Вот  и  закончились  каникулы.  Надеюсь,  что  вы  хорошо  отдохнули.  Теперь  продолжим  нашу  
 работу.
Тема  сегодняшнего  занятия  :  
«Деепричастия.  Деепричастный  оборот.  Обособленное  
обстоятельство»    Что  касается  орфографии  деепричастия,  то  здесь  нет  каких-  либо  проблем. Ведь  это 
неизменяемая  глагольная  форма,  образованная  от глагола  и  наречия.  Поэтому  нет  окончаний,
как  в  глаголах  и  причастиях,  и  суффиксы  легко  прочитываются.  C  частицей 
 не  деепричастия  пишутся  раздельно.
  Но  есть  проблемы,  с  
которыми  сталкиваются  очень  многие  (сужу  по  своему  опыту). 
1.	
Как  отличить  деепричастие  и  причастие  в  тексте?
Прежде  всего  это  касается  действительных  причастий  прошедшего  времени с  суффиксами  
-ВШ-,  -Ш-   и  деепричастий  прошедшего  времени  с  суффиксами  
-ВШИ-, -В-, -ШИ-.Сравните:  
Задумавшийся  человек  идёт  по  улице.  
За-дум-а-вш-ий-ся  (какой?). Это  причастие.  Отвечает  на  
вопрос  прилагательного. Определение, стоящее  перед  определяемым  словом. Нет  условий  для  
обособления (смотрите  предыдущий  урок ).
Задумавшись, человек  идёт  по  улице.  
За-дум-а- вши-сь (как?) Это  деепричастие.  Отвечает  на  
вопрос  наречия.  Обстоятельство.  Обосабливается ( условия  обособления  одиночных 
обстоятельств,  выраженных  деепричастием , рассмотрим  ниже).
Итак,  самый  простой  способ  отличить  причастие  и  деепричастие- 
 задать  вопрос. 2.	Если  причастие-дочка  больше  похоже  на  маму-прилагательное( изменяется  как  
прилагательное, обозначает  признак  предмета, в  предложении выполняет  роль  определения), 

 папа-глагол            

 мама-наречие
-а-,-я-,-вши-,-в-! Заявляет  сынок-деепричастие.           
 (суффиксы  деепричастия)
то  деепричастие-сынок,  больше  похож  на  папу-  глагол.  Прежде  всего  тем,  что  в  предложении
выполняет  роль  дополнительного  действия. Посмотрим  на  такое  предложение.
Человек  шёл  по  улице,  и  спотыкался  на  каждом  шагу,  и  наталкивался  на  прохожих.
А  можно  написать  так:
Человек  шёл  по  улице,  спотыкаясь  на  каждом  шагу  и  наталкиваясь  на  прохожих.
Какое  предложение  вам больше  нравится?  Думаю,  второе,  так  как  в  нём  не  повторяются  
подряд  глаголы,  а  употреблены  в  качестве  второго  и  третьего  действия  деепричастия. Поэтому
предложение  стало  более  литературным.  
Человек  
шёл  по  улице ( что  делая?  Каким   образом?).  
Спотыкаясь  и  наталкиваясь.  Обособленное  обстоятельство,  выраженное  деепричастным  оборотом.
      Чтобы  раз  и  навсегда  научиться  «чувствовать» в  предложении  деепричастия,  я  рекомендую
такое  упражнение:   
Произвольно  возьмите   пары  глаголов  и  замените  их  деепричастиями ( надо  помнить, что  не  
от  всех  глаголов  образуются  деепричастия. Можно  изменить  вид  глагола,   добавить  приставку.)  Например  так:
Он  шёл  и насвистывал  песню.  -  Он  шел,  насвистывая  песню.
  
Я  устал  от долгого  пути  и  быстро  уснул.  -  Устав  от  долгого  пути,  я  быстро  уснул.
Люди  весело  смеялись  и  смотрели  мультфильм.  -  Весело  смеясь,  люди  смотрели  мультфильм.
Дальше  самостоятельно:
Ученики  входили  в  класс  и  здоровались  с  учителем…
Собака увидела  чужого  человека  и  громко  залаяла…
Мальчик  сидел за  столом  и  с  интересом  читал  книгу…
3.	Я  приведу  пример  из  теста,  где  вам  необходимо  указать грамматически  правильное 
продолжение  предложения:
Отогнав  акул  далеко  в  море,
спасателей  уже  ничто  не  волновало.    
дельфины  вместе  с  людьми  встретили  спасательное  судно.
на  рыбацких  судах  воцарилось  спокойствие.
жителей  посёлка  ждала  другая  напасть. (задание  А4)
В  чём  смысл  подобных  заданий?  Дело  в  том,  что  в  предложениях  с  деепричастиями  и  
деепричастными  оборотами 
 главное  и  дополнительное  действие  обязательно  выполняет  один  и 
тот  же  субъект (лицо  или  предмет).  Это  очень  важно.  Приведу  классический  пример  
грамматического  юмора.  Автор- А.П. Чехов:
Подъезжая  к  вокзалу,  у  меня  с  головы  слетела  шляпа.
Итак,  подлежащим  в  данном  предложении  является  слово 
 шляпа .   Действия:  
подъезжать,  
слететь.  Что  у  нас  получается?  
Шляпа  подъезжала  и  слетела.  Вот  такая  загогулина.
Понятно,  что   шляпы  самостоятельно  в  поездах  не  ездят,  значит, предложение  составлено 
неверно.  Составьте  его  самостоятельно  по  тому,  как  делали  в  предыдущем  пункте.
Вернёмся  к  заданию  из  теста.  В  первом  предложении  подлежащее-  
ничто.  Во  втором-  
дельфины.   В  третьем-  
спокойствие    В  четвёртом-  
напасть    Смотрим,  какой  субъект  может  
отогнать  акул?   Становится  понятно,  что  это  могут  только
дельфины.  Стало  быть,  
правильный  ответ-   2.   Отогнав  акул  далеко  в  море,  дельфины  вместе  
с  людьми  встретили  спасательное  судно.  ( дельфины  отогнали  и  встретили )    .
Кроме этого,  в  тестах  вам 
 предлагается  расставить  знаки  препинания  в  предложениях  с 
деепричастными  оборотами:Задание  А20.  В  каком  варианте  ответа  правильно  указаны  все  цифры,  на  месте  которых  в  
предложении  должны  стоять  запятые?
Уже  в  наше  время  исследователи  творчества  Э.А.  По  (1)  получив  в  своё  распоряжение  (2)  
скрывавшиеся  прежде (3) материалы (4)  смогли  установить  связь  между  жизнью  и  творчеством
американского  писателя.          
1) 1,4   2)  2,3   3)  1,2,3,4   4)  4
Как  мы  рассуждаем?   Подлежащее – 
Исследователи.   Сказуемое (главное  действие) 
смогли  установить .
Стало  быть,  на  месте  цифры  4  должна  стоять  запятая,  т.к.  предложение  должно  быть  таким:
Уже  в  наше  время  исследователи  творчества  Э.А. По   смогли  установить  связь  между  жизнью
и  творчеством  американского  писателя.
Смогли  установить  когда?  Что  сделав?   
Получив  в  своё  распоряжение  материалы.
Это  деепричастный  оборот (
обособленное  обстоятельство  времени-  свойство  мамы-наречия).  
Ставим  на  месте  цифры  1  запятую.
Осталось  решить,   как  быть  с  цифрами  2, 3?   Мы  видим  слово  
скрывавшиеся.   Ставим  вопрос:
материалы  какие?  
Скрывавшиеся   прежде.  Определение,  выраженное  причастным  
необособленным  оборотом.  А  почему  он  не  обособлен,  вы  уже  знаете.  (см.  тему  
«Обособление  определений»).
Делаем  вывод:   Правильный  ответ-  1.       
Научившись  видеть  в  предложении  деепричастие,   вы  легко  выполните  и  задание, в
котором  требуется  найти   среди  указанных  предложений  то,  в  котором  есть  обособленное  
обстоятельство  во  2  части  теста.  Как  я  уже  говорила  в  связи  с  причастиями,  во  2  части 
нет  упоминания   о  деепричастном  обороте.   Вопрос  ставится  так:
В5-  Среди  предложений  1- 7 найдите  предложения,  которые 
осложнены  обособленным  обстоятельством.  Напишите  номера  этих  предложений.  
В5-  Среди  предложений   6- 11  найдите  предложение,  
в  котором  есть  необособленное  
распостранённое  определение.  Напишите  номер  этого  предложения     
 Что  касается  обособления  деепричастных  оборотов,  то правило здесь  простое.  Они  
обособляются  практически  всегда.  Исключение  составляют  обороты,  ставшие  неделимыми
фразеологическими   единицами.
В  приведённом  примере  предыдущего  урока  было:  
…лошади  лежали  понурив  головы-  это
фразеологический  оборот.  
Работать  засучив  рукава .  Делать  дело  не  покладая  рук  итд…
Гораздо  сложнее  правило  обособления  
одиночных  деепричастий.  
Здесь  надо  обратить  внимание  на  следующее:
а)  Не   обособляются  
 наречия,  образованные  от  одиночных  деепричастий:   
лёжа,  молча,  сидя  итд. 
Он  читал  книгу  лёжа; сидел  молча;    работал  сидя… 
б)  Если  одиночное  деепричастие  стоит  
впереди  главного  действия,  то  оно  обособляется:  
Уходя,  гасите  свет.
Не  хвастая,  расскажу  о  нашем  походе.  Играя,  дети  учатся  жизни…
в)  Если  одиночное  деепричастие  
указывает  на  образ  действия,  то  оно  не  обособляется.  В  этом  случае  мы  видим,  что  утрачивается  значение  действия,  а  на первый  план  выходит7
значение  наречное- 
 каким  образом? : 
Он  сидел  согнувшись.  Вы  видите,  что  невозможно  сказать:  сидел  и  сгибался!  
А  сидел (каким  образом?)  согнувшись…
Он  шёл,  насвистывая.   Здесь  значение 
 второго  действия  чётко  прослеживается:Шёл  и  свистел.  
В  этом  случае  одиночное  деепричастие  обособляется.
Чтобы   вам  было  более  понятно,  приведу  примеры  необособленных  одиночных  
деепричастий: 
Он  спал  не  раздеваясь.  Девочка  вбежала  в  комнату  рыдая.  Дмитрий  подал  ему  деньги  не  
считая.  Ребята  ушли  не  оглядываясь.  Ничего  нельзя  делать  не  думая…
Примеры  обособленных  одиночных  деепричастий:
Казаки посматривали  на  него,  расступаясь.  Он  прервал  свой  рассказ,  прикуривая.    Пёс  напрягся,  
насторожившись…
Можно  добавить,  что  чаще  не  обособляются,  т.е.  выражают  образ действия,  деепричастия,
с  суффиксом   -А-,-Я-
А  деепричастия  с  суффиксами   
-ВШИ-, -ШИ-, -В-  обычно  имеют  значения  времени,  причины,  условия,  уступки. 
  
Ещё  обращу  ваше  внимание  на  предлоги,  образованные  от  деепричастий: 
 несмотря  на,  невзирая  на.Они  с  частицей  не  пишутся  слитно  и  сохраняют  свойство  деепричастного  оборота,  т.е.  обособляются.  Например:
Несмотря  на  мороз,  мы  поехали  на  лыжную  прогулку.
Невзирая  на  запрет,  туристы  решили  спуститься  на  снегоходе  по  опасному  склону.
Обращаю внимание! 
 Предлога  не  глядя  не   существует!Ещё  скажу  
о  наречиях,  образованных  от  деепричастий,  которые  пишутся  слитно  с  частицей  не:нехотя,  немедляНа  этом  сегодня  всё.  Всего  вам  доброго.  Любящая  вас  баба  Оля.