Русский на 5 http://russkiy-na-5.ru/forum/ |
|
Я не понимаю. Помогите разобраться! http://russkiy-na-5.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=90 |
Страница 2 из 4 |
Автор: | Наталья [ 11 янв 2014, 12:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! |
Анна, извините, я не помогу. Я не знаю, как ответить достаточно внятно, однозначно и непротиворечиво. Филолог-то филолог, но я никогда не специализировалась в словообразовании, лексике, морфемике, этимологии и многих других областях. Мы же, как врачи: у большинства узкая специализация. Мой комментарий по вашей табличке Хорошая табличка. Вы правильно сразу отделяете слова с корнем чит. А дальше нужно сделать следующий шаг: отделить слова с корнем сочета. Да, все эти сочетание, сочетаемость, сочетаться, сочетаемый и прочие имеют корень сочета. Могу сослаться на мнение А.Н.Тихонова, автора самых больших и самых авторитетных словарей: 1) А.Н. Тихонов «Морфемно-орфографический словарь русского языка. 100 тыс. слов. М.: АСТ, Астрель, 2010 2) А.Н. Тихонов «Словообразовательный словарь русского языка. Более 145 тыс. слов. М.: АСТ, Астрель, 2008 Поскольку нет ни одного человека, взявшего на себя титанический труд проанализировать с современных научных позиций такой неподъемный лингвистический материал, я мнению этого автора доверяю в наибольшей степени. К нему же обратимся, чтобы выяснить, существуют ли корни счёт и счит. Просто посмотрим, как он членит соответствующие примеры. Ответ на наш вопрос есть. Тихонов последовательно выделяет корни: 1) чёт (счёт, счётный и др.) 2) счёт (подсчёт, просчёт, бесчётный и др.) 3) счит (считать, рассчитывать и др.) Вас смущает то, что выделяются разные корни у слов с близким значением? Но такое бывает даже в пределах одного слова. Возьмем, скажем, глагол петь. Корень пе. Теперь посмотрим формы того же слова: в настоящем времени выделяется корень по. Аналогичных примеров можно привести очень много, но я не хочу уводить вас в сторону. Просто будем иметь в виду, что облик корней в отдельных словах и формах слов может быть разным. Вам от этого не легче, понимаю. Возможно, вам понравится логика авторов учебника русского языка из серии « Московский университет — школе» В.А. Багрянцевой и др. Они предлагают красивый подход. Смысл его в том, чтобы в корнях типа лаг//лож, дер//дир, я//им видеть «сохранение на письме исторических чередований гласных звуков в корнях». Что это значит? Когда мы делаем морфемный анализ слова, мы рассматриваем его с позиции синхронии (современного языкового сознания). Поэтому в словарях Тихонова многие слова членятся не так, как это делалось до него. Современные (современные — это за последние 30-40 лет!) научные взгляды требуют при морфемном членении анализировать словообразовательную цепочку и устанавливать связи слов на современном уровне. Сегодня слово благодарить не рассматривается как сложное. На уровне синхронии выделяется корень благодар. А правила орфографии старше этого подхода, и они учитывают диахронию (историю). И получается, что наше сознание должно работать в разных плоскостях. Это трудно. И к тому же исторические процессы в языке происходят под влиянием противоположных тенденций и охватывают языковые явления в разной мере. Поэтому у нас, как и в других языках, всегда масса исключений из правил. Некоторые слова выглядят или ведут себя не так или не совсем так, как остальные. И это могут быть самые простые и частотные слова. К этому нужно быть готовым. |
Автор: | Наталья [ 11 янв 2014, 12:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! |
Я бы посоветовала включить примеры сложных слов (счётно-вычислительный, счётно-аналитический, расчётно-технический, счетовод и прочие), чтобы они не выпали из внимания. И еще один момент. Вы сначала даете приставки списком, а ниже от этого отказываетесь. В этом есть нелогичность. |
Автор: | Anna_S [ 11 янв 2014, 19:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! |
С приставками так получилось потому, что я не нашла в гугловских таблицах функцию "объединить ячейки", а переделывать некогда было. Изначально это была табличка для ребенка "Сложи слова из частей", в которой на каждой строчке была только одна приставка (рас-раз, ис-из) и один корень. В зависимости от первой буквы корня надо было выбрать правильную приставку и придумать с ними несколько слов. И вот когда у нас рядом оказался корень -счит- и приставка рас-раз, вопрос и возник. Придумались слова РАС-СЧИТАТЬ и РАС-СЧЁТ. СПАСИБО огромное за ответ! Теперь легче придумать, как это объяснить ребёнку. Тайна, конечно, осталась, и это здорово! Мы же не тупо учим правила, а наблюдаем за языком как за диковинным зверем. ...Почему я до сих пор не купила Багрянцеву? Вот балда! |
Автор: | Anna_S [ 11 янв 2014, 20:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! |
[ Тихонов последовательно выделяет корни: 1) чёт (счёт, счётный и др.) 2) счёт (подсчёт, просчёт, бесчётный и др.) 3) счит (считать, рассчитывать и др.) ] Тихонов у меня 1997 г. (3-е изд.) Там всё по-другому. Вижу корень -счит- (с. 465-466), от него образованы все слова, относящиеся по смыслу к счёту. Слова РАСЧЁТ и образованные от него тоже там. Чередование И-О в корне. Потом, на с. 552, корень -чит-, от него образованы слова, имеющие отношение к чтению. https://docs.google.com/document/d/11Ia ... CCcE0/edit Вот ещё попутно возник вопрос. А может быть так, что одно и то же слово в разных контекстах разбирается по-разному? Например, считать в уме, считать на калькуляторе (корень -счит-) и "считать" в смысле провести считку рукописи с набранным текстом (тогда корень -чит-, приставка с- !!!) Интересно. |
Автор: | Наталья [ 11 янв 2014, 21:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! |
Возможно, более позднее издание доработано или просто исправили замеченные позднее неточности? Анна, книжка Багрянцевой нужна. Она есть в 2-х видах. Я вам пошлю сканы обложек. Один сегодня, т.к. одна из книжек у меня дома. Я сейчас тоже дома. А вторую пришлю завтра. Она на даче, куда я завтра собираюсь поехать. Книжки разные. Одна — более подробная версия с заданиями. А другая - краткий справочник. В зависимости от цели удобнее пользоваться то одной, то другой. |
Автор: | Наталья [ 11 янв 2014, 21:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! |
Anna_S писал(а): Вот ещё попутно возник вопрос. А может быть так, что одно и то же слово в разных контекстах разбирается по-разному? Например, считать в уме, считать на калькуляторе (корень -счит-) и "считать" в смысле провести считку рукописи с набранным текстом (тогда корень -чит-, приставка с- !!!) Интересно. Анна, это разные корни. У них разное значение. Это омонимы. Вы правильно пишете, что в последнем случае это будет приставка и корень. Всякие считанный текст, считать верстку и т. п. Еще интересный случай — слово считанный (единственный): в считанных случаях. Здесь корень счит. |
Автор: | Anna_S [ 11 янв 2014, 21:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! |
что-то я запуталась: корень -счит- и приставка с- с корнем -чит- --- омонимичные корни? |
Автор: | Наталья [ 11 янв 2014, 21:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! |
Анна, в моем словаре не указано, какое это издание. Это книга большого формата объемом более 700 страниц. Слова идут в три столбца. Странички с вашими не совпадают. Учитывая расхождения, я могу вам предложить при случае купить новое издание. А пока я могу вам помочь выверять какие-либо примеры, если будут сомнения или вопросы. Не стесняйтесь, пишите! |
Автор: | Anna_S [ 11 янв 2014, 21:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! |
[ это разные корни. У них разное значение. Это омонимы. ] Верный способ завалить ребёнка на экзамене -- дать ему такое слово для разбора без контекста. Примерно такой случай попался моей старшей дочке, когда она сдавала 7-й класс экстерном. |
Автор: | Наталья [ 11 янв 2014, 21:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Я не понимаю. Помогите разобраться! |
Anna_S писал(а): что-то я запуталась: корень -счит- и приставка с- с корнем -чит- --- омонимичные корни? Корни не омонимичны, а слова омонимичны. Слова пишутся и звучат одинаково, но имеют разные значения. И в них выделяются разные корни. Где какое слово? Нужен контекст. А в тестах должны рядом в скобочках давать либо значение, либо распространители. |
Страница 2 из 4 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |