Anna_S
Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34 Сообщения: 129
|
http://freeedu.livejournal.com/352230.htmlЭто ссылка на статью из интернет-сообщества родителей, дети которых учатся дома. Но я думаю, статья будет интересна всем родителям. [Ребенка учат повторять и переписывать чужие слова. И он понимает, что его собственная речь – что-то ненастоящее, нестоящее - детский лепет, одним словом. А говорить и тем более писать надо «правильным» языком учебника. Школа воспитывает в ребенке недоверие к собственному слову. И став взрослым, он будет склонен верить на слово тому, что напечатано в газете, в учебнике, или тому, что произнесено в программе «Время». Такому человеку трудно думать, всё «мышление» для него – это подбор подходящих слов и предложений, словесных штампов из взросло-нормативного языка, которые сохранила его память. *** Некоторые дети еще до школы пишут: отдельные слова, маленькие истории, стихи. А потом становятся школьниками и уже не пишут ничего, кроме букв в прописях. А можно ли продолжить такое письмо? Можно ли построить курс изучения родного языка вокруг этих детских текстов? И при этом научиться писать хорошо и грамотно? *** Что мы делаем на уроках русского языка? Пишем... Новости для родителей, переписка с друзьями из другого класса, из другой школы, из другой страны; рассказы, повести, романы, стихи, тексты для газеты по истории и естествознанию, задачки по математике, сценарии спектаклей, вопросы для интеллектуального турнира, стенная газета, впечатления о фильме, спектакле, книге… Может быть, тему предлагает учитель. А может, и дети. Это не изложение и не сочинение – Свободный Текст!]
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Анна, спасибо! Единомыслие — это редкое счастье. Все мои выпады на сайте против списывания, по сути, о том же, только в другом ключе. Если копированием чужих образцов все и ограничивается, то путь будет долгим, трудоемким, безрадостным и бесперспективным.
Я уже рассказывала о практике, долгие годы существующей в московской международной англо-американской школе. Там один раз в неделю — творческий день. Ребята из 5 - 6-х классов — именно этим возрастом я особенно интересовалась, когда знакомилась с этой школой, — получают новую тему. Они ее обдумывают, собирают разные материалы, иллюстративные в том числе, а потом, придя в школу, пишут свой свободный текст. Ни жанр, ни тем более содержание не ограничивается. Кто-то делает полосу газеты, кто-то презентацию на компьютере, кто-то арт-объект с пояснительной запиской. Пишут долго, работают в классе. Немного общаются. Можно подойти к учителю и поговорить, обсудить проблему, если возникла непредвиденная трудность. На это отводится целый день. Ребенок погружается в работу. Он в недельном ритме существует: от пятницы до пятницы. В пятницу получает задачу — тему. В воскресенье расскажет о ней дома, пороется в библиотеке, в Сети. И будет думать об этой теме целую неделю. А в следующую пятницу придет в любимую школу, где в классе есть все для творчества: и карандаши, и краски, и пастель, и пластилин, и глина, картон, и ножницы, и скотч, и бумага разноцветная, и копир, и сканер, и компьютер, принесет свои идеи, фотографии, все, что может понадобиться (культура работы прививается), и будет часа четыре писать, оформлять, творить. Потом это все оценивается, с каждым учитель беседует индивидуально. Ребята знакомятся с работами друг друга. Всем интересно. Все счастливы.
Когда-нибудь на сайте — я об этом мечтаю— будет площадка для свободного творчества и детей, и взрослых. Но сейчас, когда работа только начата, для меня важно протянуть руку тому большинству, кто остается в лоне нашей школы. Им нужно писать и изложения, и сочинения, и С1 на ЕГЭ. Это "нечто" (С1) называют и сочинением, и эссе. Но ни сочинением, ни тем более эссе это уродство (читайте внимательно "Критерии оценивания") не является. Сначала думала: — Я в этом не буду участвовать. Теперь участвую. А что делать, если дети пишут, присылают работы, просят их оценить. Они не хотят "троек" или "пятерок". Они хотят оценки в баллах, как на ЕГЭ, хотят понять, почему их работы не на 23 балла и что нужно сделать, чтобы писать лучше. Почему, интересно, школы не обязали проверять ребячьи работы в соответствии с "Критериями..."? Уже один только этот шаг показал бы обществу абсурдность требований... А дети бы поняли, наконец, чего от них хотят.
Так много еще всего нужно сделать для сайта! Но многие любимые задачи отодвигаются на задний план. И обучение свободному письму (нормальному письму — так я его для себя называю) тоже.
Да, наши сочинения тоже были набиты штампами, упорно вбиваемыми в юные восприимчивые головы учителями. Но мама в 7-м классе отправила меня в Юношеский читальный зал Библиотеки им. Ленина. Туда как раз записывали с 7-го класса. И там, готовясь к сочинениям, читая критическую литературу, предисловия и комментарии к различным изданиям и монографии, я впервые встретилась с разными интерпретациями, нюансами мнений. И стало понятно, что нужно делать выбор. Научиться отвергать предложенное мнение получилось гораздо позже, уже после университета.
Свободный текст у нас новость. И если введешь его в школу, тут же получишь страшный на выходе результат: школа и свободный текст спеленает потуже. В данном случае я имею в виду вот что: аспиранты начнут массами писать методические диссертации, множество научных институтов — разрабатывать рекомендации, в школе среднему учителю — головная боль. Многие учителя и обычные С1 не проверяют, сочинения детям не возвращают и даже не показывают (а я знаю, о чем пишу, — мне детишки рассказывают: со всей страны жалуются...), но вбивают, вбивают штампы.
Думаете от хорошей жизни я выставляю разбор детских работ? В единицах школ при подготовке к С1 работы оцениваются по "Критериям оценивания". И дети понимают, чего от них добиваются. А в массе своей вся подготовка сводится к заучиванию набора штампов. Одна девочка подарила мне комплект сочинений, написанных ею при подготовке к ЕГЭ. Целый год она писала работы каждую неделю. При этом использовала одни и те же речевые клише: В данном тексте автор поднимает проблему...", "Позиция автора очевидна...", С автором невозможно не согласиться". Школа окончена на пятерки. ЕГЭ сдан на 96 баллов. Девочка — одаренный человек, грамотный, читающий думающий. Спрашиваю: — А почему ты так писала? Ты же могла иначе? Ответ: — А с меня так требовали! То есть здесь человек выдавал продукцию по требованию. Задней левой, не напрягаясь. Но ведь многие дети даже до этого уровня набора штампов поднимаются с трудом. И не изменится ничего, потому что требования крайне ограничены и не нацелены на развитие личности.
Я недавно была на одной помпезной церемонии. Меня поразило, что на сцену выходили разные люди и говорили одно и то же и даже одними и теми же словами. И люди были в большинстве своем успешные, молодые, сильные, активные, уверенные в себе. Почему-то вспоминались социальные утопии.
Я очень сочувствую экспертам. И в прежние годы работа в приемных комиссиях весьма удручала. В аспирантские годы в МГУ им. М.В. Ломоносова предметная комиссия переходила с факультета на факультет. Так и работали, куда пошлют: то у историков, то у математиков, то у химиков, то у юристов. В тот год, когда вышла "Малая земля" Брежнева дети тысячами выбирали свободную тему и писали: "Леонид Ильич Брежнев, развивая лучшие традиции Толстого в своей бессмертной книге...". Мы сначала удивлялись, потом сердились, раздражались, зверели... Потом поняли: школа вбивает в головы штампы. Так и говорят: "Не напишешь — не поступишь". И все таки у детей был выбор: можно было писать на литературную тему, можно было, храня честь и достоинство, не участвовать в общем сумасшествии.
Анна, спасибо за тему. Лично мне было интересно. Вот бы работы посмотреть деток разного возраста! Пишущему и читающему ребенку для написания С1 нужна одна (всего одна!) спокойная консультация. Потому что мысли у такого ребенка всегда есть, понимание чужого текста тоже. Научить нужно только оформлению работы. Плюс дать несколько психологически верных установок. А годы потратить на свободные тексты.
Совет: Расширяйте постепенно репертуар жанров и тем.
|