Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 21 сен 2019, 20:21



Ответить на тему  [ Сообщений: 147 ]  На страницу Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15  След.
 Какие книжки читать? 

Читаете ли вы художественную литературу?
Нет или очень редко. 10%  10%  [ 1 ]
Да, время от времени. 30%  30%  [ 3 ]
Да, постоянно. 60%  60%  [ 6 ]
Всего голосов : 10

 Какие книжки читать? 
Автор Сообщение
Учитель

Зарегистрирован: 02 июл 2012, 11:46
Сообщения: 43
Лидия писал(а):
Литература Возрождения

Италия:

Данте «Божественная комедия», много рассказываю, читаем Песнь 5 – историю любви Паоло и Франчески. Слушаем музыку П.И.Чайковского, смотрим иллюстрации Доре. После Данте можно никого не цитировать о любви.

Бокаччо «Декамерон» - возвращение к язычеству, культ интеллекта и тела, 100 новелл. Здесь главное - объяснить, что это низкий жанр, как анекдоты сейчас, как сплетни сарафанного радио, но возведенные в искусство. (Фильм Пазолини) Здесь говорим и о том, что это, несмотря на полную откровенность, не порнография, т.к. есть критерий: в художественном произведении остается игра воображения и разума.

Петрарка Поэзия

Англия

Шекспир

«Ромео и Джульетта» , сравниваем разные перевода, например: Т.Л. Щепкиной-Куперник и Б. Пастернака, сравниваем экранизации, например, «Ромео + Джульетта», режиссёр Баз Лурманн, Ромео — Леонардо Ди Каприо, Джульетта — Клэр Дэйнс и «Ромео и Джульетта» (Великобритания) (BBC) (ТВ) режиссёр Элвин Ракофф, Ромео — Патрик Райкарт, Джульетта — Ребекка Шеир, ( слушаем музыку: опера Ш.Гуно, балет Прокофьева)

«Гамлет», показываю различия в переводах Лозинского и Пастернака; обсуждаем фильм Козинцева.

«Король Лир», (обсуждаем фильм Козинцева)

«Отелло» - история талантливого человека, непохожего на других. Он очень уязвим, поэтому попадает в ловушку. Слова Пушкина – подсказка к пониманию образа: «Главная трагедия Отелло не в том, что он ревнив, а в том, что он слишком доверчив!» (Оперы Россини и Верди, балеты)

«Сон в летнюю ночь» - идея связана с осознанием того, что во сне человек не владеет собой. ( Марш Мендельсона написан для этой пьесы)

«Макбет» - трагедия о жажде власти и измене друзьям.


Замечательный список! Я бы добавил фильм «Царь Эдип». И еще – Овидий. Метаморфозы и Наука любви – просто кладезь остроумия! Сама история жизни Овидия впечатляет. Метаморфозы интересно читать с комментарием, узнаешь многое о древних богах, порой такое, что не увидишь ни у Куна, ни у Грейвза, нигде. А в Науке любви – столько радости, столько прелестных советов!
Интересно насчет Тристана и Изольды. Что считать каноническим текстом, в каком изложении читать эту чудесную историю.
Да, в русскую литературу погружаешься, как в море, а в европейскую приходишь, как в театр. Список обрывается на Шекспире, он будет продолжен?
Что касается позиции Axel Bruns’a – мы уже говорили об этом. Литература нам дана не для ответов на вопросы, а для удовольствия (может быть, жизнь – тоже). Что касается ответов на вопросы, то, если их искать не в прямом виде («Что делать, если болят зубы, а дантиста поблизости нет?» - «Читайте «Записки из подполья», там есть непосредственно об этом»), а в общем, то, думаю, если прочитать внимательно Евгения Онегина, Героя нашего времени, Преступление и наказание и Войну и мир, то вопросов не останется. Берусь подобрать ситуацию на любой в общем виде сформулированный вопрос. Другое дело, что ответы могут не понравиться. Не помню, кто сказал, кажется, Довлатов: часто мы не видим ответа там, где ответ нам попросту не нравится.


14 авг 2012, 08:50
Профиль

Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55
Сообщения: 22
Сергей писал(а):
Замечательный список! Я бы добавил фильм «Царь Эдип». И еще – Овидий. Метаморфозы и Наука любви – просто кладезь остроумия! Сама история жизни Овидия впечатляет. Метаморфозы интересно читать с комментарием, узнаешь многое о древних богах, порой такое, что не увидишь ни у Куна, ни у Грейвза, нигде. А в Науке любви – столько радости, столько прелестных советов!
Интересно насчет Тристана и Изольды. Что считать каноническим текстом, в каком изложении читать эту чудесную историю.
Да, в русскую литературу погружаешься, как в море, а в европейскую приходишь, как в театр. Список обрывается на Шекспире, он будет продолжен?
Что касается позиции Axel Bruns’a – мы уже говорили об этом. Литература нам дана не для ответов на вопросы, а для удовольствия (может быть, жизнь – тоже). Что касается ответов на вопросы, то, если их искать не в прямом виде («Что делать, если болят зубы, а дантиста поблизости нет?» - «Читайте «Записки из подполья», там есть непосредственно об этом»), а в общем, то, думаю, если прочитать внимательно Евгения Онегина, Героя нашего времени, Преступление и наказание и Войну и мир, то вопросов не останется. Берусь подобрать ситуацию на любой в общем виде сформулированный вопрос. Другое дело, что ответы могут не понравиться. Не помню, кто сказал, кажется, Довлатов: часто мы не видим ответа там, где ответ нам попросту не нравится.



Сергей, спасибо, прекрасный фильм Пазолини пропустила случайно, и Овидия тоже. Овидий доступен для восприятия, его читают с удовольствием. Спасибо, что меня поправили. Список, если он вызывает интерес, постепенно буду продолжать. Мне кажется, что выкладывать здесь его небольшими частями удобнее, поскольку так легче давать комментарии.
Сергей, Наталья, я с удовольствием приму и ваши возражения. Ведь я рассказываю о своем опыте. Кто-то другой, возможно, минимизировал бы списки по-другому.
И еще хочу заметить, что в каждом выпуске оказываются студенты, которые входят во вкус и начинает жадно читать не только обязательный список. Поэтому я не боюсь давать отрывки, отдельные главы или части. Если книга в руках, особенно правильно изданная книга, она сама будит интерес. Начинают всегда робко, часто без охоты, а потом втягиваются.


14 авг 2012, 09:34
Профиль

Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55
Сообщения: 22
Быстро не получается, так как у меня не всегда есть доступ к Интернету.

Продолжаю о литературе эпохи Просвещения.

Франция, 17 - 18 вв.

Мольер «Дон Жуан» (Опера Моцарта, Пушкин)
Герой безбожник. Он смелый, независимый, любит жизнь, но не соблюдает этику. Мужчина – творец на краю гибели. У Пушкина свой путь в теме: его Дон Жуан до конца верен человеческому закону.

«Тартюф» - история о самоуничижении и о том, что с ним невозможно справиться, т.к. всех в окружении такого человека не покидает страх.

«Мещанин во дворянстве» - история, поразительно актуальная для современного общества, современной Москвы.

«Скупой» (перекличка со «Скупым рыцарем» Пушкина)


Прево «Манон Леско» (опера Пучини «Манон», музыка Маснэ) Идея: осуждения общества, посягающего на красоту.

Дидро «Монахиня» - торжество идеи морального идеала.

Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» - образ графа – ничтожества, идея, что моральное превосходство не связано напрямую с сословным и имущественным положением человека. (Опера Моцарта "Женитьба Фигаро")


Англия, 17 – 18 – начало 19вв.

Мильтон «Потерянный рай», читаем Песнь 9, в которой Змей соблазняет Еву, чтобы осмыслить: Зло с обаянием еще страшнее. Многие линии современного искусства восходят к Мильтону.

Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» - говорим о принципах и эстетике литературы Просвещения, веры Дефо в возможность воспитания человека трудом.

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (многие читали сокращенный детский вариант, поэтому к этой книге возвращаемся вновь, говорим о сатире как главном художественном методе Свифта)

Шеридан «Школа злословия» (прекрасный МХАТовский спектакль)

Германия, середина 18 – начало 19 вв.

Гете «Страдания молодого Вертера»

«Фауст» - за 60 лет работы над сюжетом из простенького замысла родилась философская трагедия. О цене жизни, о силе компромисса и о провокации.
(Опера Ш.Гуно, фильм А. Сокурова «Фауст». Председатель жюри Даррен Аронофски о фильме: Решение вручить главный приз «Фаусту» жюри приняло единодушно. «Есть фильмы, которые заставляют плакать, смеяться, думать, чувствовать и сочувствовать – фильмы, которые навсегда меняют жизни людей. И это – один из таких фильмов». )


20 авг 2012, 20:53
Профиль

Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55
Сообщения: 22
Литература XIX в.

С конца XVIII века и до 1830 г. было время романтизма, а потом до рубежа веков - так называемый критический реализм.
Романтизм как направление зародился в Германии как реакция на буржуазную революцию во Франции. Это 1789 - 1794 гг.
Французские просветители считали, что они готовят умы к революции, которая принесет Свободу, Равенство и Братство. Но этого-то и не произошло. Революция просто-напросто установила буржуазный строй. И как реакция на это в соседней Германии появляется романтизм. Великие умы, гении романтизма, поняли, что современность не стоит лучших чувств. Суть программы романтиков - культ чувства, чувства, понимаемого очень широко: фантазии, интуиции, вдохновения, словом, внутреннего мира человека, стремящегося к идеалу.
Французы совершили революцию, а немцы переосмыслили опыт соседей, в результате в Германии зародилось направление романтизма.

Иенская школа: Фридрих Шлегель, Новалис - первые романтики, которые не просто работали в этом ключе, а разрабатывали философскую и эстетическую концепцию романтизма.

Знаете, почему романтизм важен? Потому что он как возник в XIX в., в начале его, он больше не уходит, не исчезает, он остается, он есть и в современной литературе. Что дал миру романтизм? И чем он современен?
1. Отношение к идеалу не как к чему-то существующему (как в античности), а как к категории, к которой нужно стремиться, и которую нужно искать. Романтики научили мир думать об идеале и осознавать его недостижимость. Всем художникам было понятно, что энергия поиска - это энергия художественной природы, "эстетическая энергия", по Шлегелю.
2. В романтизме появилось явление самоиронии. Понимаете, это очень современно! Ирония была в литературе и раньше, но она была направлена на объект, а самоиронию в мир привнесли романтики. Представляете, как это повлияло на стиль? Это был огромный шаг в развитии стиля художественного слова.
3.Чем еще современен романтизм? Стремлением к синтезу искусств. Универсальной программой объединения музыки, живописи, литературы, театра, оперы... Сегодня синтетические формы мы видим в кино, в мультипликации, в телепроектах, в современных арт-объектах. Мир наполнен сегодня синтезом в сфере искусства. А корни этого явления в программе романтиков.
Чтобы понять все это, прочувствовать, романтиков читаем обязательно.

Фридрих Шлегель "Люцинда" - роман о свободной любви, один из первых романтических романов, в котором программа романтиков воплотилась в слове.

Новалис "Гейнрих фон Офтердинген" Во сне герою приснился голубой цветок, поиску которого он посвящает жизнь. Поиски цветка - это поиски смысла жизни. Новалиса считали романтиком №1, потому что он стремился опоэтизировать жизнь. "Стихи писать необязательно, поэтом в душе нужно быть" - вот его позиция.

Гельдербергская школа.
Оккупация Германии Наполеоном вызвала взрыв интереса к собственной культуре, фольклору, национальным традициям. И что? Возникает жанр литературной сказки, братьев Гримм, например.

На арену выходят главные немецкие романтики: Клейст, Гофман и Гейне, конечно.

Клейста любил Кафка, австрийский модернист. Клейст, заинтересовавшись философией Канта и поняв, что в человеке есть нечто иррациональное, что нельзя изучить и предсказать, начинает исследовать человеческую природу. Его романы очень психологичны. Его вариант истории о Ромео и Джульетте более грустный и драматичный, чем Шекспировская история. Что он сделал? Он поставил во главу угла такое простое человеческое чувство, как недоверие. У него недоверие - самое страшное зло, потому что, если человек не доверяет, то вокруг себя он пустыню создает. Недоверие - это яд, чувство недоверия у Клейста удивительно тонко анализируется.
Когда Клейста читаешь, то впечатление, что это вот сейчас написано. Так он современен.

"Михаэль Гольхаар" - тема мести и чести, человеческого достоинства. Это повесть предшествует "Процессу" Кафки. Такие литературные диалоги - это самое интересное в истории культуры. Повесть маленькая, она легко читается. Но для истории культуры она важна. Что такое месть? На что человек способен? Что такое моральная правота? Это вопросы, которые интересны Клейсту.

Гофман "Крошка Цахес". Это нужно знать. Потому что это вечная история - присваивание себе заслуг других. Это в жизни повторяется постоянно. "Золотой горшок". Что было интересно Гофману? Гротеск. Вот откуда все его преувеличения, образ увеличительного стекла, двойника... Он поздно пришел в Романтизм, но остался в истории искусств, потому что рассматривал важные темы и был очень самобытен.

Гейне. Поэзия.

Франция
Франция - страна, в которой пылает революция, поэтому французский романтизм политизирован. Исторические деятели ходили по улицам Парижа. Для общественного сознания это было исключительно важно.

Шатобриан "Рене". Вы знаете, что тему лишнего человека, такую близкую русскому сознанию, впервые поднял Шатобриан? Он пережил это ощущение сам. Он был в Лондоне во время революции. "Я несчастный француз! Что я буду делать?" - восклицал он. Он ощущал себя не у дел, он не знал, куда себя деть. Значит, опыт лишнего человека впервые был пережит и описан Шатобрианом, а тема потом стала любимой темой русской литературы.

Жермена де Сталь "Коринна", даю по желанию, но о личности рассказываю много. Интересная личность. Была в России, здесь русский художник Боровиковский написал ее портрет.

Но до 15-го года - это был только первый, начальный этап французского романтизма.
Настоящий зрелый Романтизм с большой буквы начался с приходом Гюго. С 15-го по 30-й гг. - это период Гюго.

"Собор Парижской Богоматери" - это роман на тему перемены сознания: с изобретением печатного станка церковь начала терять свою власть. Это и показал Гюго. Не надо сводить Гюго к любовному треугольнику - это было бы слишком мелко: роман очень символичен. Задача вымысла у Гюго - показать раскрепощение духовных сил. (Популярные мюзиклы - это только использование темы, глубины Гюго в них нет и в помине, а ведь сейчас многие думают, что они знают произведение, если сходили на мюзикл)

Надо помнить, что С Гюго, его драматургией, началась революция в театре.
Два века в театре господствовал классицизм, а с появлением Гюго, с его лавиной чувств и внутренней свободой, - это известный факт- зрители в залах дрались: одни не принимали новое, а другие становились его приверженцами... И Гюго вышел победителем.

30-е - 40-е гг - третий этап романтизма во Франции.

Это Жорж Санд, Мюссе... Любовные романы. "Орас", "Индиана" и другие.

А. Мюссе "Исповедь сына века". Здесь нет уже энергии раннего романтизма, но вещь, безусловно, интересная.


Медленно получается, об английском романтизме продолжу завтра.


Последний раз редактировалось Лидия 24 авг 2012, 20:29, всего редактировалось 2 раз(а).



23 авг 2012, 21:54
Профиль

Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55
Сообщения: 22
Англия

Романтизм в Англии – это поэты Озерной школы: Вордсворт, Кольридж и Саути, а потом идут мощные таланты: Байрон, Шелли, Вальтер Скотт.

Байрона нужно знать, потому что необходимо понимать термин байронизм: вызов официальному, преклонение перед личностной силой (он обожал Наполеона, например, и был разочарован, когда Наполеон согласился на остров Святой Елены). Байрона знал и ценил Пушкин.
«Паломничество Чайльд-Гарольда», «Восточные поэмы», «Манфред», «Каин» - богоборческая поэма, а потом роман в стихах «Дон Жуан». Знаете, Пушкин взял от Байрона иронию из «Дон Жуана» для «Евгения Онегина». Вот как он беседует с читателем в «Евгении Онегине»? Идея беседы есть у Стерна в XVIII в. В Англии. Пушкин – удивительный талант. Парадокс в том, что он преподносит русским читателям Западно-Европейскую традицию и культуру в своем абсолютно русском романе. Пушкин – это удивительнейшее сочетание западника и очень русского поэта.

Шелли. Его уникальность в том, что он жил в XIX в., а мыслил, как в XX-ом. Обычно Шелли не знают, и это очень плохо. Дело в том, что он погиб еще очень молодым, но в литературе он занимает более почетное место, чем Бальзак. Шелли был гармоничен, в отличие от Байрона.

«Прометей освобожденный», «Ченчи», переводы античных авторов.

Шелли умеет силу характера реального человека выразить наравне с образом мифологическим. Я не настаиваю, чтобы все обязательно читали Шелли, потому что современному человеку до него нужно подняться. Но стихи должны почитать. У него такая музыка стиха! Студенты это могут почувствовать.

Вальтер Скотт – это писатель, открывший в большой литературе историческую тему. Гюго читал его романы, а потом начал писать свой исторический роман. В чем чудо Вальтера Скотта? Он описывает исторические события, у него есть исторические личности в романах, правда, всегда как второстепенные герои, образы у него не очень меняются по ходу дела… Но он умеет передать атмосферу, местный колорит. Как никто! «Айвенго», «Квентин Дорвард». Гюго учился у Вальтера Скотта писать, он тоже потом замечательно передавал атмосферу событий, общий фон происходящего.

Америка

Американская литература вообще начинается с романтизма. Это молодая литература, ей только 200 с немногим лет. У американцев мироощущение уникальное. И американский романтизм очень оптимистичен. Почему? Потому что они осваивали новые земли. Главный образ в американской литературе не сильная личность, не сложная или особенная личность, а человек, который умеет реализовать свою мечту. Вся литература пронизана призывом: Ты только попробуй, у тебя получится, ты сможешь. Биография Бенджамина Франклина – это лучший пример американского популярного героя. Почему? Потому что он из нищеты выбился в государственные деятели и ученые.

Вашингтон Ирвинг – первый американский романтик. Читайте новеллы. Он был прекрасным новеллистом.

Купер. Мы его воспринимаем как детского писателя, но он писал свои книги серьезно. Трагедия индейской культуры. «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт».

Эдгар По. Его обязательно берем. Он основоположник детективного жанра в 40-е годы. Он интересовался психологией и математикой. У него логика чудная. Поэтому его увлекательно читать. Наши русские поэты его очень любили переводить. «Ворон» его. Я даю 7 вариантов перевода, читаю на английском. Мы сравниваем. Лучшим переводом считается перевод Сенкевича, где остается: «Never more». У Бальмонта идет рефрен: «Никогда».

Но вернемся к новеллам. Его ключевая новелла «Падение дома Эшеров». Интерпретаций миллион. Мне кажется верным, когда говорят, что По показал трагедию разума. И, знаете, наши его всегда любили, а американцы его буквально травили: им не нравилось его трагическое мировосприятие. Меня просто поражает, как они требуют позитива во всем. И так ведь было всегда! А он умел, как никто, изобразить, передать страх души. Так вот, европейцам это было интересно, а американцам не очень. В литературе, по крайней мере.

Я студентов учу не путать две англоязычные культуры: английскую и американскую. Это совершенно разные традиции. И мне важно, чтобы они, осознав это, не смешивали имена. А дети, знаете, говорят, что американскую литературу читать легко, а английскую трудно. В этом есть доля правды.

Мои студенты читают и другие новеллы, конечно. И обязательно: «Тайну Мари Роже», «Убийство на улице Морг», «Золотого жука».

В 40-е годы появляется такой автор - Генри Торо. Он написал книжечку небольшую «Уолдон, или жизнь в лесу». Он сформулировал такую концепцию, которая очень близка американцам. Он провел в лесу два года, два месяца и два дня на берегу пруда. Жил вне цивилизации, но читал много, размышлял.Там очень хорошие главы есть. И доказывает, что человек самодостаточен, что человек –Бог. А у По человек может быть и Богом, и дьяволом. И такой вот спор о человеческой природе очень интересен. Американцы поддержали Торо, конечно. Он до сих пор интересен для американцев. Его издают и читают.


24 авг 2012, 20:24
Профиль

Зарегистрирован: 29 июл 2012, 08:55
Сообщения: 22
Реализм

Франция, XIX в.
Это Стендаль, Бальзак, Флобер и Мериме.

Стендаль "Красное и черное", "Пармская обитель".
Стендаль тоже интересуется психологией и математикой. А такой склад человека всегда отражается на творчестве. Стендаль изучает чувства, препарирует их. Он великолепный аналитик. Его Жюльен Сорель да и другие герои объемны. Жюльен Сорель хотел использовать любовь, но, оказалось, что он умеет любить. Он ведет нас вверх, не изменяя себе. Вообще у Стендаля разные типы любви есть: любовь сердца и любовь ума, любовь г-жи де Реналь и любовь Матильды де Ла- Моль... Психология страсти - вот что его интересует. Молодым Стендаль нужен, чтобы разобраться в себе.

Бальзак "Гобсек", "Попаша Горио", "Евгения Гранде", "Утраченные иллюзии".
Бальзак - это новая ступень реализма. Для него важно не передать психологию героя, а создать его социальный портрет. Бальзак типизирует, создает типы. В "Гобсеке" он показывает трагизм сильного человека, которого губит буржуазный мир. Я всегда прошу студентов не осуждать героя, а понять трагизм его судьбы. Не надо приговаривать, надо понять.
Бальзак показал новый для французов образ, это очень важный образ Растиньяка. Это уже не великолепный Жюльен Сорель, нет. Бальзак показывает нам слабого человека. Растиньяк - это слабый человек. Потом Флобер даст нам образ пошлой мадам Бовари, Мопассан создаст образ мужчины-проститутки. А дальше «Остров пингвинов» Анатоля Франса. Так мелко падает герой во французской литературе. А потом происходит удивительное: Ромен Ролан, обожавший Толстого, досконально знавший его творчество, приводит нового героя во французскую литературу. Вот как шла эволюция героя в литературе Франции.

Бальзак показывает, как провинция гибнет под натиском буржуазных отношений. Как у нас сейчас, противопоставление столицы и провинции очень сильно, так же было во Франции в XIX в. Растиньяк приезжает из провинции, но в столице он гибнет по сути дела. Евгения Гранде - заложница буржуазных отношений. Это тоже по сути своей гибель, гибель судьбы человека под натиском буржуазной морали и буржуазных ценностей.

Проспер Мериме. Новеллистика.
Сказалось то, что он был этнографом и историком.
Опера Бизе "Кармен" несоизмеримо сильнее литературной основы, это нужно понимать. Почему? Хорошо, по-моему, однажды сказал Набоков, что из этнографии не надо делать искусство, из этого ничего не получится, пафоса не будет высокого. Наш "Тарас Бульба" - это этнографическое произведение. Поэтому его не нужно экранизировать. Можно собрать отличных актеров, выдающегося режиссера, дать уйму денег... И... ничего не получится. Потому что в основе этнография, а сюжет, образы, все прочее лишь наложено сверху. Вот и "Кармен" - это зарисовка историка и этнографа. Мериме как писатель оказался ниже Мериме этнографа. Он показал нам разные национальные характеры, но искусства здесь мало. Читать все-равно надо, чтобы оценить гениальность Бизе.

Флобер "Мадам Бовари".
Я всегда говорю: "Вы должны прочитать эту книгу, чтобы не быть такой, как она, если вы женщины, и не полюбить такую женщину, если вы мужчины. Следовать этому образу - обречь себя на несчастливую жизнь. Полюбить такую женщину - сделать себя несчастным. Эта книга - прививка. Флобер учит видеть таких людей и сторониться их".
Эмма начитавшись романтических романов позднего периода, когда их возникло множество, а романтизм как направление уже был на излете, был опошлен, захотела пережить любовную историю. Для нее важнее не истинное чувство, а его яркое проявление. Ей бы хотелось, чтобы из-за нее столкнулись соперники, пострелялись бы... Чтобы поклонялись ее фотографии... Чтобы ее я было вознесено. То есть ей требуется подчинение личности. Но, подчиняясь, человек перестает быть личностью. Поэтому счастье для пары невозможно изначально. А жизнь подсовывает ей одного ловеласа за другим. Шарля своего она не любит, она только хочет, чтобы он героем стал, чтобы самой на этом подняться. В результате она изолгалась и погибла. Флобер - очень созерцательный художник. Но его называют первым натуралистом. Потому что он потрясающе описал сцену отравления. Он прочитал сотни книг по медицине. Натурализм вообще начался как реакция на быстрое развитие медицины. Наука пришла в художественное творчество. Человек описывается физиологически. Впервые это произошло у Флобера. Как умирает Эмма, это сильнейшие страницы, потрясающие. Мопассан будет учиться потом у Флобера и будет потрясающе это использовать.

Англия

Диккенс и Теккерей

Диккенс мыслил романтически, но все-таки он уже был реалистом. Лучший его роман "Домби и сын". В его книгах есть противоречие. Вот в чем оно: Диккенса нельзя считать наивным, но он никак не может отказаться от идеала. В конфликте романа «Домби и сын» ему кажется, что дочь может повлиять на отца, перевоспитать его, но этого не могло произойти, потому что логика характеров этому противоречит. Но Диккенсу все время хочется оставить нам надежду. Все романы Диккенса на этом держатся. Вот Теккерей – психолог, тут никаких надежд нет, его Ребекка Шарп в «Ярмарке тщеславия» - это апофеоз желания утвердиться. Знаете, американцы любят такие коллизии, когда герою надо что-то преодолевать, они экранизировали «Ярмарку тщеславия» с Риз Уизерспун в 2004 г. , но фильм получился слишком американским. Теккерей очень ироничен, а в экранизации иронии недостаточно. В Малом театре у нас шла постановка – это был один из лучших спектаклей за всю историю театра.

Америка

В то время, когда в Европе уже быстро развивался реализм, молодая американская литература все еще оставалась романтической. И в 40-е, и в 50-е, и до конца века. Главные романтики этого периода (40-е – 50-е) – это поздний Эдгар По и Натаниэль Готорн «Алая буква» (есть фильм с Деми Мур).

Натанаэль Готорн – это один из интереснейших писателей-психологов, которого можно интерпретировать настолько по-разному… Читать его нужно обязательно.

И, наконец, Герман Мелвилл и его роман «Моби Дик». Это уникальная форма романа. Пожалуй, эти авторы – самые яркие в 40-е – 50-е гг.

Дальше нельзя забыть Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Это очень красивая и музыкальная поэма, которую великолепно перевел Бунин.

И особо стоит «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу, посвященная борьбе с рабством.


Германия середины века:

Поздний Гейне и Бюхнер.

Георг Бюхнер – уже настоящий реалист, он вообще трезвомыслящий человек, у него небольшие вещи. Например, он написал «Смерть Дантона», «Войцек». (Опера Берга «Воцек» написана по этой драме, Берг – это экспрессионист в музыке)

Фридрих Геббель «Юдифь» - по библейской истории. Ему важно было показать конфликт исключительной личности, идущей на конфликт с властной силой.

Вообще раздробленная Германия объединится только в 1971 году. В раздробленном государстве не было больших литературных форм. Роман появится только с приходом Томаса Манна и Генриха Манна. А пока не получалось, т.к. не было единства культуры.

Такова в основном литература до 1870 г.


31 авг 2012, 22:59
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 02 июл 2012, 11:46
Сообщения: 43
Потрясающий список! Он сам читается, как книга. Вспоминаю песню Высоцкого: «Открою книгу на любой странице, и не могу, читаю до конца». Многое я здорово подзабыл. Многое (должен признаться) никогда не читал. Мне кажется, человек, который целенаправленно почитает по этому списку, сильно изменится внутренне, с ним что-то произойдет.
Только это потребует времени. Я бы выступил против чтения фрагментов. Гомера надо прочитать целиком. Конечно, надо иметь под рукой хороший комментарий или интернет, чтобы вспоминать хотя бы богов. Не только прощание Гектора с Андромахой. А когда Ахиллес убивает Ликаона? Тот умоляет его, а Ахиллес говорит: поважнее тебя герои погибали, и ничего, что ж ты плачешь, мальчишка, сопляк? Твоя жизнь вся полкопейки стоит, а разговоров развел на рубль! (Не такими словами, но смысл этот.) А когда Афина прикинулась братом Гектора и подговорила его выйти на бой с Ахиллесом (я, мол, тебе помогу, нас теперь двое против одного). Гектор бросил копье и говорит брату: «Подай мне другое», - а рядом никого нет. Тут только Гектор и понял, что он один, рядом только смерть, и боги против него. Тут-то и стало ему страшно. И Данта надо читать целиком. Как он чуть не наступил в потемках на чью-то голову, вросшую в ледяную землю, по которой он шел, а голова как заорет: «Смотреть надо, куда идешь!»
Что, Axel Bruns, Вам все это не надо? Тогда прочитайте стихотворение Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» Зачем Вы так ограничиваете себя узким коридором Ваших вопросов. Я согласен с Лидией, она писала Вам об этом. Литература – она, как жизнь: ей задаешь вопросы, а она, вместо ответов, на каждый вопрос возвращает еще десять. Вот такой переводной дурак получается. И Чехов писал, что писатель не дает ответов, он ставит вопросы. И Гоголь писал, что вся Русь смотрит на него в ожидании ответа.


01 сен 2012, 09:39
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 02 июл 2012, 11:46
Сообщения: 43
А какая разница между "Ответить" и "Быстрый ответ"?


01 сен 2012, 09:39
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
Забавно, я об этом не задумывалась.
Мне кажется, что разница только в форме: обычный ответ можно редактировать графически, чтобы что-то выделить, к примеру, шрифтом, цветом, смайликом. Наверное, подразумевается, что при этом на создание сообщения уйдет больше времени. И его можно представить более основательно. Я так думаю. Впрочем, нужно узнать у программиста.


01 сен 2012, 10:19
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1085
Сергей писал(а):
Потрясающий список! Он сам читается, как книга. Вспоминаю песню Высоцкого: «Открою книгу на любой странице, и не могу, читаю до конца». Многое я здорово подзабыл. Многое (должен признаться) никогда не читал. Мне кажется, человек, который целенаправленно почитает по этому списку, сильно изменится внутренне, с ним что-то произойдет.
Только это потребует времени. Я бы выступил против чтения фрагментов. Гомера надо прочитать целиком. Конечно, надо иметь под рукой хороший комментарий или интернет, чтобы вспоминать хотя бы богов. Не только прощание Гектора с Андромахой. А когда Ахиллес убивает Ликаона? Тот умоляет его, а Ахиллес говорит: поважнее тебя герои погибали, и ничего, что ж ты плачешь, мальчишка, сопляк? Твоя жизнь вся полкопейки стоит, а разговоров развел на рубль! (Не такими словами, но смысл этот.) А когда Афина прикинулась братом Гектора и подговорила его выйти на бой с Ахиллесом (я, мол, тебе помогу, нас теперь двое против одного). Гектор бросил копье и говорит брату: «Подай мне другое», - а рядом никого нет. Тут только Гектор и понял, что он один, рядом только смерть, и боги против него. Тут-то и стало ему страшно. И Данта надо читать целиком. Как он чуть не наступил в потемках на чью-то голову, вросшую в ледяную землю, по которой он шел, а голова как заорет: «Смотреть надо, куда идешь!»
Что, Axel Bruns, Вам все это не надо? Тогда прочитайте стихотворение Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» Зачем Вы так ограничиваете себя узким коридором Ваших вопросов. Я согласен с Лидией, она писала Вам об этом. Литература – она, как жизнь: ей задаешь вопросы, а она, вместо ответов, на каждый вопрос возвращает еще десять. Вот такой переводной дурак получается. И Чехов писал, что писатель не дает ответов, он ставит вопросы. И Гоголь писал, что вся Русь смотрит на него в ожидании ответа.


Сергей, я с вами совершенно согласна. Я тоже читаю списки, которые публикует у нас Лидия, с удовольствием. И с нетерпением жду новой порции. Мне кажется, что свою главную цель - помочь людям осознать целостность литературного процесса и сориентироваться в именах, времени, странах - эти списки выполняют блестяще.

У меня тоже вопрос к Axel-у:
-Вы уверены, что темы (проблемы, вопросы), о которых вы пока не задумывались, неинтересны для вас?


01 сен 2012, 10:31
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 147 ]  На страницу Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB