Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 09 дек 2024, 10:14



Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
 Непонятное в школьной программе 
Автор Сообщение
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Родители, если вы хотите помочь ребенку, но сами не понимаете чего-то из школьной программы, пишите об этом здесь. И не стесняйтесь, пожалуйста. Глупых вопросов не бывает! Порой под самым, казалось бы, простым вопросом таятся сложные проблемы.


01 май 2012, 08:41
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
Вот вопрос так вопрос:
в глаголах неопр. формы -ть, -ти, -чь — окончания или суффиксы?
В методичке к учебнику под ред. Иванова для 4 кл. такая формулировка:

суффикс, который ведёт себя как окончание.
Для разбора по составу такие слова детям не давать, только выделять основу.
-ть, -ти, -чь в основу не входят, но и окончаниями не являются.

Что должен знать на эту тему ребёнок, перешедший в 5 класс?


28 сен 2012, 16:27
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Анна, ваш вопрос - один из самых острых, как раз такой, о которых я думала, предлагая эту тему. Согласия по нему у разных авторов нет. И не предвидится. На сайте этот вопрос рассматривается здесь: http://russkiy-na-5.ru/articles/158.

Автор методички, о которой вы написали, пытается соблюсти корректность. Я его понимаю. И я бы, наверное, написала так. Ведь хочется еще и не навредить, не дать рекомендацию, которая потом аукнется ребёнку неприятным опытом. Знаю случай, когда девочка из филологической спецшколы не поступила на филфак МГУ именно потому, что на устном экзамене не смогла объяснить, что такое -л. Ответила, как учили в школе, а потом запуталась в последующих вопросах о границе слова.

Что нужно иметь в виду?Есть группа морфем, которые отличаются от привычных окончаний и суффиксов.

Это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова.
Примеры:
показатель неопределённой формы глагола -ть, -ти, -чь: читать, идти, беречь,
показатель прошедшего времени –л: ходил,
показатель повелительного наклонения -и: смотри,
показатель степени сравнения прилагательных и наречий -е:тише.

Традиционно (так сложилось исторически) их считали суффиксами. Но потом по ходу расширения поля изучения закономерностей устройства языка и функционирования языковых единиц возникли простые и закономерные вопросы:
-Что такое суффикс? Для чего он нужен?
-Что такое окончание? Для чего оно нужно?
Тут все были единогласны: суффиксы нужны для образования новых слов, а окончания - для изменения слов, то есть для образования форм. Значит, слова с разными суффиксами - это разные слова, а с разными окончаниями - одно слово.
Следуя этой логике, мы должны спросить себя: любить, любит, любил - это разные слова или разные формы слова? Наше чувство языка подскажет ответ: это одно слово, но в разных формах. И тогда получится, что ть - показатель формы инфинитива (=неопределенной формы глагола), ит - показатель формы настоящего времени (3 лица, ед. ч.), а л - показатель прошедшего времени. Тот, кто это понимает, считает обсуждаемую группу морфем окончаниями.
Но уж очень странно и непривычно считать, что у наречий в сравнительной степени вдруг откуда-то появляются окончания... И л не выражает все грамматические признаки (род, число), как это делают окончания настоящего времени глаголов. И форма инфинитива - это особая форма (в других языках она требует формального показателя).

Получается, что есть данные для выделения этих морфем в особую группу. Так и сделали. И назвали их формообразующими суффиксами. И в определение суффиксов внесли изменение, подчеркнув, что это морфемы, участвующие в образовании новых слов и некоторых грамматических форм. Это принято сейчас академической наукой.

Авторы учебников, как вы понимаете, принимают одну из этих точек зрения. Одни безоговорочно называют такие морфемы суффиксами, другие - окончаниями, третьи - формообразующими суффиксами. В большинстве учебников выражена первая точка зрения. Для меня очевидна логика второй, но, принимая во внимание интересы ребят, я пропагандирую третью (в этом случае не нужно пересматривать трактовку целого ряда вопросов, которые связаны с данным вопросом).

Есть полезная книжка из серии: Московский университет - школе "Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля." Авторский коллектив: В.А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И.В. Галактионова, Л.А. Жданова и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. Если ребята хотят поступать в МГУ им. М.В.Ломоносова, то им предстоит сдавать и внутренний экзамен. Для этого экзамена трактовки очень важны. Это пособие дает многие полезные ориентиры. Для меня оно авторитетнее, чем многие школьные учебники. Но оно для взрослых ребят.

Я вижу выход в том, чтобы вам самой осмыслить этот материал, а потом посмотреть, как он дается в учебнике, принятом именно в той школе, куда будет ходить ребенок. 4, 5 классы - это еще совсем дети. Корректировать их представления в этом возрасте трудно. Поэтому и в методичках появляются такие обтекаемые рекомендации.

Ребенок однозначно должен уметь выделять основу слова (формообразующие суффиксы в основу не входят, как и окончания). Чувствуете, опять нелогичность: основу мы выделяем как раз отсекая окончания и формообразующие суффиксы...
У глаголов основа формы прошедшего времени и инфинитива совпадает. Значит, встретив слово любила, ребенок должен определить неопределённую форму глагола (любить) и выделить основу: люби. Значит, важно, чтобы дети легко и быстро соотносили разные формы слов с начальными формами (на этот материал ребята делают уйму ошибок). Если еще ваша дочка осмыслит, что и - это суффикс глагольной основы, то это будет замечательно, потому что будет помогать ей в дальнейшем в разборах.


28 сен 2012, 20:38
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Еще до кучи имейте в виду ся, сь.
Сейчас их стали называть постфиксами (= после всего). Но детям этот термин не вводят. Для детей ся в слове улыбыться - суффикс. И в моется тоже. Но у детей сам факт того, что суффикс может идти после окончания, вызывает недоумение, а у некоторых - даже протест. Но ся и сь - это морфемы, совсем не похожие на окончания: мыть - мыться - разные слова. То есть исподволь добивайтесь понимания: глаголы СВ и НСВ - это разные слова.

Вообще, детей в младших классах постоянно нужно учить разграничивать: 1) это все одно слово, только разные формы, 2) это разные слова.

Школа в целом мало внимания уделяет формированию механизмов идентификации и дифференциации, но весь процесс строит на использовании этих умений.


29 сен 2012, 11:15
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Anna_S писал(а):
Вот вопрос так вопрос:
в глаголах неопр. формы -ть, -ти, -чь — окончания или суффиксы?
В методичке к учебнику под ред. Иванова для 4 кл. такая формулировка:

суффикс, который ведёт себя как окончание.
Для разбора по составу такие слова детям не давать, только выделять основу.
-ть, -ти, -чь в основу не входят, но и окончаниями не являются.




Анна, вот еще одна точка зрения. Автор авторитетный, вполне - А. Н. Тихонов. Человек создал словари: Морфемный (на 100 тыс. слов) и Словообразовательный (на 145 тыс. слов). Это труд вроде вашей энциклопедии. В том смысле, что не по верхам, а глубоко человек копал. И он все случаи с чь относит к основе: и печь, и жечь, и беречь, и стеречь, и др. под. Там же чередования: ч//к, ч//г в основе (пек, жег, берег, стерег). Как лучше давать детям, не знаю. Я после долгих мучений в Морфемном словаре даю так, как у Тихонова.
Кстати, есть установка на его словари ориентироваться. Особенно в отношении словообразовательного анализа. Мне учителя об этом писали.
Тогда у нас здесь в прошедшем времени нулевой суффикс (о том, что это вообще возможно, детям обычно не говорят), а также нулевое окончание. См.: пек - пекла, пекли. В других формах суффикс и окончание видим, в слове пек не видим. Такая трактовка, по-моему мнению, точнее. Слова ведь раньше имели форму на -ти: пекти, она и сейчас в диалектах встречается.
Извините, что сразу как-то не сообразила и не написала об этом.


30 окт 2012, 11:13
Профиль

Зарегистрирован: 01 дек 2013, 03:25
Сообщения: 1
Добрый вечер. 3 класс. Учебник авторов Канакина В.П., В.Г.Горецкий, упр. 175. Помогите разобраться. В упражнении задание подчеркнуть в корнях словарных слов непроверяемые орфограммы. Машинное масло, картинная галерея, мебельный магазин, русский язык, городской парк, дождливая погода, жёлтенький цыплёнок, серебристый иней, ореховая скорлупа, малиновый сок.
Вопросы:
1. Являются ли однокоренные слова машинное, картинная и т.д. словарными словами? (машина, картина - словарные слова)
2. В слове русский - орфограмму надо подчеркнуть (сс находятся на стыке корня и суффикса, а в задании подчеркнуть орфограммы в корнях)?
3. Слов цыпленок, иней, скорлупа, галерея нет в учебном словаре. Надо ли их разбирать?

Жду ответа. Спасибо.


01 дек 2013, 03:37
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Настя, вы задали очень хорошие вопросы.
Отвечаю по порядку.
1. Да, являются. Если ребёнок осознает, что в словах машина и машинный, картина и картинный один и тот же корень с непроверяемой гласной, то это поможет отличать их от других слов, в которых гласную можно проверить: козёл, коза — козлик.
Вообще умение видеть или находить однокоренные слова — очень важное умение. Любопытно, что в школьной практике оно порой недооценивается. Его используют только для подбора проверочных слов.
Но вот в 4-м классе начинают изучать спряжение глаголов. Дети учат списки исключений. И ни в одном учебнике не говорится о том, что производные слова (образованные от данного глагола, а значит, тоже однокоренные) изменяются по лицам так же и имеют те же окончания. И вот ребенок в 6-ом или даже 9-ом классе пишет видите, но увидет, поскольку слово видеть с ним изучили, а довольно большой список производных глаголов с разными приставками или, скажем, возвратных глаголов с -ся нет.
В 5-м классе изучают тему: Чередование гласных в корне слова. Учат слова-исключения. Опять же об однокоренных словах ни слова.
И таких примеров можно привести много.
2. Стоп, мы рассматриваем сочетание русский язык, а не слово русский, правда? Кстати, о слове русский вы все написали правильно. Но, как я думаю, авторов интересовало слово язык.
3. Слово цыплёнок разбирать не нужно. Но видите, что авторы делают? Они бездумно включают в список слов такие, которые детьми еще не изучались.
Слово цыплёнок — это слово-исключение. А правило называется так: И — Ы в корне слова после Ц. Вот оно: http://russkiy-na-5.ru/rules/26
Откуда дети могут узнать, что через год или два (это зависит от принятой в школе программы) он будет изучать эту тему? :(

Иней, скорлупа, галерея и многие-многие другие...
Здесь вы затронули болевую точку.
Не удивляйтесь тому, что разные авторы включают в свои словарики разные слова. Я знаю. Я специально этим вопросом занималась. Совпадений менее 5%. Значит, дети в школах учат разные слова. Списки в большинстве учебников вообще не выдерживают никакой критики. http://russkiy-na-5.ru/articles/45
Будем отдавать себе отчет в том, что мы хотим изучать не учебник, а язык. Поэтому эти слова разберем тоже, ведь это слова с нужной нам орфограммой. Мы не стремимся к тому, чтобы ребенок механически заучил, какие слова включены в словарик данного ему в школе учебника. Нам нужно, чтобы он научился видеть слово и понимать, чем это слово интересно, не таит ли оно какую-либо опасность, не требует ли особого внимания...

Поэтому слова иней, скорлупа и галерея дадим так: иней, скорлупа и галерея.

Не будем удивляться несуразностям. Их в учебниках полным-полно! У меня на сайте даже раньше раздел был такой: «Преступления против здравого смысла». Потом мне надоело тратить время на негатив, я сняла этот раздел полностью.

Хорошо, на мой взгляд, что среди мам есть такие вдумчивые мамы. Я думаю ваше отношение к учебе ребенка охранит его от многих мелких неприятностей и больших бед. Спасибо вам.
:friends:


01 дек 2013, 13:47
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 7 ] 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB