Твёрдый знак. Действительно, он может показаться прямо-таки зловредным. Нужно научиться не терять его на письме. Нужно научиться не путать его с мягким знаком, скажем, в словах
обезьяна, воробьи, компьютер. Уже проблема для ребёнка!Подробнее:
http://russkiy-na-5.ru/rules/45.
А тут еще и разборы... На что мы можем ориентироваться?
Существует традиция при разборе слова по составу относить твёрдый знак к приставке. Примеры:
отъ/езд, подъ/езд и т.п.
На кого можно сослаться? Наверное, самым авторитетным является мнение А.Н. Тихонова, автора уникальных словарей:
«Морфемно-орфографического словаря русского языка», М., АСТ: Астрель, 2010 (более 100 тыс. слов) и «Словообразовательного словаря русского языка», в 2-х томах, М., АСТ: Астрель, 2008 (более 145 тыс. слов). Предпочтительны данные и более поздние издания. В морфемном словаре, выпущенном в 2010 г., есть отличия в интерпретации слов по сравнению с более ранними изданиями.
А почему предлагается именно такое решение?
Буква
ъ показывает, что далее следует [й'] и последующий гласный. Эта буква на самом деле находится в слове на стыке морфем. Более точный вариант разбора можно дать, используя фонетическую транскрипцию. Тогда вопроса о твердом знаке вообще не возникнет. Примеры, данные выше, будут выглядеть так:
[aт] - приставка, [й'эcт] - корень и нулевое окончание;
[пад] - приставка, [й'эcт] - корень и нулевое окончание.
Но для начальной школы это вряд ли выход из положения, ведь фонетическое транскрибирование для большинства ребят — трудное дело.
Получается, что мы исходим из принципа: «Не навреди!»
В нашем распоряжении есть только значки для обозначения корня, приставки, суффикса и окончания. Единственный случай, когда мы выходим за пределы списка символов, это сложные слова с интерфиксами (соединительными гласными е и о:
само
вар). Но здесь нас выручает подчеркивание основы: ребенок видит: е или о не входят в состав корня, но являются частью основы.
Казалось бы, все?
К сожалению, нет.
Все эти рассуждения и правила появились очень давно. А морфемика и словообразование за это время шагнули далеко вперед. Сейчас многие слова считается правильным трактовать иначе, чем это было 30—40 лет назад и ранее. Тот же А.Н. Тихонов говорит:
подъем членится следующим образом:
подъём - корень и нулевое окончание. Значит, наше привычное всем правило, предписывающее писать ъ на стыке морфем: приставки и корня, нужно пополнять списком слов, в которых наука сегодня приставки не выделяет! Но этого никто не делает. Противоречие? Да. Как быть? Не знаю.
Приношу извинения за то, что здесь, на форуме, мы не можем использовать привычные символы, обозначающие части слова, и ударение.