Русский на 5 http://russkiy-na-5.ru/forum/ |
|
Обсуждение системы образования http://russkiy-na-5.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=14 |
Страница 1 из 4 |
Автор: | Axel Bruns [ 01 май 2012, 07:42 ] |
Заголовок сообщения: | Обсуждение системы образования |
Предлагаю всем желающим высказать свое мнение о современной системе образования. А пока мысли "не от первых лиц". Недавно листал советские учебники для школы. Во всех книгах видел какие-то предложения о воспитании, долге, нравственности и т.д. Особенно в разделе "Вступление". Идеологическое воспитание ученика-гражданина присутствует в каждой книге. Мне показалось, или советская школа вместе с информацией воспитывала учеников? ![]() Нынешние учебники лишь информативны, но и тут чаще всего информация сомнительного качества. |
Автор: | Наталья [ 01 май 2012, 10:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Обсуждение системы образования |
О-о-о! Начались "больные" темы... Да, советская школа воспитывала. Потом воспитание стало лишь декларацией, а функции постепенно сузились до обучения, а в некоторых школах (особенно в престижных) - до контроля. Теперь самое поразительное. Сейчас предложены новые Стандарты обучения. Я изучала и старые, и новые. В той части, которая относится к русскому языку, эти документы, определяющие, кстати, политику в сфере образования, на мой взгляд, чудовищны. Самое поразительное, что если начать сравнивать новые регламентирующие документы со старыми, то заметишь: изменений по сути не предлагается. Изменены только заголовок и преамбула (в новых Стандартах говорится не о знаниях и умениях, а о компетенциях учащихся). Цитирую действующий стандарт: "Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей: - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; - формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию." Точка. Перечень целей окончен. Нет других целей обучения русскому языку в нашей школе! А грамотность? Грамотность как же? Про грамотность забыли! Когда я прочитала этот документ, я поняла, почему так лояльны господа из ФИПИ к низкой грамотности выпускников, сдающих ЕГЭ. Экзамен по русскому языку в общем-то не проверяет уровень грамотности. Его можно успешно сдать даже будучи совсем безграмотным человеком. Теперь скажите, будут ли учителя биться над тем, чтобы повысить грамотность учеников? С этого года финансирование школ будет зависеть от того, как в школе сдали ЕГЭ. То есть если в престижной московской школе, где почти все дети занимаются с репетиторами, ЕГЭ сдали хорошо, то денег ей добавят. Мотивирует ли это учителей заботиться о детской грамотности? Для сведения родителей и всех заинтересованных лиц: новый Стандарт предусматривает сокращение количества часов на русский язык. И цели остаются теми же. Есть ли хотя бы какой-нибудь шанс, чтобы дети стали грамотнее? Но, как видно из приведенной выше цитаты, школьный предмет "русский язык" призван воспитывать патриотизм и отношение к языку как к явлению культуры. Поэтому во всех учебниках теперь первые страницы посвящены не воспеванию СССР, а "новой" задаче. Как она решается? По-старому. Тексты упражнений подобраны по теме: Русский язык - самый русский язык в мире (шутка!). Никакой любви к языку такими средствами не добиться. Профанация полная. Но время, драгоценное время! Его жалко. И детей тоже, понимаете? А теперь представим себе продукт образования, полученный в результате обучения по цитируемому «Образовательному стандарту». Вот они – молодые люди, способные к социальной адаптации, освоившие массу знаний, с прекрасными умениями опознавать, анализировать и т.д., но полуграмотные. И при этом у них будет сформировано представление о русском языке как величайшей ценности: и нравственной, и духовной, и культурной… Будут ли эти молодые люди благодарны государству, давшему им такое образование, будут ли они хорошими гражданами и патриотами? А может, как раз напротив? Может, почти поголовно неграмотное поколение спросит с государства за свою неграмотность, за неудавшиеся судьбы, за несостоявшиеся карьеры, за неосвоенные профессии, за нереализованные мечты, за сегодняшний развал в сфере образования? Как знать! P.S. Кто заинтересовался, читайте: «Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку. Профильный уровень». http://www.school.edu.ru Сайт Министерства образования и науки. К нему и претензии. Не к сайту, конечно, а к Министерству. |
Автор: | Axel Bruns [ 01 май 2012, 17:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Обсуждение системы образования |
Наталья Алексеевна, если я правильно понял, то обмен шила на мыло? В сравнении с СССР. Выходом из подобной ситуации видится самостоятельное обучение грамотности ( выражение какое получилось-то... ![]() |
Автор: | ИГОРЬ [ 01 май 2012, 22:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Обсуждение системы образования |
На мой взгляд, сегодня большинство педагогов ( или просто мне такие встретились) работают "по принципу петуха" - я прокукарекал, а там, хоть не рассветай ! Я заканчивал школу в 1983 году, у нас единицы занимались с репетиторами. Хотя и поступали в ВУЗы тоже единицы. Из моего класса (26 человек) сразу после выпуска поступили в ВУЗ четверо.Плюс двое в военное училище, плюс двое в техникум. И все. А сейчас ( в 2011 году) в ВУЗы поступило больше детей, чем закончили школу. Так же нельзя... А педагоги ОЧЕНЬ свалили свою "ношу" на репетиторов.Неоднократно слышал от "педагогов" фразу : мы не воспитываем - воспитывает семья, мы не учим - мы даем знания, а задача учеников эти знания взять. А на фига мне ТАКИЕ учителя ? |
Автор: | HedgehogUES [ 04 май 2012, 16:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Обсуждение системы образования |
ИГОРЬ писал(а): На мой взгляд, сегодня большинство педагогов ( или просто мне такие встретились) работают "по принципу петуха" - я прокукарекал, а там, хоть не рассветай ! Я заканчивал школу в 1983 году, у нас единицы занимались с репетиторами. Хотя и поступали в ВУЗы тоже единицы. Из моего класса (26 человек) сразу после выпуска поступили в ВУЗ четверо.Плюс двое в военное училище, плюс двое в техникум. И все. А сейчас ( в 2011 году) в ВУЗы поступило больше детей, чем закончили школу. Так же нельзя... А педагоги ОЧЕНЬ свалили свою "ношу" на репетиторов.Неоднократно слышал от "педагогов" фразу : мы не воспитываем - воспитывает семья, мы не учим - мы даем знания, а задача учеников эти знания взять. А на фига мне ТАКИЕ учителя ? Тогда ВУЗы были другие и ПТУ, и техникумы. Возьмите тот же МГУ. Разве это тот институт, который был 20-30 лет назад!? Конечно, нет. Он совсем другой, причем стал он не лучше. Что касается ПТУ, то сейчас в многих из них стало вообще стыдно учиться. Уж лучше в армию! Раньше же в ПТУ и техникумах давали приличное образование, еще получше некоторых нынешних ВУЗов. Тут даже не педагоги свалили свою ношу, а дети пошли такие. Дети перестройки, которые сейчас сами и преподают.=( Всех под одну гребенку, конечно, нельзя. Но таких много! |
Автор: | Axel Bruns [ 04 май 2012, 17:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Обсуждение системы образования |
А за рубежом как дела обстоят, кто нибудь достоверную информацию имеет? ![]() |
Автор: | Ольга Петровна [ 15 май 2012, 01:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Обсуждение системы образования |
Не могу сказать, что информация у меня достоверная, но похоже на правду. Перед информацией анекдот: - Что такое американский университет? - Это то место, где русские эмигранты учат китайских студентов. Китай сейчас не только мировая фабрика. Это выдающиеся молодые учёные, аспиранты и студенты. Получить китайского аспиранта - большая удача, как говорят американские преподаватели. Так вот свою систему образования они ещё при Мао Цзэдуне построили по образцу той, что была в то время в Советском Союзе. И пользуются. Вот вам заграница. |
Автор: | Axel Bruns [ 15 май 2012, 07:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Обсуждение системы образования |
В книге "Сингапурская история" Ли Куан Ю, первые граждане страны получали образование в ВУЗах США, а потом возвращались на родину. Для справки: Ли Куан Ю — сингапурский политик, первый премьер-министр Республики Сингапур |
Автор: | Ольга Петровна [ 17 май 2012, 16:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Обсуждение системы образования |
ИГОРЬ писал(а): На мой взгляд, сегодня большинство педагогов ( или просто мне такие встретились) работают "по принципу петуха" - я прокукарекал, а там, хоть не рассветай ! Я заканчивал школу в 1983 году, у нас единицы занимались с репетиторами. Хотя и поступали в ВУЗы тоже единицы. Из моего класса (26 человек) сразу после выпуска поступили в ВУЗ четверо.Плюс двое в военное училище, плюс двое в техникум. И все. А сейчас ( в 2011 году) в ВУЗы поступило больше детей, чем закончили школу. Так же нельзя... А педагоги ОЧЕНЬ свалили свою "ношу" на репетиторов.Неоднократно слышал от "педагогов" фразу : мы не воспитываем - воспитывает семья, мы не учим - мы даем знания, а задача учеников эти знания взять. А на фига мне ТАКИЕ учителя ? Да, многие относятся без заинтересованности к своим урокам. А когда я училась на филологическом факультете МГУ, профессор Юрий Владимирович Рождественский как-то сказал нам, юным первокурсникам, что очень трудно определить во время эксперимента, какая методика работает лучше. Так как даже диаметрально противоположные методики давали одинаковые хорошие результаты, лучше, чем в классах без эксперимента. Дети - существа самообучающиеся и как-то могут обучится при разных системах обучения. Главное - педагог, доказывающий свою методическую систему, неравнодушно проводил занятиям во время эксперимента! Только душа учителя на уроке даст результаты, а её сейчас всячески изымают из учебного процесса, чтобы не мешала(сь). |
Автор: | HedgehogUES [ 18 май 2012, 01:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Обсуждение системы образования |
По-моему, самая большая проблема нынешней школы в том, что люди не читают. Нет самообразования. Что учитель сказал, на том и заканчиваем. |
Страница 1 из 4 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |