Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 29 мар 2024, 01:36



Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 Родители обсуждают проблемы 
Автор Сообщение
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Anna_S писал(а):
Наталья Алексеевна, cпасибо за ответы!

Полезны ли, на ваш взгляд, упражнения на исправление ошибок ("Юный корректор")? Таких упр. много в пособиях Ахременковой, Шкляровой и др. С одной стороны, нужно приучить ребёнка видеть ошибки в своих работах, с другой стороны, есть мнение, что для детей с преобладанием зрительной памяти такие упр. могут быть вредны. У нас тот самый случай...


Спасибо за ваш вопрос. Я и сама над ним немало размышляла. Думаю, никто не сможет ответить на него однозначно.

С одной стороны, у подобных заданий много противников. Исходят они из соображений, которые вы приводите. Могут детишки с хорошей зрительной памятью запомнить образ именно неправильно написанного слова? Могут, конечно. Но следует ли из этого, что задания на поиск ошибок априори неоправданны? По-моему, нет.

Давайте порассуждаем вместе.

Во-первых, будем исходить из того, что эти задания появились и стали распространяться относительно недавно, как мне кажется, лет 12-15 назад. Если мы сравним этот очень короткий период с огромной историей обучения грамотному письму, то поймем, что еще не накоплено серьезного материала, позволяющего оценить степень эффективности и универсальности заданий на поиск ошибок.

Во-вторых, будем иметь в виду, что подобные задания включены в ГИА и ЕГЭ, т.е. умение отличать правильное написание от неправильного относится к тем умениям, которые проверяются при окончании школы. Более того, современная методика рассматривает его не как простое умение, а как компетенцию человека (именно компетенции и призвана формировать современная школа).

В-третьих, в педагогике, как и в любой другой области, существует множество мифов. Один из них, на мой взгляд, - это явное преувеличение значения зрительной памяти. Подумайте, есть слова, в которых ошибки делают не только дети, но и взрослые. Иногда это весьма употребительные слова, которые встречались людям не десятки, не сотни, а тысячи раз. Примеры? Вот они: "ийти, придти, окуратный, мороженное, прекрастный"... Кстати, я составила словарик любимых ошибок, в который включила 1000 самых употребительных, самых частотных слов, в которых ошибки допускает огромное число людей. Надеюсь, что в обозримом будущем я смогу выставить эти материалы на сайте.
А сколько заданий на списывание в наших учебниках! Если бы зрительная память работала так, как мы думаем, все поголовно писали бы грамотно. Ведь годами мы переписываем в тетрадки правильно написанные тексты.

И последнее, мы будем исходить из того здравого рассуждения, что нож сам по себе не плох и не хорош. Важнее то, как он используется.

Я думаю, что подобные задания хороши при нескольких условиях.
1. Они должны быть включены в систему работы. Сами по себе они особой пользы могут не принести.
2. Работу нужно вести систематически. У ребенка должна быть реакция узнавания: -А, знаю, надо искать ошибки!
3. Должно быть категорически запрещено давать такие задания при отсроченном контроле. Отсроченный контроль - это, на мой взгляд, одна из главных бед школьного обучения. Приведу пример. Ребенок пишет диктант. Встретилось слово, вызвавшее затруднение. Подумал, решения не принял, написал наугад. И свое же написание запомнил. Диктанты проверили и принесли через 2 недели. А порой, что греха таить, даже тетрадки не раздали, а просто зачитали отметки. Всё. Слово и в дальнейшем будет писаться неправильно. Причем многократно.
4. Плохо, если неправильная буква выделена, даже если она выделена красным. Красный в нашем сознании это не символ неверного, ошибочного, а сигнал: "Важно!". Выделять можно только правильные написания.
5. Плохо, если в формулировках используются слова с отрицанием, например, неверно, неправильно: психологи предупреждают, что человеческое сознание находится с частицей не в причудливых отношениях.
5. Последнее, что должен увидеть ребенок, это верное написание. Не ответ: в, г, д или 1, 3, а именно правильное написание.
6. Мама через час, два-три часа, на следующий день, через неделю должна неожиданно спросить: -Как ты напишешь слово гостиная?
Учитель не спросит, не надейтесь. Или спросит, но не вашу Машу, а чужую Аню, а Маша в это время будет рисовать цветочек или смотреть в окно.

Поразмыслив, я такие задания использую. И в Больших тестах для новичков, и в других разделах. В обновленной версии сайта, которая уже очень скоро должна появиться, будут тесты на проверку понимания правил орфографии. Это 121 тест из трех заданий. Среди них есть и такая формулировка: Все ли слова написаны правильно?

Для меня важно, что при таких заданиях человек сосредоточен. Они выполняются быстро. Тут же ясен результат. Уверена, что, научившись выполнять задания на поиск ошибок, дети станут грамотнее.
P.S.
Из писем мам знаю, что детям такие задания нравятся. Хотя иногда ребята хитрят: быстренько проверяют правильные ответы путем подбора. Почему и хочется, чтобы до определенного возраста, пока ребенок не начнет заниматься сознательно и увлеченно, рядом была мама.


14 июн 2012, 19:58
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Напишите, пожалуйста, согласны ли вы со мной. И интересно узнать мнение других посетителей.


14 июн 2012, 20:14
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Ваш ответ меня очень обрадовал.
Мы три года с дочкой играли "в корректора", "в редактора" и т.п., и вдруг (совсем недавно) слышу от одной уважаемой мною учительницы, что это вредно! Ой, как я испугалась...
Ну, теперь отлегло.
Полностью с вами согласна: ошибка должна быть исправлена как можно быстрее.
У нас система такая: когда мы вылавливаем ошибку, мы её стираем, взамен пишем правильную букву, обводим её зелёным цветом (это для меня, чтобы потом, просматривая тетрадь, заметить место, в котором была ошибка, и ещё раз спросить). Кроме того, это слово пишется большими печатными буквами и вешается на видное место (у нас это холодильник). На листке А4 умещается 6-7 слов. Дочка ещё любит рядом со словом что-нибудь нарисовать.
Дальше, когда мы их "за ушко на солнышко" вытащили и они висят на видном месте, можно спрашивать, придумывать с ними предложения, однокоренные слова... Любим играть так: как можно больше этих слов запихнуть в одно предложение.
Когда берём новый листочек, старый убираем в папку с файлами, и там образуется некий иллюстрированный словарь. Его можно через какое-то время просматривать. Особенно приятно бывает, когда ребёнок говорит: "Неужели я не знала, как писать это слово?!"

Возвращаясь к нашей теме -
мне очень нравятся пособия Буракова, потому что в них есть задания, развивающие корректорскую зоркость.
Но заданий этих мало! Они быстро кончаются! А самой делать аналогичные нет времени.
Существуют ли ещё пособия с такими заданиями? Может, кто-нибудь посоветует?


15 июн 2012, 17:29
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Списывание как средство повышения грамотности.

Лет десять назад мне представился случай поговорить на эту тему с человеком, который в своё время был замдекана филфака МГУ. Их семья жила где-то в глубинке, школа там была слабенькая, и с ним занимались родители.
Вот как его учили в старших классах:
Брали выпущенную хорошим издательством и по современным правилам книгу, сын читал абзац и объяснял отцу все "опасные места" и все знаки пунктуации, которые там встретил. Потом он этот абзац списывал, потом по книге проверял то, что написал (как корректор - знак в знак!).

Меня это потрясло. Действительно, как просто!
Можно спокойно заниматься с ребёнком таким вот способом, а когда возникает вопрос - а почему там именно так? - лезем в справочники, спрашиваем у знающих людей... Мы на равных, мы обе одно и то же не знаем и работаем вместе, как коллеги... докапываемся до правила, наконец. И тогда это правило запоминается очень хорошо. Кстати, можно выбрать книгу по желанию ребёнка.

А месяц назад, в школе после родительского собрания, случайно подслушала такой разговор. Мама обращается к учительнице за советом, как за лето подтянуть грамотность дочери. Учительница советует переписывать тексты. Просто переписывать - и всё. Стало мне жалко девочку!


15 июн 2012, 17:37
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
У меня была бы точно такая же реакция, как и у вас.
Раз мама пришла за советом, значит, там не все благополучно. Важно и то, что мама осознает проблему и готова искать пути ее решения. Заметим, не все мамы таковы. Но обращение за советом к специалисту практически ничего не дало, т.к. в ответ мама услышала банальную и неэффективную рекомендацию.

Ребенка будут усаживать за механическую работу, которая обычно детям не нравится. Дети, конечно, разные, но тупую работу никто не любит. Ребенок может инстинктивно избегать подобных занятий. Значит, эта рекомендация может вызвать напряженность в отношениях мамы и дочки. То есть вред даже более вероятен, чем польза. Маму тоже жаль :( !


23 июн 2012, 16:43
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 01 май 2012, 12:03
Сообщения: 73
Наталья писал(а):
У меня была бы точно такая же реакция, как и у вас.
Раз мама пришла за советом, значит, там не все благополучно. Важно и то, что мама осознает проблему и готова искать пути ее решения. Заметим, не все мамы таковы. Но обращение за советом к специалисту практически ничего не дало, т.к. в ответ мама услышала банальную и неэффективную рекомендацию.

Ребенка будут усаживать за механическую работу, которая обычно детям не нравится. Дети, конечно, разные, но тупую работу никто не любит. Ребенок может инстинктивно избегать подобных занятий. Значит, эта рекомендация может вызвать напряженность в отношениях мамы и дочки. То есть вред даже более вероятен, чем польза. Маму тоже жаль :( !

А я согласна с той учительницей... Переписывание - не тупая механическая работа. Это один из действенных способов не только обучения, но и осознания языковых явлений. Переписывание задействует целый комплекс навыков - от умения концентрировать внимание до навыка запоминания небольших кусочков предложения. Письмо, почерк, зрительная память - всё сюда входит. И, независимо от переписывающего, включается не только запоминание, но и осмысление того, что переписываешь. Наш университетский профессор Ю.В.Рождественский заставлял своих аспирантов переписывать летописи, утверждая, что только так они поймут текст. Глаза у нас слишком поверхностно смотрят на тексты.
Главное, как и везде, разумно организовать работу. Во-первых, объём. Ребёнок в начальной школе может работать за урок только 15 минут. Всё остальное - оргмоменты. Значит, 12-15 минут переписывания. Или 10. Затем сам текст. Интересный! Никто вам не запрещает самим составить тексты. Не знаю, ну например, продолжение какого-нибудь мультика, который ребёнок смотрит. Или, простите за высокопарность, вставную новеллу в какой-нибудь фильм или сказку. Например, когда мыши, бывшие лошадьми в карете Золушки, прибежали к себе домой в свои норы и рассказали остальным, что с ними случилось, они прослыли во всей мышиной округе самыми бессовестными вралями. Даже коты отказывались их ловить, чтобы не заболеть вральной болезнью. Поэтому иногда они собирались вместе и вспоминали, как они мчались по мостовой к дворцу и как прохожие с удивлением разглядывали их драгоценную упряжь...
В тексте ведь можно некоторые слова заклеить временной бумажкой и нарисовать (как сможете, так даже веселее!) картинку вместо слова, чтобы ребёнок сам это слово написал. А потом сравнил своё слово с правильным. Или переписал начало истории, а дописал сам. И так до бесконечности.
И ещё. Если друзья вашего ребёнка с великами под окнами зовут его погулять, не надо его заставлять сначала написать текст, а потом ехать. Мне кажется, гораздо эффективнее в дождь, а дождливых дней, слава Богу, у нас много, сеть вместе и позаниматься. В общем, разум, разум и ещё раз разум. Время, количество и качество занятий, выдумка, юмор - всё надо продумать. И письмо будет одним из самых весёлых (и любимых) дел.


28 июн 2012, 10:34
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
[Ольга Петровна написала:
А я согласна с той учительницей... Переписывание - не тупая механическая работа. Это один из действенных способов не только обучения, но и осознания языковых явлений. Переписывание задействует целый комплекс навыков - от умения концентрировать внимание до навыка запоминания небольших кусочков предложения. Письмо, почерк, зрительная память - всё сюда входит. И, независимо от переписывающего, включается не только запоминание, но и осмысление того, что переписываешь. Наш университетский профессор Ю.В.Рождественский заставлял своих аспирантов переписывать летописи, утверждая, что только так они поймут текст. Глаза у нас слишком поверхностно смотрят на тексты.]

Ольга Петровна, я знаю о работах аспирантов Юрия Владимировича. Думаю, что вы сравниваете несопоставимые вещи. Все-таки аспиранты, изучающие древние летописи, это одно, а ученики младших классов - другое. Для сравнительного описания разных списков одной летописи требовалось не упустить ни единого нюанса, важно было понять природу каждого знака, каждого "крючочка", интерпретировать, рука у писца сорвалась или это его индивидуальный способ передачи какой-то информации, несет ли какое-либо различие системный характер и т.п. Обычный взгляд действительно оказывается слишком поверхностным для такой кропотливой и специфической работы. Поэтому приемы пробовались разные.

А детишки списывают упражнения из учебников ежедневно. Мое отношение к подобным заданиям подробнее изложено здесь: http://russkiy-na-5.ru/articles/86. А сейчас кратко: если бы такие задания были эффективны, наше общество было бы грамотным - чему-чему, а уж списыванию у нас учат детей ежедневно в течение многих лет! Знаю многих людей, всю жизнь страдающих из-за низкой грамотности. Что интересно, переписать текст без ошибок они вполне в состоянии.

Не соглашусь с вами и в том, что переписывание требует осмысления. Чаще всего дети делают такие задания механически. Посмотрите детские тетрадки. При списывании делаются ошибки. А внимание и краткосрочную память можно тренировать и по-другому, тоже гораздо более эффективно. Логика моя проста - хочешь научить списыванию, учи списывать, хочешь научить писать, учи писать.


30 июн 2012, 15:08
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
[Ольга Петровна написала:
Главное, как и везде, разумно организовать работу. Во-первых, объём. Ребёнок в начальной школе может работать за урок только 15 минут. Всё остальное - оргмоменты. Значит, 12-15 минут переписывания. Или 10.]

Ольга Петровна, я знаю, что не только вы, но и некоторые другие учителя порой ориентируются на эту пропорцию. На мой взгляд, это чудовищно, потому что нет никакой гарантии, что все остальное время (две трети урока) дети действительно работают. Если на активную самостоятельную деятельность ребенка отводить только одну треть урока, то не стоит удивляться скромным достижениям большинства ребят.

Многие мамы, организовавшие для своих детей домашнее обучение, пишут, что дети легко справляются с годовыми учебными программами за два-три месяца. Не потому ли, что при домашнем обучении учебное время не тратится попусту?

P.S. Дети разные. Многие даже совсем маленькие дети могут заниматься учебной (познавательной) деятельностью часами. И так увлеченно, что их от занятий не оторвать.


30 июн 2012, 15:19
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
[Ольга Петровна написала:
Затем сам текст. Интересный! Никто вам не запрещает самим составить тексты. Не знаю, ну например, продолжение какого-нибудь мультика, который ребёнок смотрит. Или, простите за высокопарность, вставную новеллу в какой-нибудь фильм или сказку. Например, когда мыши, бывшие лошадьми в карете Золушки, прибежали к себе домой в свои норы и рассказали остальным, что с ними случилось, они прослыли во всей мышиной округе самыми бессовестными вралями. Даже коты отказывались их ловить, чтобы не заболеть вральной болезнью. Поэтому иногда они собирались вместе и вспоминали, как они мчались по мостовой к дворцу и как прохожие с удивлением разглядывали их драгоценную упряжь...
В тексте ведь можно некоторые слова заклеить временной бумажкой и нарисовать (как сможете, так даже веселее!) картинку вместо слова, чтобы ребёнок сам это слово написал. А потом сравнил своё слово с правильным. Или переписал начало истории, а дописал сам. И так до бесконечности.
И ещё. Если друзья вашего ребёнка с великами под окнами зовут его погулять, не надо его заставлять сначала написать текст, а потом ехать. Мне кажется, гораздо эффективнее в дождь, а дождливых дней, слава Богу, у нас много, сеть вместе и позаниматься. В общем, разум, разум и ещё раз разум. Время, количество и качество занятий, выдумка, юмор - всё надо продумать. И письмо будет одним из самых весёлых (и любимых) дел.]

Это очень интересно. Спасибо вам. Надеюсь, что для кого-то из мам ваше сообщение окажется ценным, подскажет иные возможности, кроме списывания упражнений из школьных учебников.
Но, будем честны, не все мамы готовы к такой "домашней работе", не каждая мама сумеет придумать сказку... Напомню, большинство мам работает. И то, что описываете вы в этом сообщении, все же не 100-процентное переписывание. Не случайно, вы сами используете хорошее емкое слово письмо.


30 июн 2012, 15:26
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 01 май 2012, 12:03
Сообщения: 73
Отвечаю по поводу переписывания. Это один из способов! Один из способов формирования навыка письма. Любой навык формируется в результате многократных, многократных повторений довольно одинаковых действий. Надо выбрать, какой эффективнее. Одинаковых людей и одинаковых ответов нет.
Второе - время. Когда я только начала работать в школе, мои дети могли сконцентрироваться и что-то делать на уроке плодотворно не более 20 минут Затем было видно, что у них выключились мозги. Я стала расспрашивать коллег, которые закончили в отличие от меня педагогические вузы. У нас в МГУ тоже была методика, но она занимала не самое большое время. И все педагоги сказали мне, что 20 минут - это очень хорошо. Потому что согласно той методике, которую им читали и объясняли в педвузах, дети в начальной школе могут эффективно работать, то есть учиться, 15 минут за урок. Затем они отвлекаются, им нужен другой вид деятельности. Например, сейчас 1-2 раза за урок в 1-2 классах надо проводить зарядку.
А что касается занятых мам, то ведь и для этого, в том числе, и существуют такие форумы, как этот, где люди друг другу могут помочь хоть в чём-то.


30 июн 2012, 19:56
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 27 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB