Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 19 мар 2024, 14:26



Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу 1, 2  След.
 Почерк 
Автор Сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45
Сообщения: 325
Откуда: Орел
У встречавшихся мне учителей русского языка был изумительно красивый почерк. В младших классах поставить такой же самостоятельно я не сумел, в итоге и остался с тем, что есть. Но нет предела совершенству и никогда не поздно заняться собой.
Наталья Алексеевна, подскажите каким образом можно работать с почерком, улучшать его и совершенствовать?

P.S. Пока дальше повторения красивых образцов букв фантазия не зашла, решил спросить у компетентного специалиста. Так же буду рад всем ответам форумчан.
Спасибо за внимание! :)

_________________
Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)


27 апр 2012, 00:23
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Axel, спасибо за тему. Советов дать пока не смогу. Может, отзовутся настоящие специалисты, те, кто умеет ставить почерк, кто этим занимается профессионально?
А пока начнем обсуждение. Очень хочется поделиться своими мыслями.
Почерк - явление уникальное. Здесь и физиология, и психология человека, и его социальное проявление: потребность сохранить и передать информацию в рукописном виде. Почерк - это и принадлежность человека к культурной традиции, и эстетика, и многое другое. Почерк уникален, как и сам человек.
Природа почерка двойственна. С одной стороны, начертания букв и их элементов, а также способы их соединения стандартизованы (мы все пишем кириллицей), а с другой - каждый при использовании типичных стандартизированных начертаний делает это немного по-своему. Есть ли рамки индивидуализации? Конечно, есть. Когда она повышается, почерк становится неразборчивым.
Разборчивый-неразборчивый - важнейшая шкала оценки почерка. Когда люди говорят: хороший, чёткий, плохой, неразборчивый, они оценивают почерк по этой шкале. Эта оценка важнее, чем, скажем, эстетическая оценка: красивый - некрасивый. Когда письменной формой речи владели не все люди, а сам параметр умения - неумения писать был статусным, планка была выше: почерк должен был быть красивым, это ценилось обществом. Красивый почерк свидетельствовал о принадлежности к культурной традиции. Некоторая переоценка ценностей произошла тогда, когда грамоте стали учить широкие массы. Не всем удавалось постичь высоты каллиграфии. Сегодня, в эру компьютерной письменности, чаша весов окончательно склонилась в сторону функциональности. Писать разборчиво стало гораздо важнее, чем писать красиво. Ведь современный человек весьма прагматичен. А разборчивость почерка - гарантия успешности действия человека. Зачем-то он пишет? Какая-то цель у него есть?

Если человек пишет для других, нужно чтобы его поняли другие. Если для себя, нужно, чтобы потом ты смог понять написанное тобой ранее сам. Иначе почерк мешает успешности вашего действия, а это нерационально.
Бывает, у одного человека несколько почерков. Но у этих почерков свои сферы применения. Я, к примеру, умею писать чётко и красиво, но использую это умение далеко не всегда. Однажды мой ученик случайно увидел записи, которые я делала для себя. Вот было удивление! Парень, привыкший к моим учительским пометкам и комментариям в своей тетрадке, увидев мой настоящий (основной) почерк, оторопел: "Это что, шифр?!" И не мог поверить, когда я пояснила, что так я обычно пишу для себя: " Так ничего же не понятно! А вы сами можете разобрать, что написали?" В том-то и дело, что могу. Поэтому мне моя скоропись не мешает. Мои разные манеры писать нужны мне для экономии усилий и времени: для себя - абы как, для других - разборчиво. И по возможности - красиво.
Но проблема не только в условиях нашей сегодняшней жизни. Сейчас учат писать по-другому, не так, как это делали раньше. В 1963 году я пошла в 1-й класс. Нас учили писать элементы букв и сами буквы целый год. Мы писали карандашами, потом, если карандашом получалось хорошо, разрешали писать ручкой (я застала еще простейшие ручки, пёрышки которых макали в чернильницы). Был даже специальный предмет: чистописание. Год. Представляете, целый год ушёл на выработку почерка! Сейчас это звучит дико. Сегодня ребят учат очень быстро. И почерк просто не успевает сформироваться. У большинства ребят, по крайней мере.

Долгое время считалось, что хороший почерк трудно выработать, если писать шариковой ручкой. Не знаю, так ли это.
Но знаю точно, что в традиции многих стран дети очень долго пишут карандашами. Даже в средних классах. Даже в старших. И им никто не запрещает стирать написанное. У нас писать нужно обязательно ручкой, пользоваться "замазкой" не разрешено, в тетрадках грязища, исправлений уйма, словом, ничего хорошего. Но ведь учеба - это приобретение опыта, это рост. А значит, и ошибки! Когда тебе разрешено пользоваться карандашом, проблемы нет: ошибся - сотри написанное, зафиксируй правильный вариант. Чувствуете разницу в подходе?
Кто-то засомневается: как это так, в странах Запада, наверняка, в школе не встретишь карандаша. Это же анахронизм! А знаете, когда мы отбирали фотографии для этого сайта, мы просмотрели более 40 тыс. фотографий. Это были фотографии маленьких деток, подростков, совсем взрослых ребят. В руках у них были карандаши. Найти фотку, на которой ребенок сидит с ручкой, было проблемой.
Вот и совет подоспел. Хотите поупражняться, используйте карандаш.
Совет номер два. Люди часто пишут разные буквы одинаково или почти одинаково. Например: о и а, ч и г, ч и с, н и п и другие. При этом страдает не красота, а функциональность. Старайтесь, чтобы буквы различались. Просто не разрешайте себе писать их одинаково.


28 апр 2012, 08:55
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 29 апр 2012, 20:37
Сообщения: 41
По поводу красивого почерка...
Из всех встречавшихся на моем жизненном пути людей, а повстречал я их за свои 50 лет немало, включая не только ровесников, но и студентов, я ни у кого не видел красивого почерка. Все пишут, как Бог на душу положит. Самому понятно, и ладно! Смешно, но многие и сами не разбирают, что написали ранее. Например, один мой приятель, известный писатель (из этических соображений не называю имени) никогда не может разобрать толком то, что написал рукой. Поэтому для творческого процесса использует исключительно компьютер. Думаю, что ни одно его произведение не вышло бы из-под "пера", если бы не было компьютеров или хотя бы пишущих машинок.

Но записи для себя, для "внутреннего пользования" - это ладно: как тебе нравится. Писать же на публику некрасивым и неразборчивым почерком считаю неприличным и неуважительным к окружающим. Нашкрябал, мол, а вы там сидите и разбирайте! Большей частью так оно и есть. И я, пройдя свой жизненный путь более половины, думал бы, что так оно и надо, если бы ни один случай.
А случай был длинный. Работал я три года в одной из стран Юго-Восточной Азии, а точнее - во Вьетнаме. Преподавателем. Так вот, друзья мои, за три года моего учительства ни у одного, заметьте, ни у одного человека я не видел некрасивого и, упаси Бог, неразборчивого почерка. Письмо у вьетнамцев не иероглифическое, французы им придумали алфавит на базе латиницы. Так что все, как у нас.

Тут есть над чем задуматься. И индивидуальные качества личности, и отношение к учителю и учебе как таковой, и восточный менталитет, подразумевающий уважение к слушающему и, тем более, читающему тебя человеку. А вы, господа хорошие, говорите: -Красивый почерк... Красивый почерк - это много, очень много для общественного и индивидуального сознания. :good:


29 апр 2012, 21:08
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Ребята, видите, как рассуждают учителя?
Делаем вывод: на ЕГЭ пишем четко, разборчиво, опрятно. Помним: чем хуже ваш почерк, тем хуже к вам и к вашей работе относятся эксперты. Они же люди! У них глаза устают от напряжения. :o Пишите, уважая читателя, особенно учителя. Как на Востоке.


01 май 2012, 06:56
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Здравствуйте! Могу поделиться опытом обучения каллиграфии моих дочерей. Старшая дочка, как только начала писать в 1 классе, стала записывать свои сочинения (существовавшие до той поры в устном варианте). Писала очень быстро, не обращая внимания на почерк: главное было -- успеть за полётом фантазии. К концу учебного года то, что она писала, прочитать было невозможно, и мне пришлось искать способы исправления почерка.
Знакомая учительница посоветовала прописи Веры Алексеевны Илюхиной. Я хорошо изучила методику и за лето мы с почерком разобрались. В следующем учебном году мне пришлось постоянно, изо дня в день, контролировать чистописание. Методика гениальная в своей простоте! Трудно было только найти мотивацию, уроков ведь и без того много... К третьему классу удалось внушить: будет нечитаемое письмо -- не поступит в хорошую школу, зарежут на вступительном экзамене в институт и т.д. Дальше -- проще. Выровнялся почерк -- хвалят в школе, ставят всем в пример. Это тоже отличная мотивация. Сейчас дочка перешла в 9-й класс очень хорошего лицея. Может писать разными почерками. Для учителей -- учительским :) .
Младшую (сейчас она перешла в 4-й) мы учим дома. Начали писать сразу "по Илюхиной", результаты отличные. Я даже сделала на компьютере специальные линеечки-разметки для занятий. Они крупнее, чем в обычной тетрадке в косую линейку, и имеют кучу направляющих. Ребёнку остаётся только "вписать" букву в уютное "гнёздышко". Полгода писали карандашом, удачные варианты обводили гелиевой или капиллярной ручкой. К слову о карандаше -- когда мы переходим на другую разлиновку (сначала без направляющих, потом без косых линий, потом перешли на одинарную обычную линейку), начинаем писать карандашом, потом опять-таки плавно начинаем писать ручкой, когда карандашом пишет уверенно.
Собственно, прописи мы даже не покупали, хватило методички и наших самодельных разметок. Но это уже дело вкуса. Дело в том, что я недолюбливаю Гномиков, Незнаек, Букволандий и т.п., которых так много в современных учебниках. Тут я сторонница Н. Зайцева -- лучше чёрные буквы на белом фоне, а ассоциации и героев ребёнок придумает сам.
:) Думаю, взрослому человеку или старшекласснику все эти гномики не страшны, и ему будет легко самостоятельно выправить свой почерк по этой системе. Если хотите, могу прислать наши листочки с разметками в PDF.


31 май 2012, 18:23
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45
Сообщения: 325
Откуда: Орел
Anna_S, спасибо Вам большое :)

_________________
Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)


01 июн 2012, 00:33
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Anna_S писал(а):
Здравствуйте! Могу поделиться опытом обучения каллиграфии моих дочерей. Старшая дочка, как только начала писать в 1 классе, стала записывать свои сочинения (существовавшие до той поры в устном варианте). Писала очень быстро, не обращая внимания на почерк: главное было -- успеть за полётом фантазии. К концу учебного года то, что она писала, прочитать было невозможно, и мне пришлось искать способы исправления почерка.
Знакомая учительница посоветовала прописи Веры Алексеевны Илюхиной. Я хорошо изучила методику и за лето мы с почерком разобрались. В следующем учебном году мне пришлось постоянно, изо дня в день, контролировать чистописание. Методика гениальная в своей простоте! Трудно было только найти мотивацию, уроков ведь и без того много... К третьему классу удалось внушить: будет нечитаемое письмо -- не поступит в хорошую школу, зарежут на вступительном экзамене в институт и т.д. Дальше -- проще. Выровнялся почерк -- хвалят в школе, ставят всем в пример. Это тоже отличная мотивация. Сейчас дочка перешла в 9-й класс очень хорошего лицея. Может писать разными почерками. Для учителей -- учительским :) .
Младшую (сейчас она перешла в 4-й) мы учим дома. Начали писать сразу "по Илюхиной", результаты отличные. Я даже сделала на компьютере специальные линеечки-разметки для занятий. Они крупнее, чем в обычной тетрадке в косую линейку, и имеют кучу направляющих. Ребёнку остаётся только "вписать" букву в уютное "гнёздышко". Полгода писали карандашом, удачные варианты обводили гелиевой или капиллярной ручкой. К слову о карандаше -- когда мы переходим на другую разлиновку (сначала без направляющих, потом без косых линий, потом перешли на одинарную обычную линейку), начинаем писать карандашом, потом опять-таки плавно начинаем писать ручкой, когда карандашом пишет уверенно.
Собственно, прописи мы даже не покупали, хватило методички и наших самодельных разметок. Но это уже дело вкуса. Дело в том, что я недолюбливаю Гномиков, Незнаек, Букволандий и т.п., которых так много в современных учебниках. Тут я сторонница Н. Зайцева -- лучше чёрные буквы на белом фоне, а ассоциации и героев ребёнок придумает сам.
:) Думаю, взрослому человеку или старшекласснику все эти гномики не страшны, и ему будет легко самостоятельно выправить свой почерк по этой системе. Если хотите, могу прислать наши листочки с разметками в PDF.


Спасибо, Анна, у вас очень интересный опыт. И поучительный.
Мамы, обратите внимание:"В следующем учебном году мне пришлось постоянно, изо дня в день, контролировать чистописание". Т.е. вектор развития ситуации был изменен вмешательством в нее родителей. И не одноразовым вмешательством, а серьезной и планомерной работой, действенной помощью. Я писала уже на сайте, но позволю себе повторить: "Никто не любит и не знает вашего ребёнка так, как любите и знаете его вы. Поэтому и помочь ему лучше вас никто не сможет".

Анна, пришлите, пожалуйста. Я думаю, что многие будут вам благодарны. Неустоявшийся почерк у детей - головная боль многих семей.


01 июн 2012, 06:24
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Я недавно накупила прописей разных авторов. И осознала:
1) их (и авторов, и прописей) много,
2) предлагаются разные начертания букв, например буквы М (одни учат писать ее снизу вверх, другие - сверху вниз),
3) многие авторы ставят сразу несколько задач: обучению графике + звуко-буквенному анализу слова + усвоению довольно трудной теории по фонетике,
4) последовательность графем тоже разная (одни идут от элемента графики, другие дают сначала все гласные, а потом все согласные, что, по-моему, только затрудняет обучение),
5) все перемежают задания, обучающие элементам букв с рисованием: обводятся и дорисовываются орнаменты в рисунках (вот они - гномики!).

Относительно гномиков.
Разговаривала со специалистом по детской нейропсихологии. Поняла, что рисовать нужно обязательно, что рисующие дети легче овладевают письмом, что существуют методики, направленные на снятие зажимов у ребенка, мешающих ему писать хорошо, основанные именно на рисовании.


01 июн 2012, 06:43
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
http://files.mail.ru/2D3ONF

Вот ссылка на мой файл с прописями, если нужно пересылать как-то по-другому, научите меня, ладно?
У меня почти совсем нет опыта общения на форумах.

В этом файле -- просто разметка плюс объяснение основных "терминов" и действий (примерно на 2 занятия для ребёнка). Дальше мне нужно файлы подправить, т.к. они сделаны в другой программе и немного "сползли". Но в течение лета собираюсь всё это привести в порядок.

Не пугайтесь, если что-то в системе Илюхиной показалось Вам долгим, нудным, лишним. Всё-таки она рассчитана на маленьких детей (например, нам, взрослым, не нужно проговаривать всё, что мы делаем, вслух). Я в процессе учения ребёнка свой почерк исправила за месяц (из куриного).


01 июн 2012, 18:49
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
о Гномиках

Я имела в виду иллюстрации к учебникам, а также ввод различных персонажей. Это вкусовое.
У меня в детстве была книжка о Карлсоне, и картинки мне очень не нравились, до омерзения. Такое там лицо было -- глупое, совсем не карлсоновское. Пыталась читать, но вот это непонятное чувство перевешивало. В конце концов прочитала другую книжку, взятую не помню где... Блажь, конечно, но может, поэтому сейчас и работаю в издательстве?
В 1-м классе обнаружились те же заморочки у младшей дочки. Смотрю -- вместо того чтобы делать упражнение из учебника, сидит, тупо уставившись на страницу.
-- Что такое?
-- Мам, давай их чем-нибудь прикроем.
-- Кого?
-- Да вот рожи эти...

Или когда встречаются задания типа "помоги Незнайке", "помоги мышонку Тиму":
Незнайка всё своё обаяние утратит, если захочет сделать что-то по всем правилам, а розовый мыш с заморским именем Тим из американского самого низкопробного мультика... на него смотреть противно, не то что помогать.

Рисуем мы при каждом удобном случае. Когда делаю задания на листочках, всегда оставляю место для рисунка. Рядом с текстом-описанием, рядом с задачей по математике.
Возле тетради (в которой боже упаси рисовать!) кладется листочек-черновичок для тех же целей.
Когда она только начинала читать, мы сделали 2 сборника - стихов и загадок. Стихи печатались по одному на странице, ребёнок всё это разукрашивал, вложили в папку с файлами -- получилась книжка! Даже старшая втянулась в процесс.

А что в прописях обычно на первых страницах узоры, цветочки и грибочки - это очень хорошо. Помню, когда старшая была в 1-м классе, мы, бестолковые мамаши, были очень горды тем, что в параллельном классе дети всё ещё сидят на грибочках, а мы - такие продвинутые - уже буквы пишем. А они, на самом деле, у более опытной учительницы,
в это время отрабатывали такие навыки, как правильная посадка, держанье ручки, аккуратность и т.п.


01 июн 2012, 20:37
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 19 ]  На страницу 1, 2  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB