Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 28 мар 2024, 18:41



Ответить на тему  [ Сообщений: 40 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 Вопросы к бабе Оле 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Да, несомненно, надо заучивать такие слова как "въявь" вместе со словарными.
Я собираю (точнее, только начинаю собирать) случаи, когда трудно доказать свою правоту на апелляции. Помню, как однажды, лет 10 назад, наш дальний знакомый хвастался, что может завалить любого абитуриента. (Он тогда работал в приемной комиссии филфака МГУ). Так он это смачно описывал, что я до сих пор под впечатлением.
Нам сдавать ЕГЭ через два года. Есть время и слова подучить, и пообсуждать трудности русского языка. Судя по пробным ГИА, с тестами дочка пока справляется. А в сочинениях всё-таки советую ей избегать "приумножений".


22 ноя 2012, 01:58
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Anna_S попросила помощи найти ещё однокоренные слова к исключениям 2 спряжения.

Что здесь можно сказать ? Вы очень заботливая ,чудесная мама ,но.... Все слова не только запомнить , но и просто написать невозможно. Вы пугаете девочку. Она впадёт в панику ,что ничего не знает , что запомнить всё невозможно И это действительно так.

Человеку ,говорящему на русском языке с рождения , не трудно найти корень в родственных словах. Я добивалась от своих учеников ,чтобы они запомнили исключения ! Те 13 глаголов они должны знать " на зубок ". Именно это самое главное : запомнить десятки различных приставочных и суффиксальных форм - [/b]невозможно ![/b]

Чтобы ученик точно и чётко ориентировался в этой "премудрости", надо :

1.Донести понимание ,что по неопределённой форме определяется безударное окончание глагола, а с ним

(по окончаниям) - спряжение.

Взьмём слова сидеть , спать ... В неопределённой форме заканчиваются на -еть , -ать

А теперь проспрягаем :

Я сижу , сплю

ты сидишь , спишь

он сидит , спит

мы сидим , спим

вы сидите , спи6те

они сидят , спят.

Что мы видим ? Появляются глагольные окончания 2 спряжения . Потому что окончания ударные


Как постел....шься , так и высп....шься. (стелить , спать ) - вот что должен увидеть пишущий !

Глаголы : на -ить - 1 спряжения , а на -ать -2 спряжения., Хотя этот глагол в исключение не входит !

Итак : важнее всего запомнить основную форму слова . Иначе ребёнок запутается.

2. Ну и ,естественно , абсолютное понимание процесса спряжения: изменение по лицам ( что такое местоимение? слово, которое употребляется вместо имени предмета:

Я , мы , ты , вы , он , она , оно , они ! ( Что делают ? )

и , конечно , знать личные окончания. Это постигается тренировкой. Предлагаете выписать из предложения все глаголы , определить их спряжение , проспрягать.

3. Помнить , что глаголы прошедшего времени не спрягаются ! Они изменяются по числам и в единственном числе по родам : ходил ,ходила , ходило , ходили


Всего Вам доброго . Баба Оля.


24 ноя 2012, 20:59
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Да нет, я это вовсе не для детей пишу, а для себя. Чтобы легче было придумывать предложения для диктовки. Если написать все формы для одного глагола, то для остальных в Ворде это можно сделать за три минуты командой Найти/Заменить. Просто я очень хорошо владею компьютером и часто для своей младшей дочки (четвероклассницы) делаю задания сама. А когда мы уезжаем, беру с собой не кучу учебников, а флешку.
Старшая учится в 9 классе в одном из лучших лицеев Москвы, и ей моя помощь вообще не нужна. Но совет не писать в сочинении "прИумножить", по-моему, не праздный.


24 ноя 2012, 21:44
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Вот уж чему я поучилась бы -так это работе с компьютером ! Пыталась по книгам - там к каждому предложению нужен комментарий . Спроста никто ничего объяснить не может!


24 ноя 2012, 22:31
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
superstarka писал(а):
Anna_S попросила помощи найти ещё однокоренные слова к исключениям 2 спряжения.

Что здесь можно сказать ? Вы очень заботливая ,чудесная мама ,но.... Все слова не только запомнить , но и просто написать невозможно. Вы пугаете девочку. Она впадёт в панику ,что ничего не знает , что запомнить всё невозможно И это действительно так.

Человеку ,говорящему на русском языке с рождения , не трудно найти корень в родственных словах. Я добивалась от своих учеников ,чтобы они запомнили исключения ! Те 13 глаголов они должны знать " на зубок ". Именно это самое главное : запомнить десятки различных приставочных и суффиксальных форм - [/b]невозможно ![/b]

Чтобы ученик точно и чётко ориентировался в этой "премудрости", надо :

1.Донести понимание ,что по неопределённой форме определяется безударное окончание глагола, а с ним

(по окончаниям) - спряжение.

Взьмём слова сидеть , спать ... В неопределённой форме заканчиваются на -еть , -ать

А теперь проспрягаем :

Я сижу , сплю

ты сидишь , спишь

он сидит , спит

мы сидим , спим

вы сидите , спи6те

они сидят , спят.

Что мы видим ? Появляются глагольные окончания 2 спряжения . Потому что окончания ударные


Как постел....шься , так и высп....шься. (стелить , спать ) - вот что должен увидеть пишущий !

Глаголы : на -ить - 1 спряжения , а на -ать -2 спряжения., Хотя этот глагол в исключение не входит !

Итак : важнее всего запомнить основную форму слова . Иначе ребёнок запутается.

2. Ну и ,естественно , абсолютное понимание процесса спряжения: изменение по лицам ( что такое местоимение? слово, которое употребляется вместо имени предмета:

Я , мы , ты , вы , он , она , оно , они ! ( Что делают ? )

и , конечно , знать личные окончания. Это постигается тренировкой. Предлагаете выписать из предложения все глаголы , определить их спряжение , проспрягать.

3. Помнить , что глаголы прошедшего времени не спрягаются ! Они изменяются по числам и в единственном числе по родам : ходил ,ходила , ходило , ходили


Всего Вам доброго . Баба Оля.


А у меня противоположное мнение по этому вопросу. Попробую свою позицию объяснить.
Список, на мой взгляд, очень хорош.
Во-первых, формирование навыка никогда не происходит линейно.Допустим, выучил ребенок слово гнать и пишет его во всех формах правильно. Но это абсолютно не означает, что производные слова, гораздо более употребительные, например, прогонит, догонит и др. он напишет правильно. На этот материал как раз множество ошибок. И игнорировать производные слова, на мой взгляд, очень плохо.
Во-вторых, работа с такими словами может быть следующим шагом. Никто и не говорит, что все списки нужно давать сразу. Здравый смысл, я надеюсь у наших мам есть. А вот спросить у ребенка за чаем, как бы он написал слово перегонит, загонит и пригонит, стоит. Ни в одном учебнике производные слова не даются вместе с правилом. Для детей это что-то другое. Не срабатывает механизм:
-О, это я знаю, это то же самое правило, что и ...
Всегда думайте об идентификации и дифференциации. Эти механизмы нужно разбудить. Только тогда дети будут узнавать орфограммы. Об этом есть здесь: http://russkiy-na-5.ru/articles/50. Узнавать одно и отличать его от другого - это две основные операции, которые ребенок должен освоить прежде всего. А ваш материал, Анна, на это и направлен.
В-третьих, это великолепный повод нарушить школьную традицию давать порцию нового материала, а потом про него вспоминать через год. Так никакие навыки грамотного письма не сформируешь... Правописание приставок повторяется заодно: оно в зоне внимания. Это как убить двух зайцев одной пулей. Одно целеполагание - прямое, другое - косвенное. В таких случаях активизируется подсознание. Все (любые ) задания с косвенным целеполаганием -это огромный резерв времени и пользы. В жизни никто не использует правила последовательно. В любом тексте есть все сразу. Поэтому все такие тренинги дают блестящий практический результат: дети действительно начинают писать грамотнее. Причем не только слова на только что изученное правило, а в целом грамотнее.
Идем далее. Я твердо убеждена, что подобные списки слов расширяют позитивный опыт ребенка. Почему? Да потому что человек видит, что механизм един у всех слов. И внимание переключается на вопрос, какие слова сюда относятся. Достаточно несколько слов-эталонов. Многие слова ребята легко придумают сами. И в них не ошибутся. Поймите правильно, работу с производными словами, естественно, нужно организовать. У ребенка может сначала и не получиться подбирать примеры правильно. Но результат будет. И он превзойдет ваши ожидания. Гарантирую. Просто один все схватит буквально на лету, а другому понадобится время. Для последних список слов, составленных Анной, будет неоценимым подспорьем. Это материал для нескольких занятий. И очень ценный.
Впрочем, каждый выбирает свой путь. Думайте. Выбирайте. Пробуйте.


24 ноя 2012, 23:08
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
[Человеку ,говорящему на русском языке с рождения , не трудно найти корень в родственных словах.]
Баба Оля, расскажите, пожалуйста, почему "не трудно" в данном случае пишется раздельно.


25 ноя 2012, 00:34
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Наталье Алексеевне и всем моим друзьям !

Когда я начинала свои уроки - выдвинула основной их принцип - я учитель - репетитор . Рассказываю о том , как мне удавалось сделать так, что дети начинали понимать то или иное правило. И я чрезвычайна рада ,что в форуме начинается обсуждение каких -либо положений моих уроков. Ведь я далеко не всё знаю ! Поэтому я и просила Anna_S выносить любые замечания на форум - для того ,чтобы докопаться до истины. Вот мне не приходило в голову проводить такую словообразовательную работу с учениками. Сама я теперь не работаю , но ,надеюсь ,что те ,кто заходит на форум , найдут для себя нужный и полезный материал ! Поэтому мне и хотелось бы ,чтобы в разговор включались учителя - ещё раз повторюсь : давайте поможем нашим детям ,особенно тем , кто в силу разных причин не может обратиться к опытному репетитору. Именно для них я и работаю на сайте.
Вообще я всегда люблю учиться ! Люблю людей ,которые (перефразирую любимого поэта) ...учись всегда , учись везде , до дней последних донца !...
Спасибо всем ,кто читает , кто спорит , кто помогает !

Любящая всех баба Оля


25 ноя 2012, 13:54
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Anna_S спросила, почему у меня слово не трудно написано раздельно. ( я ещё "не докопалась",как сделать цитирование вопроса . Надо научиться . )


Правописание не - один из "камней преткновения " в нашей грамматике . Наиболее полные пояснения я в своё время нашла в "Справочнике по правописанию и литературной правке " Д.Э. Розенталя. У кого эта книга есть , смотрите примечания на странице 74 , 76 , 81
Раговор идёт о двояком толковании текста и ,как следствие, двояком написании не с полными и краткими прилагательными и наречиями на -О


Примеры из Розенталя :

До ближайшей остановки автобуса недалеко (утверждается ,что близко )

До ближайшей остановки автобуса не далеко (отрицается ,что далеко )

То же самое и в прилагательных:

Эта задача нетрудная (утверждается лёгкость )

Эта задача не трудная (отрицается трудность )

Эта девушка некрасива (отрицается положительный признак )

Эта девушка не красива (отрицается положительный признак . )

Вот такая " загогулина ". Именно поэтому я ,как и Анна ,учила своих детей находить и избегать этих формулировок в сочинениях,.
В самых первых тестах такие задания встречались . Помню , моей ученице в тесте
предлагалось определить слитное и раздельное написание в предложении : Этот фильм (не)интересен.
Вот и угадывай ,что автор имеет в виду. Впоследствии такие задания сняли с тестирования, тк были тысячи апелляций ! (об этом писали в журнале "Итоги ")

Как же научиться определять ,где возможно двоякое толкование.? Я обращала внимание детей на то , что в этих предложениях прилагательные и наречия являются именной частью составного именного сказуемого!

Эта девушка (есть , была ) (не )красива .

А когда эти части речи выступают в качестве второстепенных членов предложения ,то вступает в силу другое правило , но об этом говорить будем позднее.

Всего хорошего . Любящая вас баба Оля.


25 ноя 2012, 14:51
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Пока искала правило, набрела на очень интересный сайт. Это тренажер онлайн
http://school-assistant.ru/

Если я буду пересказывать учебник, вряд ли серьезно помогу ребенку. Требуется сузить "область определения" и выстроить ход рассуждений.
Попробовала составить алгоритм. Надо будет проверить, работает он или нет, подправить. Вместо знака следствия набираю три дефиса.

Вот мы начинаем писать, думая про себя "Н Е Т Р У Д Н О"

"НЕ" + какое-то слово. Как писать "НЕ" ?

Шаг.1
Определить часть речи.
- наречие

Шаг 2.
Какому правилу подчиняется этот случай?
- "НЕ" с наречиями на -о

Шаг 3. Есть зависимое слово?
- да
-- если зависимое слово - отрицательное наречие на "ни" ("никогда не") или сочетания "далеко не", "вовсе не", "отнюдь не" --- пишем раздельно (доказывать нисколько не убедительно, слушать далеко не интересно, выполнить отнюдь не плохо)
-- если зависимое слово - усилительная частица --- пишем слитно (поступить совершенно неправильно; выполнить никак невозможно)
- нет зависимого слова --- шаг 4

Шаг 4.
- есть или подразумевается противопоставление?
-- есть
-- прямое противопоставление --- раздельно (говорить не громко, а тихо)
-- противопоставление с уступительным оттенком значения, которое оформляется союзом "но" --- слитно (говорить негромко, но понятно)
-- нет --- шаг 5

Шаг 5.
- Можно заменить на синоним? (невысоко - низко, немало - много, немного - мало, неплохо - хорошо, несильно - слабо)
- можно --- слитно (У нас тоже неплохо на высших курсах (Пришв.))


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Про составное именное сказуемое ничего не поняла! Как оно влияет?


26 ноя 2012, 02:50
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Путь рассуждения ,который Вы ,Анна, изложили - это тот , которым надо идти ,если ,например , наречие выполняет

свою прямую функцию : признака действия : (пример из Розенталя ) Не скоро ещё вскроется река .

Здесь наречие на -0 является обстоятельством . У него 1. подразумевается противопоставление с союзом а

2. есть зависимое слово. Вывод : наречие пишем раздельно.


До ближайшей остановки автобуса отсюда (не) далеко . В этом предложении наречие выполняет функцию именной части сказуемого . В этом случае смысл устанавливает пишущий - что он хочет сказать ?
Утверждение или отрицание ?Если утверждение - пишем слитно . Если отрицание - раздельно .

То же происходит с предикативами (категорией состояния) :Неважно ,что он о нас думает

В этом и состоит трудность для детей. Именно поэтому я учила ( опять же ,оговорюсь, как репетитор для детей , как баба Оля , а не Ольга Михайловна ) стараться в сочинениях ,которые будут проверять на оценку , воздерживаться от употребления подобной схемы предложения, т.к. здесь вступает принцип :дай Боже ,что мне
гоже !


И это не пустые слова , т.к. у меня был пример ,когда один очень умный и принципиальный мальчик вступил в спор с учительницей по этому поводу . Он взял у меня Розенталя и на уроке изложил это правило . Учительница ,надо отдать ей должное ,не "закусила удила" ,а поблагодарила Антона . А потом он видел ,что "Справочник.." появился у неё на столе.

Правила написания НЕ (НИ) - тема очень сложная . Об этом мы будем говорить позднее.

Всего хорошего. Любящая вас баба Оля


26 ноя 2012, 13:12
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 40 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 36


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB