Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 18 окт 2019, 09:09



Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу 1, 2  След.
 Длинные каникулы - хорошо или плохо? 
Автор Сообщение
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
Лето. У ребят каникулы. Многие взрослые испытывают облегчение: они тоже могут расслабиться до сентября...
Лето длится 12 недель, даже чуть больше. Много это или мало? Хорошо или плохо для ребенка выйти из сферы обучения на четверть года? Хотелось бы услышать мнение родителей и учителей.


16 июн 2012, 09:08
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45
Сообщения: 325
Откуда: Орел
Наталья Алексеевна, учат то детей а не родителей с учителями. Их мнение никого не интересует?
Не помню откуда: "Ваше мнение для нас очень важно, оставьте его при себе и ни с кем не делитесь!" :D

_________________
Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)


16 июн 2012, 17:05
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
:) Мнение детей не спрашиваю, потому что оно однозначно положительное. Это ясно!

А проблему вижу вот в чем. На мой взгляд, три полных месяца без учёбы слишком много. За столь длительный перерыв ребята теряют многие навыки. Потом чуть ли не всю первую четверть приходят в себя и вспоминают то, что изучали в предыдущем учебном году. Это неэкономно. Жаль времени, понимаете? Чтобы дети отдохнули, достаточно, по-моему, двух месяцев. Кстати, летние каникулы длиной в два месяца приняты во многих странах.

Когда мой сын был маленьким, я заботилась о том, чтобы развитие человека не останавливалось летом. Были и поездки, и книги, и творчество всякого рода, и общение... А в августе, недели за две-три до школы мы писали диктанты, что позволяло очень быстро прийти в рабочую форму, и немного занимались английским. Ведь даже скорость письма у ребят заметно снижается после трехмесячного перерыва.

Лето - это отличный шанс для мам детей, у которых есть проблемы с грамотностью, подтянуть своих чад, наверстать то, что было упущено в течение года. Знаю случаи, когда летние занятия с мамой позволяли ребятам переломить неблагоприятную ситуацию в школе.

Ребенок 7-8, 9-10, 11-12 лет еще не может сам справиться с возникшими в школе трудностями. Мотивация, желание учиться, целеустремленность свойственны далеко не всем детям. Поэтому я и обращаюсь к старшим, взрослым, опытным... На мой взгляд, лето, это не просто удовольствия... Лето - это шанс, который кто-то, возможно, не захочет упустить.


16 июн 2012, 21:51
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 01 май 2012, 12:03
Сообщения: 73
У меня, как у учителя, нет даже в своей одной (!) голове одного мнения по этому вопросу.
С одной стороны - такие длинные каникулы - плохо. Знания, а главное - навыки - запихнуты по таким тёмным и пыльным закоулкам памяти, что, считайте, их там и нет. И, кстати, таких огромных летних каникул я больше нигде не знаю. В США учеба начинается в августе, а заканчивается в конце июня. В Китае дети учатся с первого сентября до середины июля. Во Франции июнь входит в учебное время. И так далее.
С другой стороны, при такой холодной, часто тёмной и главное - продолжительной зиме, лето - это маленькая жизнь. Оно ведь тоже бывает часто "карикатурой южных зим". Ну как тут отобрать у детей последние крохи инсоляции и свежего воздуха, которые суть здоровье детей и, как следствие, их способность к обучению?


18 июн 2012, 19:18
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45
Сообщения: 325
Откуда: Орел
А почему школьники забывают программу за лето? В чем тут дело?

_________________
Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)


19 июн 2012, 00:49
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 01 май 2012, 12:03
Сообщения: 73
Axel Bruns писал(а):
А почему школьники забывают программу за лето? В чем тут дело?

Дело в том, что всё, что мы изучаем за жизнь я бы разделила на две части: навыки и умения, с одной стороны, и знания - с другой. Мне кажется, что дети не программу забывают. Её, кстати, всегда повторяют в начале года. Она, если была изучена, довольно быстро всплывает в голове. А вот навык учебы в школе... Опять сидеть на уроках, опять рано вставать, опять делать уроки, опять тепло одеваться - огромный стресс для организма. Плюс иногда резкое наступление не только осени, но и холодов.
Вообще, как показывает мой учительский опыт, первые лет восемь я бы все предметы изучала в виде развития навыков. Ну как на уроках труда. Ведь дети - они друг друга, например, не слышат. То есть если один ребенок сшил, например, фартук, а другой - нет, то у первого сложится навык шитья, а у второго - нет. Если один ребёнок прочитал вслух и перевёл какой-то текст по-английски, а другой - нет, то считайте, что другой его и не слышал. Каждый должен это сделать. Не один-два из класса, а каждый. Это очень трудно организовать на уроке и поэтому такие вещи дают на дом. Но не все предметы родители могут проконтролировать. Я всегда старалась сделать это в классе. И письмо - в виде навыка. И чтение - в виде навыка. И решение задач - в виде навыка. Ребёнок сначала познаёт мир через навыки. И только потом - через аналитическое мышление. Навыки необходимы. Этот период очень важен для развития мозга, если период освоения навыков неоправданно сокращён, то и знания (вот где наша память будет буксовать!) будут с трудом укладываться в голове. И это уже не моя мысль - это говорят специалисты по детской психологии. И если хорошо наш мозг не подготовлен, не вспахан и удобрен периодом закладывания навыков и умений, то и аналитическое мышление будет развиваться плохо, как семена на не вспаханном поле, отсюда - проблемы с запоминанием, неумение мыслить самостоятельно.
А что наша программа? А вот что: учат детей философствовать, когда они ещё, простите, попу себе не умеют вытирать. Про попу я совершенно серьёзно - одна из проблем, с которыми сталкиваются учителя начальной школы. Я на первом родительском собрании обязательно поднимаю тему посещения туалета детьми дома, перед уроками, а не во время оных. Ну разбудите ребёнка на 15 минут пораньше! Потому что в школе это не гигиенично, часто нет туалетной бумаги, кабинок тоже нет, дети стесняются, стараются этого в школе не делать, даже если хочется, терпят до дома. Какие уж тут знания и навыки в такой день! К тому же закладываются все предпосылки для болезней кишечника. А уж если что сделали, то, бывает, зовут учителя попу вытереть. Не умеют.
Но вернёмся к программе. Что мы видим в начальной школе? Дети пишут мало, зато фонетический разбор - пожалуйста. Разбор по составу слова. И вообще, чем анафора отличается от эпифоры. Это не преувеличение. Каждый мой пример - из реальной жизни. Ну вычитают где-то бедные родители (не дети же!), что такое эпифора и анафора. Но это не входит в систему детского, то есть при помощи навыков, освоения мира. И дети всё забудут. А время уходит. Драгоценное время развития навыка чтения, письма, красивого почерка и так далее. В пятом классе вводится понятие грамматической категории! Я стала только после третьего курса университета понимать, что такое грамматическая категория. Потому что это профессиональное осмысление языка, и этому учат в университете. Господи, зачем же детям это? А если они станут врачами, инженерами, менеджерами? А грамотное письмо нужно всем. А на него времени не хватает. А в девятом-десятом-одиннадцатом классах вводите, пожалуйста, теоретические знания. Они очень здорово тогда запомнятся!
У меня перед глазами пример вальдорфской школы. Той самой, первой, которая в Германии. При Вальдорфской табачной фабрике. Созданной для детей работавших там женщин. Там с учителями были проблемы - учителям ведь платить надо. Поэтому, когда дети туда приходили, более старшие ребята и некоторые из рабочих их там учили. Ну, тому, что сами умели и знали. Огород свой был. Ну, читать-писать-считать. Ну, в мастерской столярной-слесарной что-нибудь мастерить. Сами школу ремонтировали. Сами стены красили. Стены там и теперь родители каждый год красят в какой-нибудь новый цвет, повеселее. Теперь эти стены даже входят в Вальдорфскую методику. Словом, развивали у детей навыки. Теперь-то там, конечно, учителя есть. И самые хорошие. Но методика та, старая. Я там как-то летом общалась с семьёй, у которых дети там учились. С ужасом, надо сказать, тогда общалась. Мальчику 11 лет, а он с трудом, чуть не по слогам на своём родном языке читал комиксы - с мамой летом занимался. Мы в 11-12 лет уже романы проглатывали. Я думала: "Что же они в школе-то делают?" А после восьмого класса этот мальчик прекрасно говорил и писал не только по-немецки, но и по-английски, по-французски и по-русски, математику и прочих там химий я даже не упоминаю. Всё прекрасно! Вот что значит навыки развивать в детстве!
И ещё раз о программе. Знания по предметам человек получает в специальных учебных заведениях. А в школе он только получает представления о предметах, оценивает свои в том или другом предмете способности и своё желание или нежелание этим предметом заниматься. Вот выбрал русский язык - иди учись дальше, там тебе объяснят и фонетический, и морфологический состав слова, и грамматическую категорию, если поймёшь. Но таблицу умножения тебе всё равно нужно знать, чтобы тебя на рынке не обсчитывали. Или понимать, что котелок в походе надо над огнём повесить, а не около костра поставить, если хочешь чаю попить. Как и грамотно писать. То есть необходимые знания у человека после школы должны быть.
А самое главное - в школе человек получает на всю жизнь навык учёбы, навык труда. Вот если он это вовремя не сформировал, он потом уже не сможет это сделать. Тоже утверждаю на известных мне примерах.
Добавлю, что развитие навыков и умений не отрицает получение необходимых знаний, я надеюсь, что это понятно.


Последний раз редактировалось Ольга Петровна 28 июн 2012, 10:09, всего редактировалось 1 раз.



21 июн 2012, 23:16
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
У нас, родителей-семейников, эта проблема тоже стоит очень остро.
Система отчётности позволяет нам не забивать ребёнку голову ненужными терминами и теорией (и вообще заниматься по минимуму!), с другой стороны, мы всегда рискуем упустить что-то важное, вовремя не развить необходимые навыки и умения.
Вот если бы где-то можно было прочитать, какие навыки должен иметь ребёнок к 9, 10, 11, ... годам. И, наверное, так: минимальные и, допустим, такие, с которыми мог бы спокойно учиться в "Лиге школ". То есть -- "от и до". Пишу именно "спокойно учиться", а не "поступить", потому что целый учебный год наблюдала, как одноклассники старшей дочки (она учится в лицее, по крутости сравнимом с "Лигой"), хорошо натасканные репетиторами на поступление, не умеют учиться по-взрослому.

Длинные летние каникулы, эту массу свободного времени, каждая семья расходует по-своему. Для меня это возможность перевести учёбу в другой план, если можно так сказать, выйти на творческий уровень. Из страшных-ужасных терминов можно делать кроссворды, чайнворды и т.п.; можно играть в "Эрудит", "Set" и др., читать хорошие книги, сочинять что-нибудь вместе. В общем, сделать то, на что не хватает времени зимой и что приносит радость. Летом можно учиться, сидя на качелях, а не в душной комнате.
Школьникам я бы обязательно устроила каникулы в феврале, за счёт одного летнего месяца. Всё равно они в это время полудохлые из-за хронической усталости, авитаминоза и инфекций. И задала бы за это время прочитать какую-нибудь книгу, поднимающую боевой дух! Весёлую и жизнеутверждающую!
А учебный июнь можно было бы проводить ближе к природе. Выйти хотя бы в школьный двор, на улицы своего города, посмотреть на мир глазами биолога, эколога, географа, историка, художника...


22 июн 2012, 19:48
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
:Rose:


23 июн 2012, 17:31
Профиль

Зарегистрирован: 04 окт 2012, 23:49
Сообщения: 13
Я хорошо помню своё детство, поэтому от имени себя-ребёнка ответственно заявляю: длинные каникулы это очень хорошо и правильно!!! Не надо на них посягать. А вот подходить к детям с индивидуальной меркой - это другое дело. Отличник - гуляй всё лето, да и в январе отдохни, почитай, углубись в любимый предмет, доклад какой-нибудь феерический подготовь. Есть пробелы (болел, пропускал, не понял) - июнь для тебя рабочий месяц, а в некоторых случаях и август. Но это не наказание, а помощь! Учиться летом не стыдно, за это не ругают, это вообще не школа, а летний лагерь со спец. программой. Вот родители-семейники (впервые сталкиваюсь с таким названием!) ничего за лето не теряют, потому что у них что лето, что осень, что зима - дети всегда чему-то учатся, но при этом тратят на эту учёбу гораздо меньше времени и получают гораздо больше удовольствия, плюс несравнимое со школьным качество обучения.


05 окт 2012, 01:48
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
Когда я предлагала эту тему для обсуждения, лето было впереди, а учебный год — позади. Хотелось, чтобы те родители, у чьих детей есть проблемы с русским языком, не упустили шанс подтянуть ребят за лето.

Знаю, что некоторые родители именно так и делают.

Из мирового педагогического опыта известно, что шестинедельные коррекционные курсы могут помочь в решении задач, которые по разным причинам было невозможно решить в течение нескольких предыдущих лет. По данным многих педагогов, шесть недель - это срок, за который успешность обучения по какому-либо предмету может быть легко повышена на целую единицу, то есть, это оптимальный срок для качественного скачка. Такие курсы вполне можно проводить и самим дома. Но их трудно сочетать с обычным школьным обучением, поскольку оно отнимает много времени и не позволяет сосредоточиться на новых задачах. Лето для такого рода курсов — идеальное время. Кому интересно, обратитесь к книге: Гордон Драйден, Джаннетт Вос "Революция в обучении".

Да, не хочется загружать ребят летом. Но речь идёт не привычном школьном обучении. Думаю, что в семьях, где в число приоритетов включено образование детей, аккумулирован бесценный опыт. Прошу им поделиться.


05 окт 2012, 14:27
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 14 ]  На страницу 1, 2  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB