Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 08 дек 2024, 19:42



Ответить на тему  [ Сообщений: 34 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 Я не понимаю. Помогите разобраться! 
Автор Сообщение
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Анна, извините, я не помогу. Я не знаю, как ответить достаточно внятно, однозначно и непротиворечиво.

Филолог-то филолог, но я никогда не специализировалась в словообразовании, лексике, морфемике, этимологии и многих других областях. Мы же, как врачи: у большинства узкая специализация.

Мой комментарий по вашей табличке
Хорошая табличка.
Вы правильно сразу отделяете слова с корнем чит.
А дальше нужно сделать следующий шаг: отделить слова с корнем сочета. Да, все эти сочетание, сочетаемость, сочетаться, сочетаемый и прочие имеют корень сочета. Могу сослаться на мнение А.Н.Тихонова, автора самых больших и самых авторитетных словарей:
1) А.Н. Тихонов «Морфемно-орфографический словарь русского языка. 100 тыс. слов. М.: АСТ, Астрель, 2010
2) А.Н. Тихонов «Словообразовательный словарь русского языка. Более 145 тыс. слов. М.: АСТ, Астрель, 2008
Поскольку нет ни одного человека, взявшего на себя титанический труд проанализировать с современных научных позиций такой неподъемный лингвистический материал, я мнению этого автора доверяю в наибольшей степени. К нему же обратимся, чтобы выяснить, существуют ли корни счёт и счит. Просто посмотрим, как он членит соответствующие примеры.
Ответ на наш вопрос есть. Тихонов последовательно выделяет корни:
1) чёт (счёт, счётный и др.)
2) счёт (подсчёт, просчёт, бесчётный и др.)
3) счит (считать, рассчитывать и др.)

Вас смущает то, что выделяются разные корни у слов с близким значением?
Но такое бывает даже в пределах одного слова. Возьмем, скажем, глагол петь. Корень пе. Теперь посмотрим формы того же слова: в настоящем времени выделяется корень по. Аналогичных примеров можно привести очень много, но я не хочу уводить вас в сторону. Просто будем иметь в виду, что облик корней в отдельных словах и формах слов может быть разным.

Вам от этого не легче, понимаю. Возможно, вам понравится логика авторов учебника русского языка из серии « Московский университет — школе» В.А. Багрянцевой и др. Они предлагают красивый подход. Смысл его в том, чтобы в корнях типа лаг//лож, дер//дир, я//им видеть «сохранение на письме исторических чередований гласных звуков в корнях». Что это значит?
Когда мы делаем морфемный анализ слова, мы рассматриваем его с позиции синхронии (современного языкового сознания). Поэтому в словарях Тихонова многие слова членятся не так, как это делалось до него. Современные (современные — это за последние 30-40 лет!) научные взгляды требуют при морфемном членении анализировать словообразовательную цепочку и устанавливать связи слов на современном уровне. Сегодня слово благодарить не рассматривается как сложное. На уровне синхронии выделяется корень благодар. А правила орфографии старше этого подхода, и они учитывают диахронию (историю). И получается, что наше сознание должно работать в разных плоскостях. Это трудно. И к тому же исторические процессы в языке происходят под влиянием противоположных тенденций и охватывают языковые явления в разной мере. Поэтому у нас, как и в других языках, всегда масса исключений из правил. Некоторые слова выглядят или ведут себя не так или не совсем так, как остальные. И это могут быть самые простые и частотные слова. К этому нужно быть готовым. :(


11 янв 2014, 12:54
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Я бы посоветовала включить примеры сложных слов (счётно-вычислительный, счётно-аналитический, расчётно-технический, счетовод и прочие), чтобы они не выпали из внимания.

И еще один момент. Вы сначала даете приставки списком, а ниже от этого отказываетесь. В этом есть нелогичность.


11 янв 2014, 12:58
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
С приставками так получилось потому, что я не нашла в гугловских таблицах функцию "объединить ячейки", а переделывать некогда было. Изначально это была табличка для ребенка "Сложи слова из частей", в которой на каждой строчке была только одна приставка (рас-раз, ис-из) и один корень. В зависимости от первой буквы корня надо было выбрать правильную приставку и придумать с ними несколько слов. И вот когда у нас рядом оказался корень -счит- и приставка рас-раз, вопрос и возник. Придумались слова РАС-СЧИТАТЬ и РАС-СЧЁТ.
:unknown:
СПАСИБО огромное за ответ! Теперь легче придумать, как это объяснить ребёнку. Тайна, конечно, осталась, и это здорово! Мы же не тупо учим правила, а наблюдаем за языком как за диковинным зверем.

...Почему я до сих пор не купила Багрянцеву? Вот балда!


11 янв 2014, 19:35
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
[ Тихонов последовательно выделяет корни:
1) чёт (счёт, счётный и др.)
2) счёт (подсчёт, просчёт, бесчётный и др.)
3) счит (считать, рассчитывать и др.) ]

Тихонов у меня 1997 г. (3-е изд.) Там всё по-другому.
Вижу корень -счит- (с. 465-466), от него образованы все слова, относящиеся по смыслу к счёту. Слова РАСЧЁТ и образованные от него тоже там. Чередование И-О в корне. Потом, на с. 552, корень -чит-, от него образованы слова, имеющие отношение к чтению.
https://docs.google.com/document/d/11Ia ... CCcE0/edit

Вот ещё попутно возник вопрос.
А может быть так, что одно и то же слово в разных контекстах разбирается по-разному? Например,
считать в уме, считать на калькуляторе (корень -счит-)
и "считать" в смысле провести считку рукописи с набранным текстом (тогда корень -чит-, приставка с- !!!)
Интересно.


11 янв 2014, 20:40
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Возможно, более позднее издание доработано или просто исправили замеченные позднее неточности?

Анна, книжка Багрянцевой нужна. Она есть в 2-х видах. Я вам пошлю сканы обложек. Один сегодня, т.к. одна из книжек у меня дома. Я сейчас тоже дома. А вторую пришлю завтра. Она на даче, куда я завтра собираюсь поехать. Книжки разные. Одна — более подробная версия с заданиями. А другая - краткий справочник. В зависимости от цели удобнее пользоваться то одной, то другой.


11 янв 2014, 21:07
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Anna_S писал(а):

Вот ещё попутно возник вопрос.
А может быть так, что одно и то же слово в разных контекстах разбирается по-разному? Например,
считать в уме, считать на калькуляторе (корень -счит-)
и "считать" в смысле провести считку рукописи с набранным текстом (тогда корень -чит-, приставка с- !!!)
Интересно.


Анна, это разные корни. У них разное значение. Это омонимы. Вы правильно пишете, что в последнем случае это будет приставка и корень. Всякие считанный текст, считать верстку и т. п.

Еще интересный случай — слово считанный (единственный): в считанных случаях. Здесь корень счит.


11 янв 2014, 21:12
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
что-то я запуталась:
корень -счит- и приставка с- с корнем -чит- --- омонимичные корни?


Последний раз редактировалось Anna_S 11 янв 2014, 21:45, всего редактировалось 2 раз(а).



11 янв 2014, 21:15
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Анна, в моем словаре не указано, какое это издание. Это книга большого формата объемом более 700 страниц. Слова идут в три столбца. Странички с вашими не совпадают.
Учитывая расхождения, я могу вам предложить при случае купить новое издание. А пока я могу вам помочь выверять какие-либо примеры, если будут сомнения или вопросы. Не стесняйтесь, пишите! :)


11 янв 2014, 21:20
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
[ это разные корни. У них разное значение. Это омонимы. ]

Верный способ завалить ребёнка на экзамене -- дать ему такое слово для разбора без контекста.
Примерно такой случай попался моей старшей дочке, когда она сдавала 7-й класс экстерном.

:x


11 янв 2014, 21:33
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Anna_S писал(а):
что-то я запуталась:
корень -счит- и приставка с- с корнем -чит- --- омонимичные корни?


Корни не омонимичны, а слова омонимичны. Слова пишутся и звучат одинаково, но имеют разные значения. И в них выделяются разные корни. Где какое слово? Нужен контекст.

А в тестах должны рядом в скобочках давать либо значение, либо распространители.


11 янв 2014, 21:52
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 34 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB