружья, - Глубокая ловля и быстрая гребля, - Для девочек - иглы, для мальчиков - кегли, На - ряд и доспех, И - вафли - для всех. /.../ Есть у меня - сказал, так в ладони! - Для девочек лани, для мальчиков кони, Плоды Соломона и розы Саади, Для мальчиков - войны, для девочек - свадьбы, Весь мир - нараспев И ласка для всех. /.../ На всякие нужды! на всякие вкусы! Для мальчиков - пули, для девочек - бусы. На всякие жажды! на всякие масти! Для мальчиков - игры, для девочек - страсти. Без свах, без помех. И - письма - для всех. /.../ Есть у меня - не всё перескажешь! - Для мальчиков - радость, для девочек - тяжесть, Нежна - перелюбишь, умна - переборешь. Для мальчиков - сладость, для девочек - горечь. Дно - страсти земной... И - рай - для одной.
|
05 июл 2012, 08:49 |
|
 |
Сергей
Учитель
Зарегистрирован: 02 июл 2012, 11:46 Сообщения: 43
|
Axel Bruns писал(а): Anna_S, И так же есть ученые, читавшие тысячу-другую книг, с которыми просто неприятно общаться. Так как не слушают собеседника, перебивают, кричат, оскорбляют.
В моей жизни это так. Если увижу человека, который только прочитав книги стал высоко-нравственным (каким не мог бы стать без этих книг), то поменяю свою точку зрения. Вынужден согласиться с Вами, а не с любимым Бродским. Сама по себе книга плохого человека не сделает хорошим. А Вы можете назвать, какие книги оказали на Вас влияние? (Я поискал, но не нашел, чтобы Вы об этом писали.)
|
05 июл 2012, 08:51 |
|
 |
Axel Bruns
Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45 Сообщения: 325 Откуда: Орел
|
Сергей, поэму "Крысолов" не читал, но по тексту, действительно, выходит подтверждение мысли.
Давайте я распишу Вам ситуации, в которых оказывала влияние книга?
1.Тяжело больным людям нужен взгляд на жизнь таких же как они, чтобы ответить на свои вопросы. В такой ситуации оказался и я. Рубен Давид Гонсалес Гальего - Белое на черном 2. Вопрос жизни и смерти. На него мне ответил Лев Николаевич Толстой: "Смерть Ивана Ильича" и "Чем люди живы" 3. О лени. Иван Александрович Гончаров - Обломов. 4. Человеку важна вера в себя, в любых ситуациях. Айн Рэнд - Атлант расправил плечи (в 3х томах) и Александр Грин - Алые паруса 5. О показательной компетенции у глупых людей. Жан-Батист Мольер - Мещанин во дворянстве. 6. О воспитании подростков/детей. Антон Семенович Макаренко - Педагогическая поэма. 7. О умении находить нужное, в неизвестных ситуациях. Жуль Верн - Таинственный остров
Вот список моих любимых книг. На каждую из них можно найти альтернативу, но мне милы именно эти. Конечно, я читал и много другой литературы, но влияние оказали именно эти книги.
_________________ Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)
|
05 июл 2012, 10:17 |
|
 |
Axel Bruns
Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45 Сообщения: 325 Откуда: Орел
|
Было бы чудесно, если бы список книг, оказавших влияние опубликовал не только я  . Прошу других участников форума поделиться 
_________________ Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)
|
05 июл 2012, 10:21 |
|
 |
Axel Bruns
Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45 Сообщения: 325 Откуда: Орел
|
Придумал еще один критерий: Берем вопрос, волнующий Вас на данный момент. Читаем книгу, где описывается данная проблема/ситуация и ее решение. Пробуем ответить на свой вопрос, если смогли - то книга помогла. В ином варианте берем другую.
Мой пример: как воспитывать подростков? Читаем "Педагогическую поэму" А.С. Макаренко. И отвечаем на вопрос: чтобы воспитывать и ладить с подростками, нужно относиться к ним, как к взрослым людям.
P.S. Но вопрос должен иметь место в Вашей реальной жизни. Например, если Вас волнует то, что делать с пингвинами в Антарктиде, но Вы живете в России, то такой вопрос не подходит.
_________________ Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)
|
05 июл 2012, 10:32 |
|
 |
Axel Bruns
Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45 Сообщения: 325 Откуда: Орел
|
Anna_S писал(а): (из нобелевской речи Бродского) ... в качестве собеседника книга более надежна, чем приятель или возлюбленная.
Ой  , мамочки! В моих представлениях ни одна книга не заменит живого общения ребенка с родителем, тех же возлюбленных и т.д.
_________________ Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)
|
05 июл 2012, 10:48 |
|
 |
Anna_S
Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34 Сообщения: 129
|
Да, это я виновата, выдрала цитату из контекста... Там другой смысл совсем.
|
05 июл 2012, 17:50 |
|
 |
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Axel Bruns писал(а): Придумал еще один критерий: Берем вопрос, волнующий Вас на данный момент. Читаем книгу, где описывается данная проблема/ситуация и ее решение. Пробуем ответить на свой вопрос, если смогли - то книга помогла. В ином варианте берем другую.
Мой пример: как воспитывать подростков? Читаем "Педагогическую поэму" А.С. Макаренко. И отвечаем на вопрос: чтобы воспитывать и ладить с подростками, нужно относиться к ним, как к взрослым людям.
P.S. Но вопрос должен иметь место в Вашей реальной жизни. Например, если Вас волнует то, что делать с пингвинами в Антарктиде, но Вы живете в России, то такой вопрос не подходит. Я полагаю, что критерий пользы, а вы именно о нем, как я поняла, пишете, для литературы, для искусства и шире - для творчества - это не критерий вообще. Да, есть литература, специально предназначенная для решения проблем. Но это не художественная литература. Например, люди читают кулинарные книги, издания по садоводству, медицинские справочники и проч. Когда я ждала сына, я читала доктора Спока. Когда мои розы на даче начинают болеть или на них нападает тля, я беру нужную книгу, зная, где можно найти ответ на ту проблему, с которой я столкнулась. Но в жизни все перепутано. У тебя радость, а у кого-то в этот же момент горе, и ты испытываешь вину, хотя именно ты в этом не виноват. Тебе хочется одного, а твоим близким - другого, кого-то ты любишь, а кого-то недолюбливаешь. Жизнь - это отношения между людьми. И понимать людей мы учимся всю жизнь. Вот вы пишете о становлении личности. А до какого возраста идет это становление? Мне кажется, что предела нет, потому что человек меняется на протяжении всей жизни. Литература - это не нечто утилитарное, а наоборот. Поэтому нельзя оценивать литературное произведение прагматически: помогло - не помогло. Литература - это не молоток и не сковорода. В области человеческого творчества другие параметры. Честно говоря, мне не верится, что вы живете по той схеме, которую вы здесь изложили. Читать и воспринимать читаемое только на ментальном уровне - это значит обеднять себя. Книга воздействует на чувства, на эмоциональную сферу, развивает, воспитывает, учит понимать себя и человеческую природу. Это все очень взаимосвязано. Можно взять лупу и рассмотреть лист дерева, а потом участок коры. И сказать себе: я знаю, что такое липа, я видел, я даже через лупу на нее смотрел. Или и не смотреть вовсе. А увидев в аптеке пачку сухого липового цвета, пройти мимо, потому что сейчас у вас нет простуды и липовый цвет вам не нужен.
|
05 июл 2012, 19:07 |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|