Как правильно сказать? Как правильно написать?
Автор |
Сообщение |
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
А я эту статью убрала, подумав, что людям неинтересно ее читать. Это же не панацея, а только опыт. Может, тогда вернуть? Еще кому-нибудь пригодится?
|
03 янв 2014, 16:54 |
|
 |
superstarka
Учитель
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56 Сообщения: 180
|
Anna_S писал(а): Он объяснил мне, что значит двоеточие и что значит тире (какой в них смысл) на этом примере. Я-то у него о другом спрашивала. Здесь на сайте была чудесная статья о врожденной грамотности, о том, как Наталья Алексеевна занималась со своим сыном. Я взяла эту методику на вооружение, стала так же заниматься с дочкой. И случилось чудо -- дочка стала писать почти без ошибок. Но для наших занятий нужно множество хороших примеров, таких же ясных и понятных, как "Свет погас..." Вот я и ищу учебник или сайт с кучей примеров. Самый простой способ отличения постановки тире и двоеточия в предложениях с бессоюзной связью такой: Представить, что предложение союзное. Дом заколочен: (потому что ) все ушли на фронт Я умираю - (поэтому) мне не к чему лгать.( Мне не к чему лгать, потому что я умираю) Вот такая перестановка потребовалась, чтобы показать, (в бессоюзном нет главного и придаточного, но мы идём по способу " от противного") где находится главное, а где зависимое предложение. Если главное впереди , то ставим : [//////]: {\\\\\\} Если главное после придаточного , то ставим - {//////} - [\\\\\\]Тире ставится в предложениях с бессоюзной связью, которая содержит неожиданное присоединение, быструю смену событий, при которой можно вставить союз и , или...Сыр выпал - (и) с ним была плутовка такова. Прошла неделя, другая - (и) вдруг въезжает ко мне во двор коляска. Если предложение выражено противопоставление. Здесь можно поставить союз но, а Не раны мучили его - (а) осознание своей ненужности. Служить бы рад - (но) прислуживаться тошно. До десяти часов шныряли по камышам - (но) нет зверя! Есть множество других условий постановки тире и двоеточия, но в ЕГЭ тот, что я изобразила на схеме,- определяющий. Чаще всего в примерах используют такие предложения. Когда же дело касается авторского текста (не для экзамена), то постановку данных знаков Розенталь трактует как АВТОРСКИЙ знак. В "Справочнике по пунктуации" №72 пункт 6 он пишет: ...в конкурентной борьбе : и - побеждает -, тк выполняет и грамматические, и эмоционально-экспрессивные функции. Особенно это широко используется в художественной литературе.
|
03 янв 2014, 19:15 |
|
 |
Anna_S
Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34 Сообщения: 129
|
[А я эту статью убрала, подумав, что людям неинтересно ее читать. Это же не панацея, а только опыт.  Может, тогда вернуть? Еще кому-нибудь пригодится?] Конечно, вернуть! Я за это время познакомилась со множеством мам, которые, не нагружая детей правилами, здорово подтянули им грамотность. Этот аналоговый принцип письма у всех работает, не только у деток с так называемой врожденной грамотностью. http://verovenko.ru/2011/articles/neirolingva.htmlВот эти господа, по сути, тем же самым занимаются. Если не обращать внимание на гламур, тупой пиар и безобразный дизайн сайта, и почитать эту страничку -- методика налицо. Забираем ребенка из школы, расшколиваем, освобождаем от комплексов, расслабляем, включаем положит. эмоции, образное мышление, диктуем аналоговые задания -- и пожалуйста вам результат, никакого НЛП и биоэнергетики уже не нужно!
|
04 янв 2014, 04:41 |
|
 |
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Спасибо!
|
04 янв 2014, 12:38 |
|
 |
Oktava
Зарегистрирован: 29 ноя 2013, 18:37 Сообщения: 7
|
superstarka писал(а): Есть множество других условий постановки тире... И одно из них гласит: "Если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, то ставится тире". Именно этим я и руководствовалась в примере: Ведь наша жизнь так похожа на лотерею – (так что) кто знает, где удача может пригодиться. "Так похожа" = "очень похожа" (это напрашивалось из предыдущего контекста). Хотя можно, конечно, и иначе прочитать: Ведь наша жизнь так похожа на лотерею: (что) кто знает, где удача может пригодиться. И тогда, согласна, уже нужно будет двоеточие, которое ставится, если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО. P.S. Ладно бы это была моя фраза, можно было бы на авторскую пунктуацию сослаться, но тут цель заключалась в обнаружении и исправлении чужих ошибок (кстати, в оригинале вообще стояла запятая).
|
04 янв 2014, 19:29 |
|
 |
superstarka
Учитель
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56 Сообщения: 180
|
Oktava писал(а): superstarka писал(а): Есть множество других условий постановки тире... И одно из них гласит: "Если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, то ставится тире". Именно этим я и руководствовалась в примере: Ведь наша жизнь так похожа на лотерею – (так что) кто знает, где удача может пригодиться. "Так похожа" = "очень похожа" (это напрашивалось из предыдущего контекста). Хотя можно, конечно, и иначе прочитать: Ведь наша жизнь так похожа на лотерею: (что) кто знает, где удача может пригодиться. И тогда, согласна, уже нужно будет двоеточие, которое ставится, если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО. P.S. Ладно бы это была моя фраза, можно было бы на авторскую пунктуацию сослаться, но тут цель заключалась в обнаружении и исправлении чужих ошибок (кстати, в оригинале вообще стояла запятая). Я не знаю, каким источником автор этой ссылки пользовался. Лично я использую два КЛАССИЧЕСКИХ пособия : Д.Э.Розенталя и Л.А.Чешко. Именно на трудах этих учёных основаны почти все другие, позднейшие, разработки. У Розенталя в "Справочнике по пунктуации" В параграфе 45, пункт 3 даётся: Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит СЛЕДСТВИЕ, РЕЗУЛЬТАТ,вывод из того, о чём говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда...)Вы раздвинете мокрый куст - (тогда) вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи. Я умираю - (поэтому) мне не к чему лгать. Схема данных предложений. {\\\\\\\\} - [\\\\\\\\]Когда вы раздвинете мокрый куст , вас так и обдаст накопившимся.... Мне не к чему лгать, [i]потому что я умираюА вот в пункте 7 говорится о том, что 2 предложение может иметь ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ значение. В этом случае можно поставить как раз союз ЧТО: Овца же говорит - (что) она всю ночь спала. Слышит - (что) за кустами бузины девушка хохочет. В этих предложениях особая интонация, отличная от обычных , тк в первой части не содердится интонационного предупреждения о последующем изложении факта. Сравните: Я чувствовал: (что?) вся кровь моя в лицо мне кинулась Он видел: (что?) вставала земля из пепла. Алексей решил: (что?) довольно тянуть. Но опять же в заключение разговора о тире и двоеточии Розенталь особо эту ситуацию с изЪяснительным значением выделяет, говоря В ПАРАГРАФАХ 71, 72 О ВАРИАТИВНОСТИ И АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ знаков препинания. (пункт 6 я цитировла)
|
05 янв 2014, 00:42 |
|
 |
Anna_S
Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34 Сообщения: 129
|
Это случай (один из многих), когда надо не спорить с коллегами, а позвонить автору и спросить, что он имел в виду, когда это писал. Объяснить, какой смысл будет у этого текста в том и в другом варианте расстановки знаков. И пусть ещё прочитает с выражением. А если ему всё равно, тогда спорить с коллегами уже не о расстановке знаков, а о смысле написанного, в контексте. По-моему, так.
|
05 янв 2014, 16:41 |
|
 |
superstarka
Учитель
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 19:56 Сообщения: 180
|
Anna_S писал(а): Это случай (один из многих), когда надо не спорить с коллегами, а позвонить автору и спросить, что он имел в виду, когда это писал. Объяснить, какой смысл будет у этого текста в том и в другом варианте расстановки знаков. И пусть ещё прочитает с выражением. А если ему всё равно, тогда спорить с коллегами уже не о расстановке знаков, а о смысле написанного, в контексте. По-моему, так. Вообще, когда я готовила детей к сочинениям. Настоящим, а не нынешним на ЕГЭ, я всегда давала не просто правила, а учила, как сделать так, чтобы ни в коем случае не оказаться в спорной ситуации. Т.е. не писать так, чтобы одну и ту же фразу 5 человек читали по-разному. На экзамене всё должно строго соответствовать правилам, которые невозможно опровергнуть. А вот когда дело касается творческого текста, сейчас вообще пошла мода писать , как в старославянских книгах - без знаков. Ведь автор знаками , особенно тире и двоеточием, выражает эмоции и смысл. Взять для примера "Метель" Пушкина. Если чисто визуально посмотреть на текст, где Пушкин описывает скитания в метели Владимира, то мы увидим сплошные ;, хотя по правилу их тут вроде бы не должно быть: Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались; поминутно он из подымал.Этот знак Пушкин использует для создания пауз, прерывистого дыхания, преград, которые надо преодолеть. Кто-то может начать критиковать: неправильно! Но автор пишет так, как пишет композитор, у композитора есть специальные знаки - громко, тихо, медленно, прерывисто, гладко. А у писателя- запятые, тире, двоеточия, точки с запятыми. У Набокова любимый знак , - Горький обожает тире. Мы можем исправлять у автора литературного произведения только те знаки, которые не соответствуют незыблемым правилам, которые нельзя опротестовать. Как деепричастный и причастный оборот, двойной , повторяющийся союз итд. Именно эти правила прежде всего должны быть усвоены учениками и использованы на экзамене. 
|
06 янв 2014, 00:29 |
|
 |
тата
Зарегистрирован: 06 май 2014, 13:29 Сообщения: 2
|
Добрый день! Как правильно написать, на учет поставлено 256 человек или на учет поставлены 256 человек?
|
06 май 2014, 13:55 |
|
 |
тата
Зарегистрирован: 06 май 2014, 13:29 Сообщения: 2
|
Cleantalk. Spam protect. Request params error: message
|
06 май 2014, 14:36 |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|