Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 29 мар 2024, 00:41



Ответить на тему  [ Сообщений: 34 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 Я не понимаю. Помогите разобраться! 
Автор Сообщение
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Anna_S писал(а):
[ это разные корни. У них разное значение. Это омонимы. ]

Верный способ завалить ребёнка на экзамене -- дать ему такое слово для разбора без контекста.
Примерно такой случай попался моей старшей дочке, когда она сдавала 7-й класс экстерном.

:x


Да. Иногда это происходит по недомыслию. :( А иногда все цинично предусмотрено. =@ Случаи знаю и одни, и другие.


11 янв 2014, 21:54
Профиль

Зарегистрирован: 29 мар 2015, 04:08
Сообщения: 9
Здравствуйте, Наталья Алексеевна! :)

В интерактивном справочнике для 1 - 11 классов читаю:

Пиши буквенные сочетания СТ, СН ПЕРЕД ГЛАСНОЙ И без мягкого знака, например: ластик, мостик, мясник.

А в слове ЛОСНЯТСЯ (щеки) сочетание СН стоит ПЕРЕД буквой Я!!!
И тоже пишем без мягкого знака, так как в сильной позиции (ЛОСК) фонема С твердая.
Верно?

Может, написать в справочнике: ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ И и Я???

А в слове СТЕНА - СТ перед Е, в слове СТЮАРДЕССА - перед Ю.

Понимаю, здесь же не в гласных дело (для согласных по твердости-мягкости перед гласными позиция сильная: ИДЕМ - ДОМ), а
в том, что перед мягкими согласными позиция слабая.


02 апр 2015, 10:55
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Наталья писал(а):
Это «правило» добавлено в наш Справочник после обсуждения с учителями начальных классов. Замечено, что начинающие писать детишки, особенно в 1 и во 2 классах, делают ошибки в словах типа ластик и листик чуть ли не поголовно. Если же навык написания СТ, СН без мягкого знака между ними вырабатывается буквально на уровне моторики, то и в последующем при расширении группы слов ребята ошибок не допускают.

Вообще здесь у нас многие вещи поданы внешне очень просто с расчетом на то, что именно так можно решить многие практические задачи. СОС, сводный обучающий словарь, в котором есть разделение на начальные, средние и старшие классы, предлагает для начальной школы довольно обширный список слов с буквенным сочетанием СТ, СН. Такие слова использованы у нас и в тренингах по орфографии (пока у нас представлен лишь материал для первоклассников). То есть позиция нашего сайта все же достаточно последовательная.

Вашу логику я понимаю. Я еще подумаю над тем, как лучше подать этот материал.
Делить его по классам не получится. Мы проверяли: в течение всего курса школьного обучения один и тот же материал изучается в зависимости от избранных школой учебников в разных классах (иногда с разницей в два года!!!). Для примера посмотрите, пожалуйста, наш материал: http://russkiy-na-5.ru/articles/46

Естественно, можно дать различные сочетания согласных списком с указанием позиций. Вы, к примеру, слова типа власть, всласть не указали... А есть еще и Настёна и прочие. Но тогда наш справочник «Элементарная орфография» незаметно превратится в нечто, недоступное для восприятия, особенно для детей, у которых нет знания сильных и слабых позиций по твердости-мягкости. А так вроде бы принцип аналогии срабатывает на интуитивном уровне.

Варианты решения:
—Убрать правило вообще. Но мамы, которые в начальной школе занимаются с детьми довольно часто, сами на такие слова внимания не обратят. Мне мамы присылают фотографии и сканы страниц из детских тетрадей. В большинстве своем они сами не могут классифицировать ошибки, отличить случайные от типичных и понять, в чем суть проблемы, возникшей у ребенка.
—Оставить правило, но изменить формулировку: СТ, СН перед Ь, И, а также гласными буквами Е, Ё, Ю, Я.
—Не только оставить правило, расширить формулировку, но и предложить список сочетаний, включив в него, скажем, ЧК (дочка, печка), НЧ (кончик), а ,возможно, и ЧН (правда, тут уже все осложнит орфоэпия!)... Некоторые авторы, кстати, дают этот материал тоже буквально с самого начала, но есть и другие, которые предлагают его лишь для средних классов...
Честно говоря, сейчас мне ни одно решение не кажется удачным. :(

Хочется все дать максимально просто и доступно. Это главная идея сайта.
Ой, что-то у меня оформление сбилось! Извините.


02 апр 2015, 12:38
Профиль

Зарегистрирован: 29 мар 2015, 04:08
Сообщения: 9
Что бы вы ни решили, спасибо огромное за сайт! :)

Он стал для меня открытием года! Мой любимый :)


02 апр 2015, 15:51
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
О, спасибо!
:friends:
А в каком классе ваш ребенок?


02 апр 2015, 15:55
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Хочу поделиться нашим опытом.
Мы с дочкой открыли в Ворде словарь Лопатина, набрали поиском СЬН, потом СЬТ и убедились, что таких сочетаний не бывает.
Приняли это к сведению, так же как НЧ, НЩ, РЩ.
Пишем мы по интуиции (в момент письма правила не вспоминаем), но! я каждый день надиктовываю дочке 15-20 слов с текущей орфограммой (в данном случае с СН, СТ), диктую орфографически, т.е. громко и четко проговаривая, как пишется, например, лис-тик, мо-ло-дос-ть, гос-ть. Она повторяет точно так же громко, потом пишет. Главное, чтобы С прозвучало твердо и у меня, и у неё.
Потом, когда она проверяет свою работу, ищет эти сочетания, особенно СН тщательно проверяет, там же может быть ещё непроизносимый Т между ними.
Не знаю, понравится ли моя мысль Наталье Алексеевне :), но я убедилась в том, что такие правила, как это, не надо вспоминать в момент письма. Мне кажется, что когда мы орфографически диктуем множество подобных примеров, мы ребенку закладываем в голову другое звучание этих слов, как бы это сказать... письменное, что ли. Я ведь в слове "честный" слышу Т в середине слова, хотя прекрасно понимаю, что это фантом. Но слышу.))) И дочка уже слышит. Как я себе представляю, нужно добиться того, чтобы ребенок всегда диктовал себе синхронно с письмом, сначала вслух, а потом, когда подрастет, про себя. Вот на эту внутреннюю диктовку мы и можем повлиять. Если в голове уже сидят двадцать правильно продиктованных слов, то двадцать первое похожее ребенок сам себе правильно продиктует.


03 апр 2015, 02:13
Профиль

Зарегистрирован: 29 мар 2015, 04:08
Сообщения: 9
БроСЬТе в меня камень! :) Поговорим о роСТе...


03 апр 2015, 06:22
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Ну да, форм слов нет в словарях )))
Я не сказала, что ребенок у меня глаголы проверяет отдельно. ТЕ, СЬ, СЯ на конце глаголов мысленно отбрасываем и смотрим слово без них. По-моему, мы на это имеем право, т.к. они несколько веков назад ещё писались отдельно, а потом "приросли" к хвостам глаголов.
"Залезьте, отрежьте, бросьте" мы диктуем как надо писать, даже мягкое Ж произносим. А там где никак произношением не покажешь мягкий знак, тогда так: "не переч-мягкий знак-те", с моим комментарием: не удивляйся, это глагол, у него всё не так как у людей. :)
В 3-4 классе навык письма таких слов у нас автоматизировался.


03 апр 2015, 13:26
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
мама Наташа писал(а):
БроСЬТе в меня камень! :) Поговорим о роСТе...


Да, я поэтому и ограничилась позицией перед буквой И.

Бросьте — форма повелительного наклонения, мн. ч. Мягкий знак будет и в ед. ч.: брось. Понятно, что это совсем другой случай. Окончания -те (показателя формы мн. ч.) в форме ед. ч. нет.


03 апр 2015, 20:22
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Anna_S писал(а):
Хочу поделиться нашим опытом.
Мы с дочкой открыли в Ворде словарь Лопатина, набрали поиском СЬН, потом СЬТ и убедились, что таких сочетаний не бывает.
Приняли это к сведению, так же как НЧ, НЩ, РЩ.
Пишем мы по интуиции (в момент письма правила не вспоминаем), но! я каждый день надиктовываю дочке 15-20 слов с текущей орфограммой (в данном случае с СН, СТ), диктую орфографически, т.е. громко и четко проговаривая, как пишется, например, лис-тик, мо-ло-дос-ть, гос-ть. Она повторяет точно так же громко, потом пишет. Главное, чтобы С прозвучало твердо и у меня, и у неё.
Потом, когда она проверяет свою работу, ищет эти сочетания, особенно СН тщательно проверяет, там же может быть ещё непроизносимый Т между ними.
Не знаю, понравится ли моя мысль Наталье Алексеевне :), но я убедилась в том, что такие правила, как это, не надо вспоминать в момент письма. Мне кажется, что когда мы орфографически диктуем множество подобных примеров, мы ребенку закладываем в голову другое звучание этих слов, как бы это сказать... письменное, что ли. Я ведь в слове "честный" слышу Т в середине слова, хотя прекрасно понимаю, что это фантом. Но слышу.))) И дочка уже слышит. Как я себе представляю, нужно добиться того, чтобы ребенок всегда диктовал себе синхронно с письмом, сначала вслух, а потом, когда подрастет, про себя. Вот на эту внутреннюю диктовку мы и можем повлиять. Если в голове уже сидят двадцать правильно продиктованных слов, то двадцать первое похожее ребенок сам себе правильно продиктует.


Наталье Алексеевне понравится, уже нравится. :Rose:


03 апр 2015, 20:25
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 34 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 27


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB