Автор |
Сообщение |
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Многие проблемы обучения связаны с тем, что дети не стали, а возможно, и не станут зрелыми читателями. И дело не только в том, что гаджеты теснят книжную культуру, что жизнь стремительно меняется, и мы вместе с ней. Проблема и в том, что техника чтения у многих ребят остаётся на очень низком уровне. Приведу пример. Иван - мой ученик. Мы познакомились, когда он уже заканчивал 6 класс. Мы занимались с ним русским языком. Однажды я попросила его почитать мне вслух. Что я увидела? Читает бегло, но заглатывает куски предложений, знаков препинания не видит, не реагирует на них, трудные слова читает побуквенно, многие слова перевирает, т.е. "читает" не то, что написано, в словах типа его, каждого, молодого так и произносит: [го], что читает как [ч'то] и т.д. При этом мальчик хотел показать мне, как хорошо и бегло он читает, т.е. свои затруднения сам не осознавал. Как учили в начальной школе читать на скорость, так и продолжает. Не надо быть специалистом, чтобы предположить, что парень слабо учится по всем "устным" предметам, что у него очень тяжелая ситуация с русским языком и литературой, что учение дается ему трудно. Станет или не станет человек читателем, зависит от многих факторов. Парадокс: чтобы получать от чтения удовольствие, нужно владеть техникой чтения, а овладеть техникой чтения можно лишь много читая, но дети не хотят много читать, если не получают от чтения удовольствия. Все. Круг замкнулся. Как я сама стала читающим ребенком? Мне повезло. Весной, когда я училась в 1-м классе, мне сделали операцию. Тогда считалось, что после операций нужен длительный период постельного режима, а потом еще более длительный восстановительный период. Сидеть со мной посадили бабушку. Я должна была читать ей вслух. Каждый день. Страниц по двадцать. Норму определила моя мама. А вечером я пересказывала ей прочитанное. Заметьте, мои мама и бабушка были готовы к самопожертвованию: сколько сил и терпения нужно было им обеим, чтобы ежедневно выслушивать мое далекое от идеала чтение и бестолковые детские пересказы. Сначала мне было тошно. Тошно и трудно. Объем страниц казался огромным, неподъёмным. Особенно заставляло жалеть себя то обстоятельство, что соседского Вовку никто читать не заставлял. Бабушка была сердобольной и понемногу читала мне вслух сама. Правда, быстро "уставала" и жаловалась, что глаза болят. Меня ее сочувствие поддерживало, безусловно. И, будучи доброй и отзывчивой девочкой, вскоре я отказалась от ее помощи. В конце лета я почувствовала вкус у чтению. Я начала буквально "глотать" книжку за книжкой. Сама, без маминых заданий. Но, я точно это помню, книги, которые мне давали родители, были не из обязательного школьного списка. Из своего детского опыта я сделала три вывода: 1. Чтобы научиться комфортно читать, нужно читать много. 2. Организуют детское чтение родители. 3. Детям нужны "правильные" книжки. И ещё один, четвертый, вывод я сделала, когда сама стала мамой. 4. Книжка должна попасть в руки ребёнку вовремя, именно тогда, когда он готов к ее восприятию. Мой сын зачитывался "Мифами и легендами Древней Греции" в 5-6 лет. До этого, в 4 года, он буквально обожал басни Крылова. Он сам их читал и по стольку раз, что выучивал наизусть. А что-то он прочел слишком рано, и тогда книга могла остаться неоцененной. Дорогие родители! Поможем детям обрести вкус к чтению! Расскажите, какие книги нравятся вашим детям.
|
01 май 2012, 08:05 |
|
|
Axel Bruns
Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45 Сообщения: 325 Откуда: Орел
|
Наталья Алексеевна, а почему самого ребенка просто не спросить? Личный опыт: потратил на книгу 700 рублей, что, конечно, дорого, но ребенок-первоклассник выключил диснеевский мультик "Тачки" и сел читать "Ежика в тумане". Потому что книга хорошо оформлена, приятна на ощупь и таинственна. Если интересно, могу потом ссылку книги на Озоне выложить, покупал именно там.
_________________ Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)
|
01 май 2012, 08:44 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Конечно! Пример прекрасный вы привели. Спасибо. Этого и хочется. Не просто списков, а живых наблюдений за ребятишками, их восприятием. Я не думаю, что ребята из 1-х - 4-х классов смогут сами общаться на форуме. Обычно мне пишут их мамы и бабушки. Пятиклассники писали сами, да. А от детишек помладше писем пока не было. Если у нас на форуме появятся малыши, я буду счастлива. Может быть, мамы с детьми вместе к нам заглянут? Хорошо бы!
|
01 май 2012, 09:30 |
|
|
elena_
Зарегистрирован: 31 май 2012, 17:16 Сообщения: 2
|
Здравствуйте! Хотелось бы поделиться своими мыслями. Мй сын учится в 3 классе. По школьной программе читает , естественно, все. Помимо этого, может иногда взять журнал, газету, книгу для взрослых, потому что старший брат все это читает с интересом. Сказки читать не любит и не хочет. В детстве обожал смотреть энциклопедии, слушать, когда ему читают. Мы читали только энциклопедии и энциклопедические словари по всем наукам. С утра до вечера. Потом читали страшные истории. Следующий шаг - Носов, Драгунский и другие веселые истории. В прошлом году на даче, где большая библотека, даже Сталина попробовали почитать - на 3 страницы хватило, даже смог рассказать, о чем прочитал. А сейчас иногда читает научные журналы для взрослых. Но особой любви к книгам не испытываем. Вот такой мальчик. А с грамотностью неважно. Если слово ни разу не писали раньше, правильно не напишем. Считаю, что читать надо обязательно. К сожалению, сегодняшие дети не очень-то любят фантастику и приключения, как мы в свои детские годы.
|
31 май 2012, 17:45 |
|
|
Ольга Петровна
Учитель
Зарегистрирован: 01 май 2012, 12:03 Сообщения: 73
|
Выбор литературы для чтения детей - очень важная проблема. Я бы хотела рассказать о своём опыте не как учителя, а как ребёнка и матери. Моя первая детская книжка, данная мне родителями - "Детство Тёмы". Эпизод со случайно сломанным цветком чуть не отбил охоту читать на всю жизнь. Для тех, кто не помнит: папа выращивал в саду какое-то растение и ждал, когда оно распустится. Тёма утром первый увидел распустившийся цветок и решил его понюхать. Потеряв равновесие, он сломал цветок. А так как к тому времени у него уже были не очень налаженные отношения с родителями, то он испугался ничего не сказал об утреннем инциденте. Продолжение понятно. Или у моего ребёнка в четвёртом-пятом классе, точно не помню, рассказ прекрасного писателя А.Платонова "Корова". Писатель прекрасный. Но не для такого возраста. Там у коровы забрали телёнка, она впала в депрессию и бросилась под поезд. Это я кратенько, у Платонова сильнее, естественно. Не всех великих писателей нужно и - главное- можно читать в детстве. Дети - народ слишком впечатлительный. И язвительный Чехов, и Платонов, и многие-многие другие - не для детей. И сами авторы не писали для детей. И короткий рассказ - не обязательно детский рассказ. А что касается ребенка, который любит читать энциклопедии, а не сюжетные рассказы, - это прекрасно! Ребёнок любит их читать, потому что получает из них новые знания, а литература, как и фильмы, как я уже писала где-то в этом форуме, отражает ЛИЧНЫЙ взгляд писателя и его жизненный опыт, который может вашему ребёнку совсем не пригодиться. Меня мама подвела к книжному шкафу в начале второго класса и сказала: "Теперь ты умеешь читать и можешь прочитать любую книгу здесь! Только не бери вот эти два тома - ты их просто не поймёшь". Догадайтесь, какие книги я начала читать из этого книжного шкафа первыми. Правильно! С тех пор я очень люблю Хемингуэя, хотя уже с тех пор привыкла, что не всё у него понимаю. И там таких ужастиков как любимый папин сломанный цветок или Корова Каренина, не было. А другое я не всё понимала, так что не ужасалась.
|
28 июн 2012, 11:57 |
|
|
Axel Bruns
Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45 Сообщения: 325 Откуда: Орел
|
Родители и педагоги а Вы зачем литературу для ребенка выбираете? Вот когда ответите на этот вопрос, сами поймете что конкретно можно предложить Вашему ребенку. У меня детей нет, поэтому все свои мысли по этому вопросу я пока оставлю при себе
_________________ Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)
|
28 июн 2012, 21:36 |
|
|
Axel Bruns
Зарегистрирован: 26 апр 2012, 19:45 Сообщения: 325 Откуда: Орел
|
Ольга Петровна, у меня совершенно противоположное отношение о фильмах и сюжетной (художественной) литературе и энциклопедиям. Если интересно могу изложить Вам свои мысли.
_________________ Мальчик, рост метр двадцать, нашедшему премия - велосипед (м\ф Трое из Простоквашино)
|
29 июн 2012, 07:19 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Ольга Петровна писал(а): Выбор литературы для чтения детей - очень важная проблема. Я бы хотела рассказать о своём опыте не как учителя, а как ребёнка и матери. Моя первая детская книжка, данная мне родителями - "Детство Тёмы". Эпизод со случайно сломанным цветком чуть не отбил охоту читать на всю жизнь. Для тех, кто не помнит: папа выращивал в саду какое-то растение и ждал, когда оно распустится. Тёма утром первый увидел распустившийся цветок и решил его понюхать. Потеряв равновесие, он сломал цветок. А так как к тому времени у него уже были не очень налаженные отношения с родителями, то он испугался ничего не сказал об утреннем инциденте. Продолжение понятно. Или у моего ребёнка в четвёртом-пятом классе, точно не помню, рассказ прекрасного писателя А.Платонова "Корова". Писатель прекрасный. Но не для такого возраста. Там у коровы забрали телёнка, она впала в депрессию и бросилась под поезд. Это я кратенько, у Платонова сильнее, естественно. Не всех великих писателей нужно и - главное- можно читать в детстве. Дети - народ слишком впечатлительный. И язвительный Чехов, и Платонов, и многие-многие другие - не для детей. И сами авторы не писали для детей. И короткий рассказ - не обязательно детский рассказ. А что касается ребенка, который любит читать энциклопедии, а не сюжетные рассказы, - это прекрасно! Ребёнок любит их читать, потому что получает из них новые знания, а литература, как и фильмы, как я уже писала где-то в этом форуме, отражает ЛИЧНЫЙ взгляд писателя и его жизненный опыт, который может вашему ребёнку совсем не пригодиться. Меня мама подвела к книжному шкафу в начале второго класса и сказала: "Теперь ты умеешь читать и можешь прочитать любую книгу здесь! Только не бери вот эти два тома - ты их просто не поймёшь". Догадайтесь, какие книги я начала читать из этого книжного шкафа первыми. Правильно! С тех пор я очень люблю Хемингуэя, хотя уже с тех пор привыкла, что не всё у него понимаю. И там таких ужастиков как любимый папин сломанный цветок или Корова Каренина, не было. А другое я не всё понимала, так что не ужасалась. Мне кажется, что ваши примеры не "против", а "за". И что это не плохо, а хорошо, что литературный герой вызывает в детских сердцах сочувствие и даже, скажем так: глубокое сочувствие. "Детство Темы" я тоже читала в семь лет. И отлично помню, как переживала за Тёму. Ребенок, я убеждена, должен обрести опыт сопереживания, сочувствия. Мне тоже вспомнился пример. В первом классе учительница прочитала нам стихотворение С. Есенина "Песнь о собаке". Кажется, мы все плакали. Но испытать боль за кого-то другого необходимо для человека. Это нормально. Благодаря литературе чужой ЛИЧНЫЙ опыт становится частичкой вашего собственного опыта. Да, художественная литература в меньшей мере развивает интеллектуальную сферу человека, но для развития его эмоциональной сферы она необходима. Ольга Петровна, вижу в ваших рассуждениях противоречие: с одной стороны, вы говорите о том, что русская классическая литература писалась не для детей. Вы правы совершенно, это так, спорить с вами смешно. Но вы тут же рассказываете, что произведения Хемингуэя вам полюбились с семилетнего возраста. Но это тоже отнюдь не детский писатель... Значит, извините, я немного огрубляю, утрирую, литература, которая глубоко задевает детскую душу, не годится для детей младшего возраста, а произведения, которые семилетний ребенок никак не может осмыслить, годятся? Для общества в целом важно, какие тексты читают дети. Есть ведь корпус текстов, известных каждому. "Детство Темы" читали мои бабушка и дедушка, папа, я, мои муж и сын. Я считаю, что эта повесть входит в корпус текстов, формирующих сознание нации. Дети разные: кто-то более впечатлительный, кто-то менее. Может, это книга для семейного чтения вслух и обсуждения? То, что обсуждать ее нужно, не вызывает сомнения: в ней встречаются описания деталей быта, непонятных современным детям. Но это же не повод, чтобы отказываться от классики. К сожалению, многие культурные традиции русского общества утрачены. Но традиция читать еще теплится. В книжных магазинах всегда народ. Очень популярны электронные книги, электронные библиотеки. Литературные премии обсуждают не только литературные критики и писатели, но и самые разные люди. Жаль, если русское общество перестанет быть обществом читающим... Я не против энциклопедий. Их прекрасно издают сегодня. И многие дети их любят, причем с самого раннего возраста. Недавно приятельница застала своего внука, которому еще нет и трех лет, удобно расположившимся на полу с пачкой кукурузных хлопьев и энциклопедией. Мальчика не было ни видно, ни слышно в течение долгого времени, и бабушка забеспокоилась: малыш у них активный, живой, подвижный, а тут вдруг полная тишина... У нас не было таких прекрасных познавательных изданий. Но они никак не могут заменить художественную литературу. Они для этого не предназначены. Есть же у вещей свое предназначение? И хлеб нужен, и вода. Странно было бы услышать рекомендацию заменить одно другим, правда?
|
29 июн 2012, 10:47 |
|
|
Anna_S
Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34 Сообщения: 129
|
Очень советую мамам зайти на сайт театра книги "Волшебная лампа"\ "Родительский клуб"\ Дети и книга\ - там выложено много всего на эту тему. И другие рубрики тоже замечательные! В первую очередь можно посмотреть статью Аси Владимировны Штейн "От чтеца к читателю" Прямой ссылки, к сожалению, нет. Это ссылка на сайт: http://www.magiclamp.ru/lit_uroki/frame_anons.htm
|
29 июн 2012, 16:55 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Спасибо, ваша ссылка работает
Дать ссылку на конкретную статью не получается: на этом сайте на разных страничках в строке браузера идет одна и та же ссылка.
|
29 июн 2012, 17:34 |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|