Да, логика ребенка такая: «Я знаю, что буквы ь, и, е, ё, ю, я после согласных показывают, что этот согласный мягкий. Поэтому я хочу написать мягкий знак в словах
листик и
мостик:
лисЬтик, мосЬтик».
Слов такого рода множество. Важно, чтобы неверное написание не закрепилось.
Мы, взрослые, знаем, что все дело в позициях.
Буква
т в слове
мостик обозначает мягкий т' в сильной позиции (перед гласным). Список сильных позиций согласных по твёрдости-мягкости см. здесь:
http://russkiy-na-5.ru/articles/157Буква с в том же слове обозначает согласный в слабой позиции (перед мягкими [т’], [д’] для согласных [c], [з], которые обязательно смягчаются: [c’т’эп’], [з’д’эс’]). Список слабых позиций:
http://russkiy-na-5.ru/articles/157ВАЖНО:
В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.
Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.
Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно. В перечнях позиций встречаются термины, которые детям в школьной практике обычно не дают. Это слова, обозначающие группы согласных по месту образования, например, переднеязычные, заднеязычные и проч. Но и заучивать звуки длинными списками невозможно! Получается, что, работая с маленькими детьми мы можем идти от примеров. Даём пример и дальше используем его как эталон, то есть, встречая другие подобные слова, вспоминаем наше любимое слово-эталон. Обычно детишки, усвоив несколько примеров, перестают удивляться: все знакомое уже не кажется трудным.
У нас на сайте этот материал представлен так:
http://russkiy-na-5.ru/rules/13Мне кажется, это изложение уже не очень трудное для понимания. В тесте к правилу много примеров.
Я не включила сюда все возможные сочетания согласных такого типа. В вашем списке было слово
сентябрь. Да,
сентябрь,
винтик и многие другие слова пишутся без мягкого знака по той же причине: здесь смягчение согласного в слабой позиции.
Возможно, стоило бы и это, и другие подобные сочетания включить в наш справочник. Но запомнить СТ легко, а целый список сочетаний — трудно. Я бы давала эту тему через простые и яркие примеры. Сначала только какое-нибудь одно сочетание, потом, чуть позже, когда дети уже будут воспринимать, скажем,
ст в качестве знакомого, реагировать на него и писать слова с ним правильно, — прочие.
А вот аналогия из жизни, которая помогает понять то, что происходит.
Перемена. Ребята в классе: кто-то бегает, кто-то прыгает, кто-то вообще дерется, все кричат и вообще стоят на головах. Но входит учитель. Поведение меняется, словно по волшебству. Рядом с учителем никто не кричит и не дерется. Значит, поведение класса зависит от ситуации, от того, кто рядом. Так же поведение будет различаться при директоре школы, при родителях...
Поведение звуков тоже меняется от соседства с другими звуками. Буква
с обозначает согласный, который смягчается, потому что рядом мягкий т'.