Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 10 ноя 2024, 23:20



Ответить на тему  [ Сообщений: 34 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 Я не понимаю. Помогите разобраться! 
Автор Сообщение
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Сегодня опять получила письмо. От Ани. Она спрашивает:
"Что такое больна в предложении Мать больна. Краткое прилагательное или краткое причастие?" Ане я ответила. Но хочу обратиться ко всем с предложением:
Ребята, если вы чего-то не понимаете, задавайте свои вопросы здесь. Не стесняйтесь. Стыдно не не знать, а не хотеть узнать.

:friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends: :friends:

P.S.
А слово больна - это краткое прилагательное.


15 сен 2012, 09:56
Профиль

Зарегистрирован: 25 окт 2012, 19:01
Сообщения: 1
Скажите, пожалуйста, правильно ли я думаю, что в предложении "Обойдя несколько деревень, она уставала так, что сразу не могла подняться на крыльцо..." слово "несколько " является наречием?


25 окт 2012, 19:12
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Майя, нет, вы не правы.

Несколько в вашем примере — это неопределенное местоимение, соотносимое с числительным. Подробнее см.: http://russkiy-na-5.ru/articles/269#p7
Наречием несколько будет в примере: Я несколько устал. Здесь передается значение "немного", слово является обстоятельством. Наречие не изменяется.
В вашем же примере выражено значение указания на небольшое количество. К тому же слово может изменяться: около нескольких деревень, к нескольким деревням, в нескольких деревнях и так далее.

А вот слово нисколько — всегда наречие. Оно неизменяемое и употребляется как наречие: Всё это нисколько не смешно.

Подобные примеры бывают в заданиях ЕГЭ. Нужно научиться различать омонимы, которых в русском языке довольно много.


26 окт 2012, 05:44
Профиль

Зарегистрирован: 09 апр 2013, 11:36
Сообщения: 1
Подскажите пожалуйста, в словах "снег", "стена", "след" как определить каким, твердым или мягким, будет звук "с". Какое для этого необходимо использовать правило русского языка? Спасибо.


09 апр 2013, 11:38
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Мне очень нравится ваш вопрос. Во-первых, всегда приятно встречать людей, заботящихся о правильности речи. Во-вторых, не так уж часто люди интересуются фонетикой и орфоэпией. В-третьих, большинство сейчас заботится о ЕГЭ, а о сферах, в ЕГЭ сегодня не включенных, не задумывается (а фонетика, как известно, в КИМы не входит).

Слова, которые вы приводите, подчиняются разным закономерностям.
1) Слово стена должно произноситься с мягким звуком [c']: [c'т'ина`].
2) Cлова снег и след могут произноситься по-разному: в них может быть как твердое, так и мягкое произношение. Правильно говорить и [сн'эк], и [c'н'эк], и [сл'эт], и [с'л'эт]. Эти варианты произношения сосуществуют.

В школьную программу этот вопрос не входит. На нашем сайте он подробно рассматривается здесь: http://russkiy-na-5.ru/articles/157#p9 в подразделе: "Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости".
Кратко можно сказать так:
С и З должны смягчаться перед [т'] и [д'] и могут произноситься как твёрдо, так и мягко перед: [н'] и [л'].
Посмотрите, ваши примеры как раз иллюстрируют эту закономерность.


09 апр 2013, 21:02
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Помогите, пожалуйста, разобраться с корнями -чит- (-чет-).
Всё началось с того, что мне нужно было объяснить ребенку, почему слово "расчёт" пишется с одной буквой "с". Мы стали разбирать это слово и однокоренные слова по составу и запутались. Потом я нашла на нескольких форумах бурные споры на эту тему. Некоторые утверждают, что корней -счёт-, -счит- не бывает (с - это приставка).
И как быть с чередованием корней -чит- и -чет- ? Я думала, что, хоть гласные и чередуются, смысл у корня остается тот же самый. А в случае с -чит-(-чет-) только "вычитать, вычет" явно родственные слова. В их компанию совсем не хотят идти "считать, сочетание" и т.д.
Потом я составила таблицу, в которой попыталась сгруппировать все эти ужасные слова по смыслу. Но это не помогло. Чувствую, что без вашей помощи ни за что не разберусь!
Табличка лежит здесь:
https://docs.google.com/document/d/11Ia ... sp=sharing
:roll: UPD: в табличку на след. день были внесены изменения


Последний раз редактировалось Anna_S 18 янв 2014, 20:55, всего редактировалось 1 раз.



10 янв 2014, 03:38
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Anna_S писал(а):
Помогите, пожалуйста, разобраться с корнями -чит- (-чет-).
Всё началось с того, что мне нужно было объяснить ребенку, почему слово "расчёт" пишется с одной буквой "с". Мы стали разбирать это слово и однокоренные слова по составу и запутались. Потом я нашла на нескольких форумах бурные споры на эту тему. Некоторые утверждают, что корней -счёт-, -счит- не бывает (с - это приставка).
И как быть с чередованием корней -чит- и -чет- ? Я думала, что, хоть гласные и чередуются, смысл у корня остается тот же самый. А в случае с -чит-(-чет-) только "вычитать, вычет" явно родственные слова. В их компанию совсем не хотят идти "считать, сочетание" и т.д.
Потом я составила таблицу, в которой попыталась сгруппировать все эти ужасные слова по смыслу. Но это не помогло. Чувствую, что без вашей помощи ни за что не разберусь!
Табличка лежит здесь:
https://docs.google.com/document/d/11Ia ... sp=sharing


Анна, чередование чет - чит . Правило : если после корня стоит суффикс -а-, то пишем И (как в бер-бира, мер-мира....итд),

[b]Но есть исключения :сочетать. сочетание. [/b]



Кроме этого, есть слова расчёт, рассчитывать. Здесь ударная позиция.
Обычно вопрос написания возникает относительно чередования , зависящего от ударения: (гор - гар, зор - зар...) Здесь существует такое правило: если гласная под ударением, то пишем то, что слышим: зОри - зАрево - зарнИца.

Что касается слов расчёт рассчитывать, то лучше всего запомнить элементарно :


Именные: расчёт, расчётливый, расчётливо (корень чёт ).
Глагольные: Рассчитывать, рассчитанный, рассчитывая (корень счёт)

Пересчитать, просчитать, высчитать, насчитать ....итд


10 янв 2014, 15:10
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Вопрос был не в том, как они пишутся. Я это правило с детства помню, и оно есть в любом учебнике. Меня удивило то, что в близкородственных словах РАСЧЁТ и РАССЧИТЫВАТЬ -- разные корни!
Вот я и спрашиваю у профессионалов-филологов: что там произошло? Куда делась вторая С? Почему чередующиеся корни ЧИТ и ЧЕТ имеют не одинаковый смысл? Главное -- как это объяснить ребенку?


10 янв 2014, 19:13
Профиль
Учитель

Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56
Сообщения: 180
Anna_S писал(а):
Вопрос был не в том, как они пишутся. Я это правило с детства помню, и оно есть в любом учебнике. Меня удивило то, что в близкородственных словах РАСЧЁТ и РАССЧИТЫВАТЬ -- разные корни!
Вот я и спрашиваю у профессионалов-филологов: что там произошло? Куда делась вторая С? Почему чередующиеся корни ЧИТ и ЧЕТ имеют не одинаковый смысл? Главное -- как это объяснить ребенку?



Я тоже об этом думала в своё время. И мне пришло в голову, что корень именной имеет значение чета- (чередование, как чечётка:раз-два, раз-два) вычет, учёт, вычесть, расчёт,расчётливый.
По-моему, здесь нет значения именно счёта многих единиц.
А в словах рассчитывать, высчитывать и даже в слове бессчётный счёт присутствует.

Ну например так:

Я получила расчёт(причитающуюся мне сумму). Бухгалтер посчитала (рассчитала), сколько я получу денег.

Подождём, может быть, у Н. А. есть какое-то ещё объяснение на этот счёт. Но я обычно не морочила голову детям. Когда они знали, как слово пишется, то корень находили правильно. Но я на то и репетитор.


10 янв 2014, 20:35
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Я за 4 года своей доморощенной "репетиторской" бурной деятельности отработала приёмчики натаскивания на решение орфографических задач, заучивание словарных слов и т. п. Но это всё скучно. Хочется, чтобы ребенок задавал вопросы, интересовался языком. Если я перестану отвечать на его вопросы, интерес может угаснуть.


11 янв 2014, 02:32
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 34 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB