Я не понимаю. Помогите разобраться!
Автор |
Сообщение |
balena
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05 Сообщения: 56 Откуда: Липецк
|
Здравствуйте, Наталья Алексеевна! Пишем в 9 классе сочинение на лингвистическую тему. В пособии Егораевой "ГИА.Практикум.Работаем над сочинением на лингвистическую тему" написано: "Лексические явления можно рассматривать на примере морфем (корень, приставка, суффикс), ...". В учебнике сказано, что уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке, являются ярким выразительным средством грамматики. А как правильно?
_________________ Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."
|
28 янв 2014, 19:28 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Добрый день! У меня под рукой этого пособия нет. Если хотите, пришлите, пожалуйста, скан странички. Я посмотрю общую логику изложения. Но я думаю, это просто техническая ошибка. Конечно, здесь должно стоять слово лексика: средством лексики. С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов создаются новые слова. Это словообразовательные суффиксы. Кстати, такова же роль приставок. А главным в выражении лексического значения слова является корень (или корни, если слово сложное). Грамматика изучает не словообразование, а словоизменение. Когда вы анализируете, к примеру, слова писал или пиши, то учитываете роль формообразующих суффиксов. Грамматика интересуется также окончаниями, потому что они различают формы слов. Грамматику интересуют синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, а также синтаксические связи частей сложного предложения. Досадно, конечно. Но вы, пожалуйста, не сердитесь на автора. Ошибка могла закрасться во время верстки.
|
28 янв 2014, 21:16 |
|
|
balena
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05 Сообщения: 56 Откуда: Липецк
|
Спасибо, Наталья Алексеевна! Теперь понятно. Вот страничка: Это цитата из сборника подготовки к ГИА Н.А.Сениной. Смутило ещё вот это: "Морфе́мика — морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка... Поскольку аффиксы — грамматические морфемы — относятся к сфере грамматики, морфемика может рассматриваться как часть грамматики, охватывающая аспекты морфологии и словообразования, описывающие аффиксы и выражаемые ими грамматические и словообразовательные значения. (Из Википедии со ссылкой на: Лопатин В. В. Морфемика // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой)
_________________ Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."
|
28 янв 2014, 22:11 |
|
|
balena
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05 Сообщения: 56 Откуда: Липецк
|
_________________ Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."
|
28 янв 2014, 22:24 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
balena писал(а): Спасибо, Наталья Алексеевна! Теперь понятно. Вот страничка: Это цитата из сборника подготовки к ГИА Н.А.Сениной. Смутило ещё вот это: "Морфе́мика — морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка... Поскольку аффиксы — грамматические морфемы — относятся к сфере грамматики, морфемика может рассматриваться как часть грамматики, охватывающая аспекты морфологии и словообразования, описывающие аффиксы и выражаемые ими грамматические и словообразовательные значения. (Из Википедии со ссылкой на: Лопатин В. В. Морфемика // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой) Здесь тоже проблема. Скорее, я думаю, не морфологические, а морфемные.. Ведь морфемика занимается разными видами аффиксов, а морфология — лишь их частью. Грамматических аффиксов по сравнению со словообразовательными мало. Их дают списком. Кстати, некоторые считают их окончаниями. Иногда и те, кто признает, что это особые суффиксы, отдельные их них принимают за окончание. Самым спорным является ТЬ и ТИ в неопределенной форме глагола. В одних школах эту часть слова называют формообразующим суффиксом, а в других — окончанием. Толкование имеет здесь большое значение: результаты морфемного разбора будут различны у сторонников разных точек зрения. Учитывая наличие в русском языке и словообразовательных, и формообразующих аффиксов, я считаю, что точнее говорить о том, что первые относятся к сфере словообразования и лексики, а вторые — к грамматике. А формулировка, сводящая эти разные случаи только к сфере грамматики, кажется мне спорной. О формообразующих суффиксах см.: http://russkiy-na-5.ru/articles/158И еще один момент. Школьная практика — это только школьная практика. Многие вопросы, особенно спорные, она обходит стороной. Согласитесь, у вузовского и у школьного обучения разные цели и разный адресат. Свое мнение относительно использования в школе большого количества терминов я высказала здесь: http://russkiy-na-5.ru/articles/263. Balena, мне кажется, что вы ориентируетесь на более высокий уровень обучения, чем тот, что принят в нашей школе.
|
29 янв 2014, 06:23 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
balena писал(а): Спасибо, Наталья Алексеевна! Теперь понятно. Вот страничка: Это цитата из сборника подготовки к ГИА Н.А.Сениной. Смутило ещё вот это: "Морфе́мика — морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка... Поскольку аффиксы — грамматические морфемы — относятся к сфере грамматики, морфемика может рассматриваться как часть грамматики, охватывающая аспекты морфологии и словообразования, описывающие аффиксы и выражаемые ими грамматические и словообразовательные значения. (Из Википедии со ссылкой на: Лопатин В. В. Морфемика // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой) И все же автор пособия говорит о грамматике. Есть такое расширенное понимание предмета. Смысл вот в чем. У языка две стороны: лексика и грамматика. Лексика — это корпус слов, а грамматика — все остальное, что изучает, как в языке все устроено. Мне ближе видение О.Ахмановой. В ее «Словаре лингвистических терминов» Грамматикой называется раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений. (Стр. 112). Посмотрите также «Новейший полный справочник школьника. Русский язык. 5—11 классы» Н.В. Слаутиной и А.Г. Жемеровой. Изд.: «Эксмо, 2010. Авторы дают наглядную схему на стр. 57 и пишут: «Грамматика изучает значимые единицы языка: слова и предложения. Грамматическое учение о слове называется морфологией, а грамматическое учение о предложении — синтаксисом. Единицами морфологии являются части речи, синтаксиса — члены предложения». Вот пособие из серии «Московский университет — школе». Авторы: В.А. Багрянцева, Е.М. Болычева, И.В. Галактионова, Л.А. Жданова, Е.И. Литневская, Е.Б. Степанова. Посмотрите оглавление. Раздел: ГРАММАТИКА. Далее членение на разделы: Морфология. Синтаксис. А морфемика и словообразование в раздел ГРАММАТИКА не включены. А в Словаре лингвистических терминов Т.В. Жеребило прямо говорится, что словообразование относится к грамматике:«(др.-греч. γραμματική – умение обращаться с буквами). Раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и включающий в себя словообразование (учение о структуре и образовании слова), морфологию (учение о формах слова), синтаксис (учение о словосочетании, предложении, тексте). http://lingvistics_dictionary.academic.ru/721То есть вам самой нужно решить, какая позиция для вас убедительнее.
|
29 янв 2014, 07:04 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Самое неприятное то, что устроители ГИА и ЕГЭ постоянно декларируют, что в рамках экзамена нет вопросов и заданий на материал, который в разных учебниках трактуется по-разному.
|
29 янв 2014, 07:07 |
|
|
balena
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05 Сообщения: 56 Откуда: Липецк
|
К сожалению, от того, какая будет моя позиция в этом вопросе ничего не зависит. Вот тема сочинения в 2012 году - "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают". В пособиях предлагается указать два аргумента: первый – лексическое явление в тексте, второй – грамматическое явление в тексте. Пример с уменьшительно-ласкательными суффиксами мне показался достаточно наглядным (можно было бы использовать во многих темах, связанных с лексикой). Но получается, что его лучше не приводить на экзамене, т.к. неизвестно приверженцами каких взглядов являются проверяющие. Наталья Алексеевна, я вовсе не ориентируюсь на более высокий уровень. Это скорее связано с тем, что хочу помочь сыну (в школе не написали ни одного сочинения на лингвистическую тему), а когда начинаю разбираться, возникают вопросы (они чаще возникают тогда, когда в одном месте написано одно, а в другом - совсем другое).
_________________ Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."
|
29 янв 2014, 10:13 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Я вас понимаю. Я тоже страдаю из-за того, что нашим гостям хочется определенности, а ее иногда из-за всяческих разночтений добиться крайне трудно.
|
29 янв 2014, 12:27 |
|
|
balena
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 21:05 Сообщения: 56 Откуда: Липецк
|
Да уж... Было бы неплохо, если бы в литературе при рассмотрении вопросов, связанных с двоякой трактовкой, указывали что существует и другая точка зрения.
_________________ Иностранцы никогда не поймут русской фразы:"Да нет, наверное..."
|
29 янв 2014, 19:20 |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|