Dmitriy писал(а):
Интересно читать. Но как приводить примеры из этого произведения? Героев нет. Непонятно чьи диалоги.
Dmitriy, Даниэль Пеннак — французский писатель. Автор детективных романов и книг для детей, лауреат многих литературных премий. С 1970 г. преподавал мировую литературу во французских колледжах, профессор литературы.
«Как роман» — это большое педагогическое эссе о том, как нужно преподавать литературу, чтобы научить детей любить книги. Д. Пеннак предлагает принципы эффективного подхода к литературе. Кому-то они покажутся парадоксальными. Но миллионы читателей и тысячи преподавателей литературы в разных странах мира в них поверили, и «Декларация прав читателя» начала возвращать молодых читателей к чтению.
Законы Д. Пеннака гласят, что у читателя, тем более у молодого читателя, есть право
не читать, перескакивать, не дочитывать, перечитывать, читать что попало, право на боваризм, право читать где попало, право не втыкаться, права читать вслух и молчать о прочитанном.
Вы привыкли опираться в сочинениях на художественную литературу. Но «Критерии оценивания» ясно ориентируют испытуемых на подбор аргументов не только из художественной литературы, но и из публицистики, и даже из научных текстов. Цитирую:
Если «экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)», то за К4 ставится 3 балла.
Вы можете излагать мысли и идеи Пеннака, случаи из его практики, приведенные им примеры. Думаю, экспертам это покажется гораздо интереснее, чем притянутые за уши примеры из иных художественных произведений. Попробуйте, только к месту, привести какие-либо из выводов писателя. Конечно, они должны быть логически связаны с тем, что вы излагаете сами.
Вот несколько примеров.
Французские студенты в начале каждого учебного года заполняют личные карточки, сообщая в них сведения о себе. «Я плохо понимаю»... «Мне слишком трудно»... «В книгах слишком много слов». Д. Пеннак, французский писатель и профессор литературы, хотя и сокрушается: «Конченные люди... Конченные, еще не начавшись», но понимает: «Хорошо, что это лишь самокритика». Весь профессиональный опыт Пеннака показывает, что его студенты еще испытают «радость чтения».
Д.Пеннак, французский писатель и преподаватель литературы, в эссе «Как роман» рассматривает фобии, которые отбивают вкус «школьному народцу» к чтению. Одна из таких фобий — боязнь нескончаемости. Время, которое уйдет на чтение книги, кажется молодым читателям «угрожающий бесконечностью». То, что толстый роман, оказывается, можно прочитать за несколько дней, обнадеживает студентов Пеннака. И если в начале книги они радуются преодоленным пятидесяти страницам, то в конце уже сожалеют, что до конца осталось лишь пятьдесят. Студенты Пеннака осиливают и «Войну и мир» Л. Толстого, и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, и оказывается, что «серьезная проблема» — «и не проблема вовсе».
Д. Пеннак, французский писатель и преподаватель литературы, в эссе «Как роман» рассказывает, что у него никогда не было времени на чтение, но ничто и никогда не могло помешать ему дочитать полюбившийся роман. «Чтение не связано в регламентом жизни, оно, как и любовь, — просто образ жизни». С точки зрения Пеннака, дело не в том, что времени нет, а в том, подарим мы себе счастье быть читателем или нет.
«Большую и толстую книгу фигурально называют кирпичом. Уберите учет и контроль, и кирпич станет облаком».
Д. Пеннак пишет, что он понял, что «ничего путного» он не сможет«преподать» своим студентам, пока «не примирит их с книгой». А дальше уж подростки сами, без принуждения, проходят путь, который ведёт от романа к его автору, от автора — к эпохе, от прочитанной истории — к ее многогранному смыслу.
«Книги писались не для того, чтобы мой сын, моя дочь, молодёжь их комментировали, но для того, чтобы, если душа лежит, они их читали».
«Наши знания, школьная успеваемость, карьера, положение в обществе — это одно. Наша личная жизнь читателя и общая культура — совсем другое. Увеличивать число бакалавров, дипломированных специалистов — дело хорошее, кто спорит, общество в них нуждается... но насколько насущнее распахнуть для всех страницы всех книг».
«Чего только не приходится терпеть от нас книгам... но ранит нас только ЧУЖОЕ варварство по отношению к ним».
Отметьте для себя то, что тронет вас, именно вас. А потом поделитесь идеей, любопытной мыслью или наблюдением. И всё.