Сколько терминов должны знать наши дети

Сколько терминов должны знать наши дети

Ничего не поделаешь: любая наука оперирует понятиями, а понятия эти обозначаются терминами. Изучаешь научную дисциплину, изволь вникнуть в понятия и овладеть терминологией. Но… Нет, даже не так, а вот как: НО!

Одно дело, если ты  переступил порог вуза, и совсем другое, если ты переступил порог школы. А в чем разница? И есть ли она? Ведь и там, и там идет обучение.

Есть. И разница принципиальная: в целях обучения. Не могут цели обучения школы и вуза быть одними и теми же, что бы ни декларировали программы. Потому что, исходя из здравого смысла, логично считать, что задача школы – вырастить грамотно пишущего человека, причем не одного на класс или школу, а всех: всех поголовно детишек обучить грамоте. А задача вуза – дать уже грамотному человеку профессию, например, филолога-русиста, подготовить его к научной, редакторской, педагогической деятельности… И вузы обучают не всех, а только того, кто собрался посвятить филологии жизнь, кто к этому испытывает призвание, у кого есть особые способности, кто всю жизнь будет писать словари и учебники по грамматике, изучать древние рукописи и современный язык интернета, кто будет потом учить ребят быть грамотными и приобщать студентов к научным изысканиям. Значит, если школа не сделает человека грамотным, никакой вуз уже не поможет. В вузы идут только те, кто захочет, а в школу – все, иногда совсем без желания. В вузы на филологические факультеты идут тысячи (немногие тысячи) молодых людей, в то время как в школы – миллионы (много миллионов) ребят, наших с вами детей. Про возраст и не говорю, это и так понятно.

Занимаясь время от времени с Сережкой, Митькой, Ванькой, Анечкой – живыми, славными, маленькими людьми, пишущими с ошибками, и обдумывая, в чем и как я могу им помочь, прихожу к печальному выводу: что-то в системе нашего школьного обучения не так. Многое не так, если честно… Но обо всем сразу не расскажешь. Ограничимся сейчас разговором о терминологии в школьном курсе русского языка.

Не помню, чтобы у кого-либо из моих одноклассников была проблема с терминами. С грамотностью – да, было. А с терминами – нет. Разборы умели делать все. Части речи с членами предложения не путали. Поговорила с друзьями, родными, знакомыми, с теми, кто заканчивал школу 40-30 лет назад: не было тогда никаких проблем с терминами. Например, легче всего было получить пятерку за разборы, это были самые легкие пятерки. Почему же сегодня терминология курса русского языка и стоящие за ней понятия – настоящий камень преткновения?

Дело в том, что в моем детстве учебники не содержали такое количество терминов. И теории в таком объёме не было. Сегодня же складывается впечатление, что авторы наперегонки стараются включить в учебники как можно больше теории, как можно больше терминов - и чем раньше, тем лучше. Вы, может быть, не поверите, потому что в это почти невозможно поверить, но в сегодняшних детских учебниках можно увидеть огромный пласт терминологии университетского курса русистики. То, что я изучала на первом курсе филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, сегодня дается в некоторых учебниках для первого класса, а то, что я изучала на третьем курсе, ребята изучают, в зависимости от предпочтений авторов учебников, кто - в пятом классе, а кто-то и вовсе – во втором! Примеров множество.

Фонемы, сильные и слабые позиции (1-й курс МГУ), морфемы, морфемный состав слова, морфемика (3-й курс МГУ), грамматическая основа предложения (4-й курс МГУ), грамматическое значение слова (3-й курс МГУ), аффиксы, производящая основа слова, производная основа слова (2-й курс МГУ) и многие-многие другие.

Каким количеством терминов ребята должны свободно оперировать?

В  4-м классе  - около 85.

В 5-м классе – более 125.

В 6-м классе  - более 175.

В 7-м классе - более 225.

В 8-м классе –  более  280.

В 9-м классе – более  325.

Это много. Очень много, поверьте! Ужас еще и в том, что учебники у ребят не хранятся: они сдают их в конце учебного года в школьные библиотеки. Это значит, что даже самая прилежная девочка, подзабыв какой-либо теоретический материал, не может вернуться к нему опять, что-то повторить, в чем-то разобраться. Это значит, что все 325 терминов она должна постоянно держать в уме. Согласитесь, непростая задача!

Подсчет проводился по самым широко принятым, самым популярным учебникам для общеобразовательных школ.

Для школ с углублённым изучением русского языка терминов ещё больше.

Что ждет ребёнка на ГИА и ЕГЭ? Здесь ситуация не самая плохая. Авторы тестов намеренно не употребляют излишнее количество терминов: иначе, я убеждена, результаты экзаменов были бы плачевными. В формулировках заданий и некоторых ответов ЕГЭ содержится лишь около 100 терминов, и не самых сложных.

Любопытный факт: количество часов на изучение русского языка с тех давних лет, когда я училась в школе, почти не изменилось. А количество терминов выросло необычайно. Это значит, что время на их изучение отнято, оторвано от основной цели курса – формирования и развития грамотного письма. Многие школьные учебники включают в себя итоговые контрольные задания. Примечательно то, что в основном такие задания направлены на проверку знания теории и терминов, и ни на что иное. Если итоговый контроль что-то проверяет, то, по логике вещей, это и есть самое главное, не так ли? На то он и итоговый. Для примера обратимся к учебнику для 4-го класса Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой. Изд. 4-е. М.: Просвещение. 2008. С. 134–170. Контрольные задания.

Читайте, анализируйте, судите сами.

Задание 1. И далее до задания 85.

Задание 85.

Всего: 35 страниц, на которых встречаются задания для контроля знания 85 терминов!

Этот учебник типичен. Аналогичных примеров масса. Их даже специально искать не нужно. Берите любой, по вашему выбору, для любого класса. Но, как водится, всегда на любом поприще, в любом деле впереди чемпионы. Наши чемпионы – это авторы, включившие в свои учебники для самых маленьких: второклассников, третьеклассников - наибольшее количество терминов.

1. Нечаева Н.В. Русский язык. 2 класс. 3-е изд. Издательство «Учебная литература», 2008. Тираж 20000 экз.

Этот учебник, кстати, достаточно интересен, он явно выделяется из ряда безликих собратьев. В нём ярко и последовательно представлены новаторские позиции автора. Он написан с любовью к детям, что само по себе прекрасно и встречается не так уж часто. Но по использованию терминологии, к сожалению,  этот учебник – чемпион. 100 терминов! (Неподъёмная ноша для второклассников.)

Список обычных слов, написание которых нужно в течение всего учебного года выучить, кстати, гораздо короче: только 76 слов, что практически на 25% меньше. Не удивительно ли это? Неужели автор не счёл нужным составить список используемых им терминов? Оптимизировать этот список профессионалу ничего не стоило бы.

2. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. 3 класс. В 2 ч. 6-е изд. «Вита-Пресс», 2002. Тираж 5000 экз.

У этого учебника тоже свое лицо. Но, лично мне кажется, что авторами двигала не столько любовь к детям, сколько любовь к науке. Она, по-моему, победила все остальное, даже здравый смысл.

В этом учебнике для 3-го класса терминов еще больше - 110, и все они работают: при принятом авторами подходе сократить список вряд ли удастся. В таком объеме и так, таким образом теория еще не давалась ни в одном учебнике для детей. Мне читать этот учебник было интересно, правда, временами чтение приходилось откладывать: нервы не выдерживали – так страшно было за учителей и ребят, работающих по предложенной системе. Голову даю на отсечение: далеко не каждому учителю и ребёнку этот учебник по плечу. И далеко не каждой маме и не каждому папе.

Авторы  всех учебников – люди с высшим филологическим образованием. Им положено много знать по их статусу. Но нельзя же включать в учебники все, что знаешь сам, без разбору!

Не поймите меня неправильно: я не против знаний! Я за них. Но я за прочные систематизированные знания. И я не зову назад, в 70-е годы прошлого века. Я осознаю, что смотреть необходимо вперёд. И подталкивают к этому ребята, ответственность перед ними. Жизнь изменилась, дети стали другими, но при этом они остаются детьми, и их восприятие – это детское восприятие.

Занимаясь с шестиклассником Иваном, я обнаружила полное незнание и непонимание необходимых по программе терминов. Чтобы помочь ребёнку, начала готовить для него учебные материалы, направленные на осмысление понятий, стоящих за разными учёными словами. Получилось, что мне требуется минимум 15, а лучше 20 уроков, полностью посвящённых терминологии, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях мальчика. Результат изумил, т.к. я отбирала только самые-самые частотные термины.

Получается, на мой взгляд, такая картина: ребята пишут неграмотно, а школа камуфлирует этот факт, прикрывается другими ценностями, иными целями обучения… Вот-де, мол, мы учим осознанно относиться к языку, мы вводим важные лингвистические понятия, мы сближаем школьную дисциплину с университетской наукой…

Но в головах ребят – полная каша. Многие термины они безбожно путают, многие просто не понимают, да и не могут понять. А главное – грамотнее от этого почему-то никто не становится.

Взрослые, поосторожнее, поаккуратнее, повдумчивее с терминами! И повнимательнее к ребятам! Может быть, тогда хотя бы одному автору учебника придёт в голову простая мысль: а не дать ли для справок словарик используемых лингвистических терминов, с толкованиями, определениями, примерами?

P.S. Звонит подруга и рассказывает, что к ее завкафедрой (заведующей кафедрой русского языка в крупном столичном вузе) обратились родители второклассницы, получившей следующее задание на лето: выписывать из художественной литературы, которую дети будут читать летом, примеры эпифор и анафор. Родители звонили, чтобы выяснить у знакомого профессора и доктора наук, что это такое и для чего подобные задания нужны? Про эпифоры и анафоры родители узнали, но осознать, зачем этот материал нужен восьмилетним детишкам, не получилось. Профессор - умный человек: на глупые вопросы не отвечает.

Смотрите также