Автор |
Сообщение |
nata-ka
Зарегистрирован: 24 ноя 2012, 22:57 Сообщения: 7
|
Спасибо за спасительный сайт. Я еще не все изучила, но над столами у детишек уже висят распечатанные отсюда схемы. Мои дети в 6 и 2 классе на семейном образовании. Вопрос как не отбить интерес к русскому языку, вернее к его изучению? У старшей еще работает принцип -"надо, значит надо" (4 класса обычной школы), но ей тоже не нравится "спиши и вставь", когда есть возможность диктую -так легче. А младший сын честно говорит - что-то не хочется мне больше эти упражнения делать. В прошлом году научились писать и устно прошли все " орфографические" темы. Сейчас занимаемся по учебнику Г.Г.Граник. Иногда вместо упражнений, которые всегда устно разбираем, переписывает что хочет из других книг. Например, в теме приставки выделяет в списанном приставки. Сочинения пробовали -интерес быстро затухает, вероятно, из-за необходимости много писать.Пишем письма, открытки родственникам На что стоит ориентироваться - на время занятия или объем написанного тоже важен?
|
03 фев 2013, 01:20 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Пока хочу прореагировать лишь на один момент. Я сама обожаю устную отработку материала. Множество вещей можно проработать с детьми на ходу, просто вовремя задавая вопросы. И я понимаю, что во время занятия тоже объем материала при устном выполнении заданий будет в несколько раз больше. Но... Даже не так! НО! ПИСАТЬ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Нельзя научиться плавать, выполняя все задания на берегу. Чередуйте. Всеми правдами и неправдами! Ищите мотивационные рычаги. Ребенок не будет писать свободно, если он не будет писать. Кстати, для вас актуальна проблема скорости письма. Она тоже достигается тренировкой. Попробуйте наши диктанты. Паузы регулируются. Постепенно их можно убавлять, сподвигая сына писать быстрее. Писать нужно каждый день. Разборчиво и грамотно. Прийучайте не быть равнодушным, чтобы было не все равно, как пишется слово. Пусть лучше спросит и напишет правильно, чем бездумно сделает ошибку. Эта специализация внимания в основе всего. Есть такие понятия: абсолютная грамотность и практическая грамотность. Абсолютно грамотных людей мало, а практически грамотных много. Это те люди, которые пишут грамотно, а когда сомневаются, обращаются к справочникам и словарям. Очень хорошо, что вы читаете детям вслух. Сейчас эта практика не столь обычна. Это очень полезно для развития внутреннего проговаривания (здесь на форуме уже об этом много писали учителя). Как вы читаете? Я надеюсь, что не очень быстро, выразительно, вдумчиво, обращая внимание на знаки препинания? Почему я спрашиваю? Тут недавно слышала, как одна мама читала малышу в метро. Это было совершенно неправильное чтение: очень-очень быстрое, монотонное, бессмысленное какое-то. Даже я, взрослый человек, не могла понять смысла читаемого и не успевала мысленно проговаривать текст за этой мамой. Очень хорошо читать по очереди: вы - дочь - сын - вы - дочь - сын... Очень хорошо, что вы чередуете книжки (извините, получается, что я отвечаю здесь на оба ваши поста). Успехов вам и вашим детям! Не стесняйтесь обращаться с вопросами, если они появятся. Мне очень импонирует то, что вы сразу просто и искренне описали свою ситуацию. Мы вам рады!
|
03 фев 2013, 11:19 |
|
|
nata-ka
Зарегистрирован: 24 ноя 2012, 22:57 Сообщения: 7
|
Спасибо за советы. Будем стараться. Иногда в заданиях на орфограммы спрашивает, зачем проверять - по-другому же не скажешь и так понятно. Отвечаю -тренеруйся на легком. Сомневается если как писать, то уточняет, когда я диктую. Писать для нас непросто, печатными буквами начали когда только кроссворды стали решать - не было необходимо. Учились писать письмо (в учебнике такая тема) бабушке, пыхтел, зато ответ получил - вот радости было. Даже старшую сподвиг на написание писем - всем понравилось. Читаю я вслух ТОЛЬКО то, что нравится и мне, поэтому конечно с выражением и удовольствием. По очереди это очень полезно, я так делаю когда мне нужно отойти, тогда дети читают сами друг другу. А то вслух вообще не читают - я в школе и в 4 классе еще под родительскую подпись в дневник читала сколько то страниц. Буду дальше изучать ваш сайт, чтоб сделать учебу детей интересней и, главное результативней.
|
04 фев 2013, 17:02 |
|
|
superstarka
Учитель
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56 Сообщения: 180
|
К тому, что написала Наталья Алексеевна,добавлю пример из своего опыта репетитора. Я ,как правило, занималась с 9-10 классами, будущими абитуриентами. Но вот однажды мне позвонила знакомая. Она со слезами рассказала жуткую историю. Её сын учился в математической спецшколе в 7 классе. Очень способный мальчик ко всему, кто касалось точных наук, а с русским языком- тихий ужас. Праздник души, если в диктанте, изложении было 10-15 ошибок. Обычно 25-30!. А поскольку в то время при поступлении писали сочинения- сами понимаете. Начав работать с мальчиком, я поняла, что, зная правила, он совершенно не задумывается о том, что это правило заложено в том или ином слове. Одним словом, голова и руки работали независимо друг от друга. Тогда я стала давать такое задание: Из любого сборника диктантов выбирала 4-5 предложений. Давала их прочесть вслух 2 раза. Первый раз потоком речи, второй раз чётко по слогам, ни в коем случае не допуская никаких изменений звуков. Т.Е.,
пОд дЕ-рЕ-вьЯ-мИ мы рАз-Ыс-кИ -вА-лИ вЕ-лИ-кО-лЕп-нЫ-Е крАс-нО-гО-лО-вЫ-Е пОд-О-сИ -нО- вИ-ки.....
Затем: Записывал текст. Прочитывал вновь то, что написал по слогам
Это самый важный момент работы. Ребёнок, даже если читает вслух не по слогам, прочтёт не то, что написано. Напр: написано падасиновеки, а прочтёт пЪдЪсинвики. . По слогам же он вынужден прочитать то, что написано. Т.е. пА-дА-сИ -нО-вЕ-кИ.(естественно, что я утрирую ситуацию).
В результате через некоторое время стала устанавливаться связь между зрительным и звуковым восприятием слова.
И если мальчика приучить прочитывать текст, как он его написал, то слово кАл-бО-са ему явно будет резать слух.
Это, понятно, первый этап работы, но очень важный. Понятно, далеко не каждое правило "озвучивается". Но результат сказался очень быстро. Исчезло "небрежное воспроизведение " слова. Ошибок, как мы их зовём "глупых",почти не стало. А к 11 классу он уже так знал язык, что однажды давал урок на тему слитного и раздельного правописания НЕ. К счастью, учительница у него была настолько адекватной, что даже поблагодарила его.
И вообще, если приучить правильно прочитать предложение, то, как правило, и при расстановке знаков препинания исчезает масса проблем.
За много лет работы репетиторомя убедилась в том. что просто одним изучением правил грамотного письма не добиться. Ученик должен увидеть и услышать, что он написал.
Повторяю. Это мой опыт. Я делюсь им, но не считаю единственно возможным. Было бы очень здорово, если бы кто-то из учителей поделился и своим опытом. Всего доброго. Успехов.
|
04 фев 2013, 17:25 |
|
|
nata-ka
Зарегистрирован: 24 ноя 2012, 22:57 Сообщения: 7
|
Очень полезно, спасибо. Я прошу проверять написанное читая вслух, буду уделять этому больше внимания. В 1 классе заставляла при написании диктовать себе по слогам - сильно сопротивляется, говорит, я про себя.
|
04 фев 2013, 17:58 |
|
|
Anna_S
Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34 Сообщения: 129
|
Мы придумали с дочкой так писать диктанты: (с этого сайта) ставим на большие паузы; после того как диктор произнесёт кусочек текста, дочка повторяет его по слогам, "орфографически", причём, если попадается слог, скажем, ЩЁ, она после слова говорит Щ - Ё. Если говорит неправильно, я тут же её исправляю и беру слово себе на заметку. Потом мы обсуждаем слова, в которых она ошиблась, вспоминаем правила, много раз слова эти проговариваем орфографически, после этого она пишет диктант обычным способом.
Потом, когда сама себя проверяет, смотрит на экране текст, орфографически читает, сверяет со своей записью.
Не знаю, правильно мы поступаем или нет, но сдвиги точно есть! Во всяком случае, исчез страх сделать ошибку -- первые диктанты она писала как-то нервозно, заметно было по почерку. А сейчас пишет с удовольствием.
Ещё и ещё раз спасибо Наталье Алексеевне за диктанты! И за подробную инструкцию -- как проводить диктант, как его проверять. За три месяца ребёнок научился спокойно, пошагово проверять свою работу. Ура!
|
04 фев 2013, 18:50 |
|
|
Anna_S
Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34 Сообщения: 129
|
nata-ka: [Вопрос как не отбить интерес к русскому языку, вернее к его изучению?] Я тоже бьюсь над этим вечным вопросом и, когда есть время, делаю упражнения из весёлых или хоть более-менее интересных текстов. Вот, порылась в компьютере и нашла несколько, для примера. Это когда дочка была в 2-3 классе. Сейчас делаю из того, что проходим по истории или биологии (окр. миру) -- но не из учебника, а ищу чем удивить. http://files.mail.ru/D21D468D06194D9D829AA228C5108DDD
|
04 фев 2013, 20:41 |
|
|
superstarka
Учитель
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56 Сообщения: 180
|
nata-ka писал(а): Очень полезно, спасибо. Я прошу проверять написанное читая вслух, буду уделять этому больше внимания. В 1 классе заставляла при написании диктовать себе по слогам - сильно сопротивляется, говорит, я про себя. И такой опыт у меня был. Один ученик очень сопротивлялся проверке вслух, да ещё по слогам. Тогда я, не предупреждая его об этом, дала несколько предложений. Он написал,проверил. Я подала ему текст. Нашёл несколько ошибок. Так он убедился, что мы читаем порой не то, что написано. Есть такой психологический тест. Пишем на листке:Я на зтрк сел грчвю кшу. Написать надо крупно, ярко. Открыть текст на 1-2 сек. Спросить, что написано. Скажет: я на завтрак съел гречневую кашу.
|
04 фев 2013, 21:47 |
|
|
Anna_S
Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34 Сообщения: 129
|
Наверное, с этой точки зрения чтение целым словом вредит, дети перестают различать грчвю кшу и гречневую кашу. У взрослых та же проблема, в основном все читают быстро, узнавая слово по первой и последней букве и по контексту. У Буракова в пособиях есть задания на корректорскую зоркость, такие вот примерно: птеродактиль птердактиль птиродактиль птерадактель птердактель Но их там очень мало. Можно взять какое-нибудь слово подлиннее, из темы, приятной для ребёнка, и сделать такое же упр., причём надо слова с пропущенными буквами растянуть до размера правильного слова. Я давала обычно два слова: одно приятное (мармелад, монпансье) и одно неинтересное словарное.
|
08 фев 2013, 14:01 |
|
|
nata-ka
Зарегистрирован: 24 ноя 2012, 22:57 Сообщения: 7
|
Я тоже когда диктую и старшей тоже, опасные слова прошу сказать по слогам или по буквам. Так и задумывается сразу и нет опыта написания неправильного варианта. Попробовали со второклассником чередовать учебниковые упражнения с творческой работой. Читали вслух совсем детские книжки, писали 3-4 предложения о чем она, пару строчек словосочетаний с нужными орфограммами ищем вместе и пословица по теме или просто хорошая. Понравилось. Наверно еще тем, что нет ужаса перед списыванием целого текста, или просто набора слов. Но для творчества тоже нужно вдохновение, в другой раз и просто списать хочется или вообще диктант.
|
09 фев 2013, 16:19 |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|