Автор |
Сообщение |
Axel Bruns
Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45 Сообщения: 325 Откуда: Орел
|
Лидия писал(а): Вся русская литература обращена прежде всего к эмоциональной сфере человека, воздействует на его эмоции. Все конфликты в русской литературе - это эмоциональные конфликты. А для западной литературы главное - это ментальность, она обращается к уму. Конечно, для нас западные люди кажутся слишком прагматичными, рассудочными (рассудок), рационалистичными (рацио - это ум), живущими по уму. Но нам-то как раз этого не хватает. Значит в моей жизни душа занимает место, важнее ума. Видимо это вопрос приоритетов. Поправьте, если ошибаюсь. Лидия писал(а): Слишком много в русской жизни неосознанного и даже порой бессмысленного. Мы ленимся мыслить, не хотим познавать, знать, думать. Мы часто определяем свою позицию эмоционально (нравится - не нравится), а не ментально, а поэтому не думаем, куда движемся. Но какую позицию ты выберешь, туда и придешь. Если ты свою жизнь не осмыслишь (мысль), то не удивляйся, когда она сложится не так, как хотелось бы. Я думаю, что западная литература очень нужна нашим молодым людям. Читая западных авторов, учишься мыслить. Для современного общества это актуально, как никогда. Для моего окружения духовная жизнь важнее интеллектуальной. Отсюда ,видимо, у нас разные мысли об этой теме. Лидия писал(а): Теперь о переводах. Вы правы в том, что перевод - это всегда интерпретация. Но кто делает переводы? Переводчики классики - это все сплошь блестящие умы, люди, великолепно владеющие и родным языком, и иностранным, образованнейшие люди. Их работа - это же миссия. Это ведь титанический труд - перевод классики. Вот недавно одна англичанка (не помню сейчас ее фамилию) сделала новый перевод Пушкина. Человек любит Пушкина, знает все переводы, ими не удовлетворен и делает свою попытку перевода. По-моему, это просто замечательно. Многие произведения доступны сейчас в разных переводах. Сейчас время такое: все доступно, любая информация под рукой. По-моему, нельзя пройти мимо богатства только из-за того, что вы не уверены в том, хороша ли упаковка. Если бы я увидел, что перевод одобрен Александром Сергеевичем, то стал бы читать . Я "неверующий Фома". Лидия писал(а): Нужно знать, что было в мире до тебя, какие проблемы волновали людей, почему. Тогда и твоя жизнь становится более осознанной. Ну не может специалист в гуманитарной сфере не знать о том, какие диалоги вели мыслители (а западная литература - это торжество человеческой мысли) раньше. Это знание на мою жизнь не повлияет ни как. Более осознанной я ощущаю свою жизнь, когда вижу что происходит вокруг меня, во мне. Лидия писал(а): Мир, наш, российский мир очень изменился. Он стал более открытым, более интегрированным в мировые процессы. Но люди это ощущают только на бытовом уровне. Так будет и дальше, если мы не заинтересуемся "чужой" ментальностью, не постараемся ее понять. Зачем нам открытые двери и окна, если мы не хотим покидать свою комнату? Я то свою ментальность еще не знаю , до чужой далеко еще, да и нужно ли? Если подавляющее большинство времени своей жизни я нахожусь в русской ментальности. А теперь конкретно сведем наш разговор к вопросам. Что Вы думаете о зарубежной литературе? Ее нужно читать всю подряд, читать зарубежные переводы наших писателей, что-то конкретное и т.д. Условно берем обычного человека, не филолога. Я читаю литературу, когда ищу ответы на жизненные вопросы. Вполне может оказаться, что зарубежные писатели на какую-либо тему говорили лучше, чем отечественные. Но так сложилось, что сначала я ищу ответы у русских писателей. P.S. Я не хотел отвечать, потому что боюсь показаться неучтивым. Но с Вами интересно беседовать.
_________________ Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)
|
01 авг 2012, 14:39 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Лидия писал(а): Я преподаю зарубежную литературу в университете и в колледже. Могу сравнивать восприятие произведения молодыми людьми разного возраста. Списки, конечно, даю для чтения разные. Но даже в колледже, хотя к нам приходят дети, менее подготовленные, они могут воспринимать тексты мировой классической литературы. Я бы подключилась к вам, тоже предложила книги и угол зрения, который помогает понять то, что было написано несколько или даже много веков назад. Я могу постепенно рассказать о собственном опыте приобщения к чтению студентов. На форуме прозвучала тема: Книга в истории культуры. Мне это близко. Как и тема: Русская литература и общекультурная традиция (слишком долго мы оставались в границах почти исключительно национальной культуры, сейчас молодым интереснее познавать русскую литературу в контексте мировой культуры). Поэтому я рада, что список, который сейчас составляется, ориентируется на мировую литературу тоже. Лидия, спасибо за предложение помощи. Она нам очень нужна. Нам что-то страшновато приниматься за составление списков зарубежной классики. А вы не могли бы рассказать, каких авторов и какие книги вы включаете в список для колледжа? Заранее спасибо.
|
01 авг 2012, 20:02 |
|
|
Лидия
Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55 Сообщения: 22
|
Axel Bruns писал(а): Лидия писал(а): Вся русская литература обращена прежде всего к эмоциональной сфере человека, воздействует на его эмоции. Все конфликты в русской литературе - это эмоциональные конфликты. А для западной литературы главное - это ментальность, она обращается к уму. Конечно, для нас западные люди кажутся слишком прагматичными, рассудочными (рассудок), рационалистичными (рацио - это ум), живущими по уму. Но нам-то как раз этого не хватает. Значит в моей жизни душа занимает место, важнее ума. Видимо это вопрос приоритетов. Поправьте, если ошибаюсь. Лидия писал(а): Слишком много в русской жизни неосознанного и даже порой бессмысленного. Мы ленимся мыслить, не хотим познавать, знать, думать. Мы часто определяем свою позицию эмоционально (нравится - не нравится), а не ментально, а поэтому не думаем, куда движемся. Но какую позицию ты выберешь, туда и придешь. Если ты свою жизнь не осмыслишь (мысль), то не удивляйся, когда она сложится не так, как хотелось бы. Я думаю, что западная литература очень нужна нашим молодым людям. Читая западных авторов, учишься мыслить. Для современного общества это актуально, как никогда. Для моего окружения духовная жизнь важнее интеллектуальной. Отсюда ,видимо, у нас разные мысли об этой теме. Думаю, для всех нас душа важнее. Но речь идет не совсем об этом. Ведь никто никого не ставит перед выбором: или душа, или ментальность... В человеке есть и одно, и другое. На душу и духовность никто не покушается. Разве Вы думаете, что душа человека страдает от того, что он приобретает знания, развивает себя? Разве, читая книги, вы обязательно становитесь хуже? По-моему, нет. По-моему, читая и обдумывая прочитанное, можно начать шире смотреть на вещи, лучше понимать человеческую природу. А это важно для жизни. Да и для души тоже. Говорят же: понять - значит простить. Прощение – это одно из проявлений духовной жизни, Вы согласны? Наверное, Вы видели сцены, когда русские могли просто захлебываться эмоциями, "с пеной у рта" доказывать свою правоту, мерилом всего считая себя, так и судить: -Я бы так поступил. -Я бы так не поступил.? Только эмоциональность (без грамма рассудочности) делает человека зависимым от собственных эмоций, от своих страстей. Обиды и непрощение обид, неприятие и осуждение ближнего, а порой и бессмысленная жестокость, бессмысленное времяпрепровождение, опустошенность, пьянство... Хорошо это все для души? Очень плохо. Если бы люди хотя бы задумывались над тем, как они живут... Понимаете, литература - это форма обобщения человеческого опыта. Это не может быть плохо для человека и его души. Я, конечно же, классику имею в виду, а не ширпотреб, думаю, Вы меня правильно понимаете. Не надо, по-моему, ограничения себе ставить, делая выбор заранее: или... или... Вы могли подумать, что я ставлю западную литературу выше русской. Но это не так. Просто преподавание западной литературы - это моя работа. А для себя я читаю и западных, и наших авторов. Почему я о русской литературе не писала? Она изучается в школе, ее читают, о ней представление есть хоть какое-то у молодых людей. Ищущий человек мимо не пройдет. Обязательно вернется к русской классике после школы. Он имена знает, знает, к кому вернуться. А зарубежная литература остается в стороне. Многие люди о ней вообще представления не имеют. И они, я так думаю, невольно обедняют себя. Теперь о духовной жизни. Вы пишете, что вокруг Вас люди, ставящие духовную жизнь выше интеллектуальной. Это отрадно. Вам очень повезло. А это Вы так о людях думаете? Или это их мнение? Если под духовной жизнью Вы понимаете жизнь в вере, то я вас понимаю. Это самый прямой путь к спасению души. К этому каждому человеку стремиться надо. Но совершенствовать свою душу - это труд. Не всем удается настойчиво и целеустремленно идти по этому пути. Хорошо, если люди верят в Бога, ходят в храм, исповедуются, причащаются, соблюдают заповеди или стремятся к этому. Для людей, думающих о спасении души, многие мирские проблемы вообще не существуют, многие верующие как бы над ними. Для меня это привлекательно. Но вера - это очень интимно, хотя именно вера учит нас правильно относиться к людям: милосердно, всепрощающе, без осуждения, а к самим себе - со всей строгостью. По-настоящему духовная жизнь - это замечательно. Если Вы живете в такой среде, за Вас можно порадоваться.
|
02 авг 2012, 19:15 |
|
|
Лидия
Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55 Сообщения: 22
|
Наталья писал(а): Лидия, спасибо за предложение помощи. Она нам очень нужна. Нам что-то страшновато приниматься за составление списков зарубежной классики. А вы не могли бы рассказать, каких авторов и какие книги вы включаете в список для колледжа? Заранее спасибо. Наталья, я на несколько дней уеду. У меня не будет доступа к интернету. После приезда вернусь к Вам на форум.
|
02 авг 2012, 19:25 |
|
|
Axel Bruns
Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45 Сообщения: 325 Откуда: Орел
|
Лидия писал(а): Думаю, для всех нас душа важнее. Но речь идет не совсем об этом. Ведь никто никого не ставит перед выбором: или душа, или ментальность... В человеке есть и одно, и другое. На душу и духовность никто не покушается. Разве Вы думаете, что душа человека страдает от того, что он приобретает знания, развивает себя? А у меня не получается гармонично развиваться в обоих направлениях (душа и ум), кажется невыполнимой задачей. Лидия писал(а): Разве, читая книги, вы обязательно становитесь хуже? По-моему, нет. По-моему, читая и обдумывая прочитанное, можно начать шире смотреть на вещи, лучше понимать человеческую природу. А это важно для жизни. Да и для души тоже. Говорят же: понять - значит простить. Прощение – это одно из проявлений духовной жизни, Вы согласны? Напишу откровенно, но бывает, что книга оказывается бесполезной. Или я не могу понять, что она мне дала. А каждая ли книга дает что-то человеку? Я прощаю не понимая, просто прощаю и все. Но не утверждаю, что это верно . Лидия писал(а): Наверное, Вы видели сцены, когда русские могли просто захлебываться эмоциями, "с пеной у рта" доказывать свою правоту, мерилом всего считая себя, так и судить: -Я бы так поступил. -Я бы так не поступил.? Только эмоциональность (без грамма рассудочности) делает человека зависимым от собственных эмоций, от своих страстей. Обиды и непрощение обид, неприятие и осуждение ближнего, а порой и бессмысленная жестокость, бессмысленное времяпрепровождение, опустошенность, пьянство... Хорошо это все для души? Очень плохо. Если бы люди хотя бы задумывались над тем, как они живут... Понимаете, литература - это форма обобщения человеческого опыта. Это не может быть плохо для человека и его души. Я, конечно же, классику имею в виду, а не ширпотреб, думаю, Вы меня правильно понимаете. Можно поставить вместо слова "русские" любую другую нацию и смысл останется правильным . Лидия писал(а): Не надо, по-моему, ограничения себе ставить, делая выбор заранее: или... или... Вы могли подумать, что я ставлю западную литературу выше русской. Но это не так. Просто преподавание западной литературы - это моя работа. А для себя я читаю и западных, и наших авторов. Почему я о русской литературе не писала? Она изучается в школе, ее читают, о ней представление есть хоть какое-то у молодых людей. Ищущий человек мимо не пройдет. Обязательно вернется к русской классике после школы. Он имена знает, знает, к кому вернуться. А зарубежная литература остается в стороне. Многие люди о ней вообще представления не имеют. И они, я так думаю, невольно обедняют себя. Лидия, то, что Вы делаете чудесно. А самостоятельно эффективно познакомиться с зарубежной литературой человек не может? Как Вы считаете? Лидия писал(а): Теперь о духовной жизни. Вы пишете, что вокруг Вас люди, ставящие духовную жизнь выше интеллектуальной. Это отрадно. Вам очень повезло. А это Вы так о людях думаете? Или это их мнение? Если под духовной жизнью Вы понимаете жизнь в вере, то я вас понимаю. Это самый прямой путь к спасению души. К этому каждому человеку стремиться надо. Но совершенствовать свою душу - это труд. Не всем удается настойчиво и целеустремленно идти по этому пути. Хорошо, если люди верят в Бога, ходят в храм, исповедуются, причащаются, соблюдают заповеди или стремятся к этому. Для людей, думающих о спасении души, многие мирские проблемы вообще не существуют, многие верующие как бы над ними. Для меня это привлекательно. Но вера - это очень интимно, хотя именно вера учит нас правильно относиться к людям: милосердно, всепрощающе, без осуждения, а к самим себе - со всей строгостью. По-настоящему духовная жизнь - это замечательно. Если Вы живете в такой среде, за Вас можно порадоваться. С этими людьми я совместно переживаю духовные кризисы и физические трудности. Используя которые ищем пути, как стать лучше и исправить дурное. Вот это я понимаю под духовной жизнью. Бывало я переключался с русской литературы на другую и забывал важные моменты из прочитанных произведений. А потом потеряв много времени возвращался обратно и снова находил то, что уже забыл. P.S. Пока читал Ваше сообщение, понял в чем расхождение. Молодые люди всегда идеалистичны. Хочется всегда видеть белое и черное. Идет поиск путей, которые дают свою быструю реализацию. И есть боязнь что-то пустить, растратившись на что-то неплохое, но свою жизнь не изменяющее.
_________________ Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)
|
02 авг 2012, 22:32 |
|
|
Лидия
Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55 Сообщения: 22
|
Axel Bruns писал(а): Лидия писал(а): Думаю, для всех нас душа важнее. Но речь идет не совсем об этом. Ведь никто никого не ставит перед выбором: или душа, или ментальность... В человеке есть и одно, и другое. На душу и духовность никто не покушается. Разве Вы думаете, что душа человека страдает от того, что он приобретает знания, развивает себя? А у меня не получается гармонично развиваться в обоих направлениях (душа и ум), кажется невыполнимой задачей. Лидия: Вы просто не пробовали! Все виды искусства развивают в конечном счете и одно, и другое. Попробуйте поинтересоваться. Не ставьте себе рамок. На Западе есть психологическое учение о рамках. Рамка по-английски - frame. Все люди склонны в той или иной степени ограничивать себя рамками привычного и знакомого. Потом оказывается, что они действуют как оковы. Я всю жизнь работаю с молодыми, вижу, какой шаг, а иногда и скачок происходит в их развитии за два-три года. Это очень отрадно видеть. Старайтесь. Это наполняет жизнь новыми красками. Я запуталась в цитатах. Мне хочется ответить по вашим репликам. Лидия писал(а): Разве, читая книги, вы обязательно становитесь хуже? По-моему, нет. По-моему, читая и обдумывая прочитанное, можно начать шире смотреть на вещи, лучше понимать человеческую природу. А это важно для жизни. Да и для души тоже. Говорят же: понять - значит простить. Прощение – это одно из проявлений духовной жизни, Вы согласны? Напишу откровенно, но бывает, что книга оказывается бесполезной. Или я не могу понять, что она мне дала. А каждая ли книга дает что-то человеку? Я прощаю не понимая, просто прощаю и все. Но не утверждаю, что это верно . Вам трудно отвечать, у вас обо всем сразу. Конечно, не каждый готов взять то, что дает книга. Нужен читательский опыт. Не скажешь, что важнее: яйцо или курица. Получая опыт в чтении, начинаешь больше понимать, понимая, получаешь больше от прочитанных книг. Все взаимосвязано. Я студентам говорю: средняя скорость зрелого читателя - 50 страниц в час. Значит, за день - за два вы можете прочитать книгу. Есть трудные, серьезные книги. Их читают медленно. Можно читать несколько книг сразу. Устали от одной, переключайтесь на другую, потом опять возвращайтесь к первой. Есть книги, от которых не оторвешься. Их читайте целиком. Сколько можно прочитать за неделю? А за месяц? А за семестр? А за год? А за три года?
Хорошо, что прощаете. Люди иногда учатся этому всю жизнь. А может быть, вам это только кажется. чтобы утверждать, понаблюдайте за собой. Например, помните ли Вы обиды? Если да, значит, настоящему прощению Вы еще не научились. Всем прощаете? Всегда? Вам можно позавидовать.Лидия писал(а): Наверное, Вы видели сцены, когда русские могли просто захлебываться эмоциями, "с пеной у рта" доказывать свою правоту, мерилом всего считая себя, так и судить: -Я бы так поступил. -Я бы так не поступил.? Только эмоциональность (без грамма рассудочности) делает человека зависимым от собственных эмоций, от своих страстей. Обиды и непрощение обид, неприятие и осуждение ближнего, а порой и бессмысленная жестокость, бессмысленное времяпрепровождение, опустошенность, пьянство... Хорошо это все для души? Очень плохо. Если бы люди хотя бы задумывались над тем, как они живут... Понимаете, литература - это форма обобщения человеческого опыта. Это не может быть плохо для человека и его души. Я, конечно же, классику имею в виду, а не ширпотреб, думаю, Вы меня правильно понимаете. Можно поставить вместо слова "русские" любую другую нацию и смысл останется правильным . Да нет, конечно. У вас маленький опыт общения с европейцами. И на Востоке все по-другому, у буддистов особенно. Вы приписываете знакомые черты другим людям, которых не знаете.Лидия писал(а): Не надо, по-моему, ограничения себе ставить, делая выбор заранее: или... или... Вы могли подумать, что я ставлю западную литературу выше русской. Но это не так. Просто преподавание западной литературы - это моя работа. А для себя я читаю и западных, и наших авторов. Почему я о русской литературе не писала? Она изучается в школе, ее читают, о ней представление есть хоть какое-то у молодых людей. Ищущий человек мимо не пройдет. Обязательно вернется к русской классике после школы. Он имена знает, знает, к кому вернуться. А зарубежная литература остается в стороне. Многие люди о ней вообще представления не имеют. И они, я так думаю, невольно обедняют себя. Лидия, то, что Вы делаете чудесно. А самостоятельно эффективно познакомиться с зарубежной литературой человек не может? Как Вы считаете? Все возможно. Знаю людей старшего поколения, которые, занимаясь самообразованием, поднимались на высокий уровень культуры. А сейчас все доступно. Было бы желание. Но не нужно думать, что это не потребует труда. Такой подход приведет в тупик.
Лидия писал(а): Теперь о духовной жизни. Вы пишете, что вокруг Вас люди, ставящие духовную жизнь выше интеллектуальной. Это отрадно. Вам очень повезло. А это Вы так о людях думаете? Или это их мнение? Если под духовной жизнью Вы понимаете жизнь в вере, то я вас понимаю. Это самый прямой путь к спасению души. К этому каждому человеку стремиться надо. Но совершенствовать свою душу - это труд. Не всем удается настойчиво и целеустремленно идти по этому пути. Хорошо, если люди верят в Бога, ходят в храм, исповедуются, причащаются, соблюдают заповеди или стремятся к этому. Для людей, думающих о спасении души, многие мирские проблемы вообще не существуют, многие верующие как бы над ними. Для меня это привлекательно. Но вера - это очень интимно, хотя именно вера учит нас правильно относиться к людям: милосердно, всепрощающе, без осуждения, а к самим себе - со всей строгостью. По-настоящему духовная жизнь - это замечательно. Если Вы живете в такой среде, за Вас можно порадоваться. С этими людьми я совместно переживаю духовные кризисы и физические трудности. Используя которые ищем пути, как стать лучше и исправить дурное. Вот это я понимаю под духовной жизнью. Бывало я переключался с русской литературы на другую и забывал важные моменты из прочитанных произведений. А потом потеряв много времени возвращался обратно и снова находил то, что уже забыл. P.S. Пока читал Ваше сообщение, понял в чем расхождение. Молодые люди всегда идеалистичны. Хочется всегда видеть белое и черное. Идет поиск путей, которые дают свою быструю реализацию. И есть боязнь что-то пустить, растратившись на что-то неплохое, но свою жизнь не изменяющее.
Скорее, они максималисты. Быстрая реализация - это химера (несбыточная мечта). Знаете, народную присказку: "Скоро только кошки родятся"? Быстро можно разбогатеть, разориться, сломать отношения, наделать ошибок... А реализовать себя в жизни быстро еще ни у кого не получилось. Но то, что Вы думаете о самореализации и развитии, это замечательно.Свои ответы выделила синим. Пожалуйста, не сваливайте все темы вместе. Отвечать крайне неудобно. Может быть, у меня не хватает опыта в интернет-общении.
|
11 авг 2012, 22:17 |
|
|
Axel Bruns
Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45 Сообщения: 325 Откуда: Орел
|
Лидия, когда я пытаюсь гармонично развиваться, то рано или поздно приходит вопрос: а правильно ли я что-то делаю? Сомнения вкрадываются в одно и цепной реакцией входят во все сферы. А когда появляется ошибка, то сомнения получают более плодоносную почву для развития. Наверное я мало читаю, но чтение отнимает у меня ежедневное время в размере 1-2 часов. Обиды помню, так что явно есть чему учиться. Для меня самым тяжелым было усмирить гордость. Имел опыт общения лишь с тяжелобольными европейцами (аутоимунные заболевания). Но это я сужу по своими миру, окружающему меня. Я пытался самостоятельно узнавать что-либо. Но появлялось куча вопросов, которые не мог спросить. Или узнавая культуру, выстраивал информацию, которая при общении с человеком из этой культуры рушилась, как карточный домик. P.S. Если я Вам буду таким образом отвечать, для Вас это будет удобнее? Ничего, наберетесь опыта и все будет понятно и ясно в интернете .
_________________ Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)
|
12 авг 2012, 10:46 |
|
|
Лидия
Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55 Сообщения: 22
|
Обещала рассказать, какую литературу я рекомендую для чтения в колледже. Начну, хотя даже не знаю, в какой форме это лучше сделать. Наверное, просто постепенно выложу здесь список. Иногда буду давать комментарии. Сергей, Наталья, я понимаю, что все это в полном объеме для вашего списка не подойдет, поскольку у вас более широкий адресат. И дети, для которых вы составляете рекомендации, вряд ли будут читать все. Мои студенты изучают зарубежную литературу как систематический курс. Это будущие гуманитарии. Для них читаются лекции, у них проходят семинары. Но те, книги, которые я включаю, они в состоянии осилить. Это проверено многолетней практикой. Я читаю этот курс уже много лет. Все время пробую давать материал по-разному. Студенты поступают к нам в колледж после окончания 9-го класса.
Мы начинаем программу с Античной литературы, потому что античность - это колыбель нашей цивилизации, ее истоки.
Древнегреческая литература
Гомер «Илиада» - здесь я много всего рассказываю, а читаем мы из 24 песен всего один фрагмент – 6-ю песнь, сцену свидания Гектора с Андромахой и разбираем ее подробно. Это такая пронзительная лирическая сцена, она легка для понимания, поэтому я ее беру.
Гомер «Одиссея» -Джеймс Джойс, автор «Улисса», сказал, что Одиссей – герой на все времена: и сын, и отец, и любовник, и воин. Рассказываю сюжет, подвиги Одиссея, а читаем фрагмент из Песни 19-ой о встрече Одиссея с Пенелопой, когда не жена узнает мужа, а потом сцену узнавания из Песни 23-ей.
Эсхил «Прометей прикованный», «Орестея»
Софокл «Царь Эдип», «Антигона» (Фрейд)
Эврепид «Медея» ( Фрейд, фильм Пазолини)
Лонг «Дафнис и Хлоя» - первый роман о любви (Сюжет романа лёг в основу оперы Ж. Б. Буамортье «Дафнис и Хлоя», балета Мориса Равеля «Дафнис и Хлоя», новеллы для фортепиано Николая Метнера «Дафнис и Хлоя». В 1993 году роман был экранизирован.)
Древнеримская литература
Я рассказываю о Цицероне, Катуле и Сафо, читаем фрагменты речей Цицерона и стихи. Обязательно читаю вслух на латыни, чтобы послушали звучание, сравнили звучание, ритм оригинала и перевода. Для студентов это всегда открытие. Говорим о Лесбосе, о лесбийцах и лесбийках (не лесбиянках!)
Вергилий «Энеида», читаем Песнь 4 – историю любви. (опера Бёрса «Дидона и Эней»)
Апулей «Золотой осел», читаем «Амура и Психею». Потом оказывается, что многие пробовали читать больше, было интересно.
Для курса в университете, конечно, список больше. Но для колледжа я включаю то, что по силам. Кажется, разница в возрасте - два-три года. Но в этом возрасте - это очень много! Для меня главное - сформировать общее представление. А в ваш список, мне кажется, нужно обязательно включить Куна "Мифы и легенды Древней Греции". Эта книга доступна не только подросткам, но и детям. Она много дает для кругозора, понимания сюжетов живописи, литературы и т.д.
|
12 авг 2012, 11:52 |
|
|
Лидия
Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55 Сообщения: 22
|
Литература средних веков
Рассказываю о рыцарских романах, а читаем «Тристана и Изольду» (опера Вагнера).
А потом читаем «Песнь о Роланде» и сравниваем «Песнь о Роланде» и «Слово о полку Игореве».
«Песнь о Нибелунгах», читаем отрывки: Авентюру I (по сути это пролог), портрет Кримхильды, портрет Брюнхильды, как Зигфрид впервые увидел Кримхильду ( V), как Гунтер добыл Брюнхильду (VII), как Кримхильда готовилась к встрече Брюнхильды (IX), прием Брюнхильды (X), как встречала Брюнхильда Кримхильду ( ХIII), ссора женщин (XIV), Кримхильда разболтала тайну мужа… Далее читают сами о мести Кримхильды, а потом обсуждаем тему мести за любовь, вплоть до Фолкнера.
|
13 авг 2012, 11:56 |
|
|
Лидия
Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55 Сообщения: 22
|
Литература Возрождения
Италия:
Данте «Божественная комедия», много рассказываю, читаем Песнь 5 – историю любви Паоло и Франчески. Слушаем музыку П.И.Чайковского, смотрим иллюстрации Доре. После Данте можно никого не цитировать о любви.
Бокаччо «Декамерон» - возвращение к язычеству, культ интеллекта и тела, 100 новелл. Здесь главное - объяснить, что это низкий жанр, как анекдоты сейчас, как сплетни сарафанного радио, но возведенные в искусство. (Фильм Пазолини) Здесь говорим и о том, что это, несмотря на полную откровенность, не порнография, т.к. есть критерий: в художественном произведении остается игра воображения и разума.
Петрарка Поэзия
Англия
Шекспир
«Ромео и Джульетта» , сравниваем разные перевода, например: Т.Л. Щепкиной-Куперник и Б. Пастернака, сравниваем экранизации, например, «Ромео + Джульетта», режиссёр Баз Лурманн, Ромео — Леонардо Ди Каприо, Джульетта — Клэр Дэйнс и «Ромео и Джульетта» (Великобритания) (BBC) (ТВ) режиссёр Элвин Ракофф, Ромео — Патрик Райкарт, Джульетта — Ребекка Шеир, ( слушаем музыку: опера Ш.Гуно, балет Прокофьева)
«Гамлет», показываю различия в переводах Лозинского и Пастернака; обсуждаем фильм Козинцева.
«Король Лир», (обсуждаем фильм Козинцева)
«Отелло» - история талантливого человека, непохожего на других. Он очень уязвим, поэтому попадает в ловушку. Слова Пушкина – подсказка к пониманию образа: «Главная трагедия Отелло не в том, что он ревнив, а в том, что он слишком доверчив!» (Оперы Россини и Верди, балеты)
«Сон в летнюю ночь» - идея связана с осознанием того, что во сне человек не владеет собой. ( Марш Мендельсона написан для этой пьесы)
«Макбет» - трагедия о жажде власти и измене друзьям.
|
13 авг 2012, 12:47 |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|