Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 28 мар 2024, 14:57



Ответить на тему  [ Сообщений: 147 ]  На страницу Пред.  1 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15  След.
 Какие книжки читать? 

Читаете ли вы художественную литературу?
Нет или очень редко. 10%  10%  [ 1 ]
Да, время от времени. 30%  30%  [ 3 ]
Да, постоянно. 60%  60%  [ 6 ]
Всего голосов : 10

 Какие книжки читать? 
Автор Сообщение
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Сергей, спасибо, я с вашими рекомендациями и сомнениями согласна.

Все это время я продолжала обдумывать наши списки тем и книг.

С самого начала нам было ясно, что не удастся избежать повторения одной книги в разных темах. Сейчас я думаю, что ничего страшного в этом нет: вряд ли ребята будут читать списки последовательно и полностью. Возможно, то, что книга входит в разные списки, привлечет к ней дополнительное внимание. Мы попробуем оформить списки на сайте с элементами интерактивности, некоторые возможности для этого есть уже сейчас. Если материал будет привлекать внимание пользователей, то в дальнейшем постараемся представить их в максимально удобном виде.

Давайте попробуем добавить темы:

Мир фантастики,
Мир фэнтези,
Книга в истории культуры
(мне кажется, что здесь хорошо бы дать коротенькие комментарии, как это сделал Сергей).
Может быть, эти формулировки будем считать пока рабочими? Если у кого-то есть предложения с более удачными названиями тем, поделитесь, пожалуйста.


24 июл 2012, 13:19
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 02 июл 2012, 11:46
Сообщения: 43
Между прочим, интервью с Быковым и Успенским по Эху Москвы. Там они много книжек называют, о некоторых я никогда и не слышал.
Быков говорит, что современные дети много читают, и шутит - Твиттер. Мне кажется, молодежь старше 13 лет практичесчки не читает художественную литературу, Интернет и социальные сети все вытеснили. И кстати, участие молодежи в нашем обсуждении подтверждает мои слова.

Вот ссылка на интервью.

http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/913006-echo/


28 июл 2012, 09:08
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Сергей, спасибо за ссылку. Прослушала. Очень интересно. Было приятно, что писатели называют и те книги, которые мы предлагаем на нашем форуме. И, конечно, много других тоже. И сам разговор был интересным. А фраза Д. Быкова: "Литература дает ребенку словарь" - вообще универсальная формула.

Я много думаю о том, что литература дает фоновые знания, а это формирует в людях общность. Люди, которым нравятся одни и те же книги, априори ближе др. др. Люди, читавшие одни книги, - это люди "одной крови". И вот цитата из выступления Д. Быкова, она по сути о том же: " Если бы мы не обменивались цитатами, как бы мы выбирали девушек, как бы мы выбирали друзей?"

Нет, все-таки это совсем не пустой вопрос: -Какие книжки читать?

Если, как было сказано в передаче, в недрах Министерства образования и науки озаботились проблемой круга детского чтения, то это, по-моему, хорошо, потому что проблема есть, решение ее необходимо. У них есть материальные возможности. Думаю, что список составят вполне профессионально. Но, как мы это уже ощутили сами, при подготовке такого материала появляется масса вопросов. От того, какие ответы на них будут найдены, зависит и конечный результат. Я бы была рада, если бы большее количество людей попробовало взять на себя подобный труд - у ребят и родителей был бы выбор. Одни доверяют списку школы, другие - любимому учителю, третьи - министерству, четвертые - интернет-ресурсам. Главное, что внимание общества в целом привлечено к проблеме. А наш список предлагаю потихоньку продолжать.


29 июл 2012, 09:13
Профиль

Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55
Сообщения: 22
Сергей писал(а):
Мне кажется, молодежь старше 13 лет практичесчки не читает художественную литературу, Интернет и социальные сети все вытеснили. И кстати, участие молодежи в нашем обсуждении подтверждает мои слова.

Сергей, Вы правы. Но это так понятно! Мы все вовлечены в глобальные процессы современного мира. И получается, что жизнь дает детям другие ориентиры. А они откликаются на то, что на виду и на слуху, понимаете? Есть семьи, занимающиеся детьми очень серьезно. Там еще читают. Читают дети у хороших учителей. Еще читают те, у кого талант к чтению, к восприятию слова, а это тоже талант! Но таких детей не очень много. Читают те, для кого литература важна по профессии: будущие филологи, журналисты, актеры, режиссеры, переводчики, преподаватели, книгоиздатели и т.д. Самостоятельно современный прагматичный молодой человек тоже может прийти к чтению, если осознает необходимость роста, развития или даже еще проще - социального роста. Остальные, а их большинство, проходят мимо: им не попался ориентир.
Я преподаю зарубежную литературу в университете и в колледже. Могу сравнивать восприятие произведения молодыми людьми разного возраста. Списки, конечно, даю для чтения разные. Но даже в колледже, хотя к нам приходят дети, менее подготовленные, они могут воспринимать тексты мировой классической литературы.
Я бы подключилась к вам, тоже предложила книги и угол зрения, который помогает понять то, что было написано несколько или даже много веков назад. Я могу постепенно рассказать о собственном опыте приобщения к чтению студентов. На форуме прозвучала тема: Книга в истории культуры. Мне это близко. Как и тема: Русская литература и общекультурная традиция (слишком долго мы оставались в границах почти исключительно национальной культуры, сейчас молодым интереснее познавать русскую литературу в контексте мировой культуры). Поэтому я рада, что список, который сейчас составляется, ориентируется на мировую литературу тоже.


29 июл 2012, 09:44
Профиль

Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55
Сообщения: 22
Мои студенты знают, я всегда горячо рекомендую не электронную версию, а книгу в классическом издании. Для зарубежной литературы это принципиально. Потому что многое поначалу будет непонятно. А в книгах в конце есть комментарии, которые помогут получить минимум необходимой информации.
Часто мы читаем книгу не целиком, а только какие-то фрагменты. Но если человек держал книгу в руках, у него остается ощущение материальности книги. Даже элементарное - книга толстая, тяжелая, хорошо или плохо изданная. Человек понимает, что он осилил только несколько глав, но при этом у него уже начинает складываться целостное представление, которое сохраняется очень долго. И позже это физическое воспоминание тоже тянет к книге вернуться.
Не у всех есть нужная книга дома. Спрашивают у знакомых, ходят в библиотеки. Это все нужно, когда человек приобщается к чтению, т.к. попутно при этом может возникнуть интерес к любой другой книге, другому мнению или другой информации.
Мой опыт подсказывает, что любые мелочи могут играть роль ориентиров, а значит, оказаться важными.
Если я рассказываю студентам, что есть экранизации произведения, можно их посмотреть, обсудить, то это подогревает интерес. Понимают, что и сейчас актуальны проблемы, о которых писали много веков. По многим произведениям есть разные экранизации. Смотрим, спорим. И музыку слушаем, и о том, что ставится в театрах, рассказываю. Все это очень помогает.


29 июл 2012, 10:21
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45
Сообщения: 325
Откуда: Орел
Лидия писал(а):
Мои студенты знают, я всегда горячо рекомендую не электронную версию, а книгу в классическом издании.


Простите, а можно пояснить Ваше сообщение? Вы категорически против электронных книг или когда есть выбор между читать на бумаге или читать на экране книги, Вы выберите второй вариант? :Search:

Лидия писал(а):
Если я рассказываю студентам, что есть экранизации произведения, можно их посмотреть, обсудить, то это подогревает интерес. Понимают, что и сейчас актуальны проблемы, о которых писали много веков. По многим произведениям есть разные экранизации. Смотрим, спорим. И музыку слушаем, и о том, что ставится в театрах, рассказываю. Все это очень помогает.


А можно критические мысли высказать? Я лучше переспрошу, чем Вас ,возможно, обижу сообщением. :friends:

_________________
Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)


30 июл 2012, 10:42
Профиль

Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55
Сообщения: 22
Axel Bruns писал(а):

Простите, а можно пояснить Ваше сообщение? Вы категорически против электронных книг или когда есть выбор между читать на бумаге или читать на экране книги, Вы выберите второй вариант? :Search:

Лидия писал(а):
Если я рассказываю студентам, что есть экранизации произведения, можно их посмотреть, обсудить, то это подогревает интерес. Понимают, что и сейчас актуальны проблемы, о которых писали много веков. По многим произведениям есть разные экранизации. Смотрим, спорим. И музыку слушаем, и о том, что ставится в театрах, рассказываю. Все это очень помогает.


А можно критические мысли высказать? Я лучше переспрошу, чем Вас ,возможно, обижу сообщением. :friends:



Нет, конечно. Электронные библиотеки - это огромное благо. Главное, что электронные версии книг общедоступны и всегда под рукой. Но я думаю, что зарубежную классику, особенно при первом обращении к ней, лучше читать на бумаге. Много книг отлично издано. Их приятно взять в руки. Эти тактильные ощущения помогают обрести вкус.
Что мне не нравится в электронных версиях? Вы не перелистываете страницы, не слышите их шорох, у вас нет контакта с книгой, вы не чувствуете ее обаяния, у вас нет полноты ощущения. В электронных версиях нет комментариев, которые часто нужны. В электронных версиях много опечаток, вы на них отвлекаетесь, а это мешает. А если люди не очень грамотные, то это еще хуже.
Мои студенты сами выбирают, но я говорю им свое мнение. Многие прислушиваются.

Конечно, можно. Высказывайте.


31 июл 2012, 10:12
Профиль

Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55
Сообщения: 22
Еще хочу дополнить.
Книга настраивает на размышление, обдумывание. А при чтении электронной версии этого не происходит, потому что сама форма создана в большей мере для быстрого восприятия информации. Но это я так чувствую. Может быть, у молодых по-другому. Я понимаю, что для кого-то электронные версии привычнее, чем книжные.
Я сама пользуюсь электронными версиями, если быстро нужна книга, которой нет под рукой. И такую возможность ценю. Но люблю книги.


31 июл 2012, 10:35
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45
Сообщения: 325
Откуда: Орел
Лидия писал(а):
Мои студенты сами выбирают, но я говорю им свое мнение. Многие прислушиваются.


Вы уже предугадали смысл моего сообщения, поэтому критики не будет :Bravo: .

Признаюсь Вам, что не особо люблю зарубежную литературу (если это не соотечественники, живущие за рубежом) , так как не знаю языков оригинальных текстов. Читая перевод есть возможность воспринять видение переводчика а не автора. И бывает тяжело перенести ментальность другой страны на свою. У Ваших студентов нет таких проблем?

_________________
Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)


31 июл 2012, 14:07
Профиль

Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55
Сообщения: 22
Axel Bruns писал(а):

Признаюсь Вам, что не особо люблю зарубежную литературу (если это не соотечественники, живущие за рубежом) , так как не знаю языков оригинальных текстов. Читая перевод есть возможность воспринять видение переводчика а не автора. И бывает тяжело перенести ментальность другой страны на свою. У Ваших студентов нет таких проблем?


Я вижу в Вашем сообщении три предмета для обсуждения.
Сначала о том, что Вы "не особо любите зарубежную литературу". О причине пока не будем говорить. Подумаем о факте.
Это очень-очень жаль. Понимаете, русская литература всегда заботилась о душе человека, она ее исследовала, и она же на нее влияла. Вся русская литература обращена прежде всего к эмоциональной сфере человека, воздействует на его эмоции. Все конфликты в русской литературе - это эмоциональные конфликты. А для западной литературы главное - это ментальность, она обращается к уму. Конечно, для нас западные люди кажутся слишком прагматичными, рассудочными (рассудок), рационалистичными (рацио - это ум), живущими по уму. Но нам-то как раз этого не хватает. Слишком много в русской жизни неосознанного и даже порой бессмысленного. Мы ленимся мыслить, не хотим познавать, знать, думать. Мы часто определяем свою позицию эмоционально (нравится - не нравится), а не ментально, а поэтому не думаем, куда движемся. Но какую позицию ты выберешь, туда и придешь. Если ты свою жизнь не осмыслишь (мысль), то не удивляйся, когда она сложится не так, как хотелось бы. Я думаю, что западная литература очень нужна нашим молодым людям. Читая западных авторов, учишься мыслить. Для современного общества это актуально, как никогда.
Кстати, многие русские писатели прекрасно знали зарубежную литературу и даже непосредственно участвовали в диалоге культур. Примеров масса. И не только писатели. Все дворянское общество владело языками и читало. Много читало. Классическую литературу знали прекрасно. Имели прекрасные библиотеки. Любили читать.

Теперь о переводах. Вы правы в том, что перевод - это всегда интерпретация. Но кто делает переводы? Переводчики классики - это все сплошь блестящие умы, люди, великолепно владеющие и родным языком, и иностранным, образованнейшие люди. Их работа - это же миссия. Это ведь титанический труд - перевод классики. И ответственность колоссальная. Поэтому и получается, что англичане признают нашего Маршака гением наряду со своими Шекспиром и Бернсом, а французы преклоняются перед Элеонорой Гальпериной (Норой Галь). Вы испытываете недоверие к тому, что отобрано самим временем. Но то, что отобрано временем, человек не может перечеркнуть. Учитесь, учите языки, анализируйте тексты, сравнивайте переводы, наслаждайтесь триумфом человеческого разума. Вот недавно одна англичанка (не помню сейчас ее фамилию) сделала новый перевод Пушкина. Человек любит Пушкина, знает все переводы, ими не удовлетворен и делает свою попытку перевода. По-моему, это просто замечательно. Многие произведения доступны сейчас в разных переводах. Сейчас время такое: все доступно, любая информация под рукой. По-моему, нельзя пройти мимо богатства только из-за того, что вы не уверены в том, хороша ли упаковка.

Легко ли изучать зарубежную литературу студентам? Нет, не легко. Раньше (до введения бакалавриата) в университетах ее изучали 6 - 8 семестров, т.е. три - четыре года. Это было очень хорошо, потому что за 3 - 4 года постоянного чтения человек успевал приобщиться к культуре. Теперь на изучение зарубежной литературы отводят 3 - 4 семестра, т.е. полтора - два года. За полтора - два года человек не успевает по-настоящему освоить культурное пространство. Сейчас идет другой процесс, гораздо более поверхностный, - процесс ознакомления. Так, как раньше литературу знали почти все студенты, кроме самых слабых, конечно, сейчас знают единицы - только самые интересующиеся и одаренные.
Нужно знать, что было в мире до тебя, какие проблемы волновали людей, почему. Тогда и твоя жизнь становится более осознанной. Ну не может специалист в гуманитарной сфере не знать о том, какие диалоги вели мыслители (а западная литература - это торжество человеческой мысли) раньше. Вот только один пример. Диалог Шекспира, Вольтера, Шиллера, М. Твена и Б. Шоу. Разные эпохи, разные страны. Диалог шел о Жанне д'Aрк. Для Шекспира ("Генрих УI") она ведьма, воплощение темных сил. Для Вольтера ("Орлеанская девственница") - представительница черни, которую он презирал. Шиллер ("Орлеанская дева") - великий романтик, он Жанну романтизирует. Кстати, перевод нашего Василия Жуковского вдохновил П.И. Чайковского написать прекрасную музыку - оперу. Для М. Твена ( "Личные воспоминания о Жанне д'Арк Сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря") главным было показать, что события происходили в темные и жестокие времена. И вот к теме обращается Б.Шоу ("Святая Иоанна"). Б. Шоу считает, что в ХХ веке рассуждать о жестокости прежних веков просто смешно. У него представлен чисто ментальный конфликт. Жанне предлагают сохранить жизнь, но провести ее в тюрьме. Ей говорят: -Ты же будешь есть, пить, дышать. Но она отвечает: Разве жить - это есть, пить, дышать? Разжигайте свой костер!" Последние слова Жанны в эпилоге: Жанна. -О Боже, ты создал эту прекрасную землю, но когда же станет она достойна принять твоих святых? Доколе, о Господи, доколе?
Мир, наш, российский мир очень изменился. Он стал более открытым, более интегрированным в мировые процессы. Но люди это ощущают только на бытовом уровне. Так будет и дальше, если мы не заинтересуемся "чужой" ментальностью, не постараемся ее понять. Зачем нам открытые двери и окна, если мы не хотим покидать свою комнату?


01 авг 2012, 13:31
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 147 ]  На страницу Пред.  1 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB