Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 10 ноя 2024, 23:20



Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ]  На страницу 1, 2  След.
 Помощь ребенку в 5-ом классе 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: 20 окт 2013, 22:06
Сообщения: 4
[b] :sorry: можно ли научить ребенка правильно писать диктанты в 5-ом классе?


20 окт 2013, 22:15
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Можно! И нужно! И именно в 5-м классе.
5-й класс особенный. Некоторые дети, те, у которых адаптационные механизмы развиты чуть слабее, очень тяжело переживают первый год в средней школе. У них показатели успеваемости могут резко снизиться. Это связано также с начавшейся гормональной перестройкой. Но это особая тема. Ее пока оставим.
Моему сыну, например, осень в 5-м классе далась вовсе не просто. Потом, уже в конце года, он сказал мне: «Знаешь, Татьяна Васильевна нас всех любила. Всех! А новым учителям было всё равно». В чем-то он был прав. Учитель в начальной школе работает только с одним классом, детей видит каждый день, знает их прекрасно, реакции предвидит, чувствует, если у кого-то что-то не так (плохое самочувствие, проблемы дома и проч.). Он всегда готов поддержать ребенка, чуть натянуть отметку, чтобы поощрить старание, например. Он знает, кто на что способен, что можно требовать от каждого.
Учителя в средней школе исходят из требований к учащимся средней школы, которые базируются на том, что все ребята программу начальной школы усвоили. Детей они пока не знают, а это значит, что не знают и их индивидуальных проблем. Детей у них много, классов много. Нужно время, чтобы всех узнать, о каждом составить мнение… Учителя в средней школе в большей мере сориентированы на выполнение своих задач. Они учителя-предметники. А по русскому языку задачи непростые.
Объём изучаемого материала колоссальный. Я считаю, что в 5—7-м классах самые сложные программы.
Во-первых, даётся вся орфография.
На нашем сайте см.: http://russkiy-na-5.ru/rules
Во-вторых, ребята изучают систему и структуру языка, получают огромный объём теоретических сведений по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису.
На нашем сайте см.: http://russkiy-na-5.ru/sections/50
В-третьих, все знания по теории нужно научиться применять на практике в разборах.
На нашем сайте см.: http://russkiy-na-5.ru/sections/analysis
В-четвертых, именно в 5—7-м классах ребята учатся писать изложения и сочинения, то есть создавать свои тексты. Это тоже получается не сразу.
Значит, программы настолько сложны и объёмны, что практически каждый день детям даётся новый материал. У многих ребят проблемы усвоения связаны именно с тем, что они не выдерживают высокого темпа. Кого-то подводит память… Кого-то внимание… Кто-то не умеет сосредоточиться и качественно работать весь урок… Труднее всего ребятам, у которых остались пробелы, кто не усвоил полностью программу 1—4-го классов.
Поэтому именно начало обучения в 5-м классе даёт мамам неприятные сигналы. Новый учитель. Новые требования. Жесткие программы. Вы правильная мама. Вы вовремя прореагировали.
Вы задали конкретный вопрос. Вас беспокоят диктанты.
Диктант, я уверена, в классе уже был. Нужно же учителю посмотреть уровень грамотности учащихся! Диктанты будут регулярно. Чаще всего диктанты дают именно для контроля. Отметки за них будут влиять на итоговые отметки за четверть. Только некоторые учителя используют эту форму работы с учебными целями.
Диктант отнюдь не случайно так прочно вошел в школьную практику. Это очень показательная штука. О диктантах почитайте здесь: http://russkiy-na-5.ru/articles/584
К сожалению, вы ничего не написали о вашем ребенке. Трудности индивидуальны. Нужно разобраться с причинами.
Какие трудности у вашего ребенка? Он грамотный или не очень? Какая отметка по русскому языку была в прошлом году? Какие отметки были за диктанты? Сколько ошибок ребенок делает? Какие это ошибки? Буквы пропускает? А в легких словах буквы не путает? Правила знает? Делает ошибки в знакомых словах? Сам себе диктует при написании диктанта? Свои ошибки видит или нет? Умеет проверять написанное? Быстро ли пишет? Успевает за учителем? Запоминает ли фразы и их части, когда диктует учитель?
И еще один вопрос к вам. Что значит для вас «писать диктанты правильно» ? Вы имеете в виду процедуру? Или грамотность?


21 окт 2013, 11:02
Профиль

Зарегистрирован: 20 окт 2013, 22:06
Сообщения: 4
Уважаемая Наталья Алексеевна, должна признаться честно. Я не присутствовала на занятиях по русскому, и не знакома с нашим учителем. Но судя по отметкам моего сына, она либо не правильно диктует либо очень быстро. Т.к. в начальных классах он писал диктанты на 4. А сейчас просто ужас какой то. Вся тетрадь красной пастой исписана. Я ничего понять не могу что случилось. Ошибок море! :%) в смысле орфографических. Почерк стал просто ужасным. Хотя в начальных классах его учительница хвалила и даже другим ставила в пример. Вот как то так. По остальным предметам хорошо. Математика на 4-5. А вот с русским вообще беда. Правила учит и знает. Подскажите как быть в этой ситуации.


21 окт 2013, 19:52
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Так, не паникуем и не расстраиваемся. Понимаем, случается всякое. Вы работу случайно не сфотографировали? Если да, то пришлите мне посмотреть. Если нет, то в следующий раз обязательно жду фотографию. И интересно, а как написали другие ребята?

Скорее всего, у вашего учителя манера диктовки отличается от той, к которой привык класс. Дело может быть в темпе, длине синтагм (отрезков, на которые членят фразу), отчетливости и слитности артикуляции. В началке диктуют медленно, чётко, фразу членят на короткие отрезки, следят,успевают ли дети записывать. Многие учителя требуют: «Написал предложение, проверь и подними глаза на меня, чтобы я видела, что ты готов». Требования к почерку, опрятности письма в младших классах сохраняются до конца обучения.

Новая учительница находится в другой системе координат. Она знает, какими они должны быть в старших классах. Она знает, что впереди у каждого огромный рывок. Почерк ее не интересует. То есть интересует только прагматически: проверять работы, написанные неразборчиво, очень тяжело. Возможно, подсознательно, а возможно, и сознательно, чтобы мобилизовать класс после каникул, она дала трудный текст и диктовала его так, как привыкла делать, работая со старшими ребятами.

Что такое трудный текст?
У каждого учителя есть сборники диктантов. Почти во всех книжках диктанты сгруппированы по темам. И есть тексты обобщающего характера. В них много разных трудностей. Вряд ли она взяла такой сборник для начальной школы. Но в пятом-то классе дети еще не учились! Поэтому в тексте могли встретиться явления, которых ребята еще не проходили.

За лето скорость письма у всех снижается. Каникулы длились три месяца. Значит, 1/4 года дети не писали или почти не писали.
Отвыкли!

Важно подавить собственную негативную реакцию недоверия, обиды, жалости к ребёнку. Нужно, по-моему, сказать себе, что сейчас сложилась неблагоприятная жизненная ситуация, в которой ребенок должен выстоять. И еще он должен вынести положительный опыт, который ему еще поможет потом в жизни.

Только не ругайте за оценки! Оценки, кстати, могут тоже ставить более жестко. Есть учителя, которые страшно гордятся тем, что заваливают ребят двойками. «Тройку у меня нужно заработать!». :(

Из того, что вы написали, можно точно сказать, что проблема со скоростью письма у вас есть. Советую попробовать написать наш диктант. Каждую неделю по одному диктантику мы выставляем в разделе «На этой неделе». Диктует актёр Влад Копп. Мы специально его выбрали. Он молодой и энергичный. Мужчина, что особенно нравится мальчикам. У него индивидуальная скорость речи высокая, то есть показатель количества слогов в минуту выше среднего. Но длина пауз для записи у нас регулируется: ее выставляете вы сами. Если пробный диктант вам понравится, оформите подписку на доступ
к разделу. В вашем распоряжении будет 40 диктантов и 60 словарных диктантов. Это открывает возможности для хорошей тренировки.

Пишите каждый день. Начните с диктанов для 3—4 классов. Скорость письма увеличивайте. То есть каждый раз паузы уменьшайте. Посмотрите, как сын пишет.

Сначала текст нужно прослушать целиком, понять его содержание.
Потом начинается диктовка. Каждое предложение сначала читается полностью. Дети только слушают. Потом предложение читают повторно. Если оно длинное, то делят его на части диктуют по фрагментам. Услышав фрагмент, ребенок пишет.

Почти все дети бросаются писать сразу, не прослушав предложение до конца. Это плохо. Внимание переключается на те слова, которые они записывают. Они не настроены запоминать фрагменты для записи или предложения полностью. Не разрешайте начинать писать, пока диктор не начнет диктовать предложение для записи.

Обязательно сделайте такую проверку. Пусть сын повторяет вслух за диктором, как бы немного отстав, как эхо. Так вы убедитесь, что он хорошо схватывает содержание и может удерживать в памяти фрагменты. Когда ребенок пишет дома, он должен диктовать себе записываемые предложения по слогам вслух. Очень четко, утрированно, чтобы не пропустить ни одной буквы. Диктуем не так, как обычно произносим, а так, как должно быть написано. Например: ОК-НО, МО-РОЗ (окаем, ничего не оглушаем и т.д.).

Убедитесь, что ваш мальчик постоянно диктует себе при написании диктанта. В классе он должен делать то же самое, но про себя (молча). Проговаривание будет внутренним.

Мне приходилось видеть очень запущенных детей. Никто из них не умел проговаривать то, что пишет. А когда человек не умеет чего-то, он этого всячески избегает. Если дети не научились диктовать себе, пока были маленькими, требование это делать может их страшно раздражать. Когда будете писать диктанты, поначалу будьте рядом. Объясните, что вы хотите очень четко услышать то, что и как он пишет. Расположитесь чуть поодаль. Напишите мне потом, что у вас получится.

Обязательно проверьте, умеет ли ребенок проверять свой текст. Типичная проблема в том, что взгляд скользит вперёд. Его нужно останавливать, чтобы не пропустить те ошибки, которые ребенок в состоянии заметить. Проверяя уже написанный текст, нужно опять диктовать себе слог за слогом, проверяя, как они записаны: так, как человек диктует себе, или иначе.

Требование к почерку: писать нужно разборчиво. Есть такие хитрюги, что специально начинают писать страшно неразборчиво, когда не знают, как написать правильно. Потом при проверке сами не могут разобрать, что написали. Иногда это бывает бессознательно (как самозащита в психологически некомфортной ситуации).

С учительницей я бы познакомилась. У вас не было еще родительского собрания?
Настройте себя не оценивать ее. Настройтесь на сотрудничество. Узнайте, какие слабые стороны она видит в вашем ребенке. Обдумайте то, что она скажет. Не принимайте негативные оценки как приговор.

Пишите нам, вместе разберемся. Сообщите, как пойдут дела. :friends:
Уcпеха вам!

P.S. Немного позднее расскажу, как боролась с одним мальчиком, когда учила его писать под диктовку.
P.P.S. Очень интересно узнать мнение других мам и учителей.


22 окт 2013, 09:41
Профиль

Зарегистрирован: 20 окт 2013, 22:06
Сообщения: 4
Наталья Алексеевна, спасибо за понимание и за поддержку. Особое спасибо за ваш совет. Хочу поблагодарить за то что не остались равнодушной к моей проблеме. Спасибо Вам :Rose: . Я обязательно отвечу через какое то время. Мы будем стараться исправлять свои ошибки и будем следовать вашим советам по написанию диктанта под диктовку. Ну и конечно же я обязательно встречусь с педагогом по русскому языку, чтобы узнать причины нашего провала :( Кстати мы говорили с сыном об учительнице. С его слов она не плохой учитель. Значит проблема в нас. :( ну что ж, будем исправляться 8)


23 окт 2013, 07:29
Профиль

Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34
Сообщения: 129
В прошлом году я решала такую же проблему. Очень помогли советы Натальи Алексеевны и форумчан! Вот здесь вопросы и ответы:

- о необходимости диктовать себе вслух орфографически, когда пишешь диктант,
- о том, как мы с дочкой писали диктанты (с середины странички)
viewtopic.php?f=4&t=176

- об упражнениях на исправ. ошибок, технике списывания
viewtopic.php?f=4&t=13&start=10

Очень сочувствую Вам! Моя дочка тоже в 5 классе, стало ощутимо тяжелее по сравнению с началкой, но вот этот ценный навык — диктовать себе вслух — всегда выручает.


28 окт 2013, 17:20
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Да, это очень важно:
запоминать фразы, писать разборчиво и быстро, диктовать себе орфографически, проверять написанное самым тщательным образом.
Помните, ребенок может быть к этому не готов. Возможны негативные реакции, так как он еще не знает, что будет легче. Ему кажется, что от него требуют слишком многого.
Вот, если интересно, фрагмент из моих записок о занятиях с одним мальчиком. Это была спасательная операция: ребенку грозили двойки в четверти сразу по 6 предметам! Мальчик Ваня учился в 6-м классе.

Прийти, раздеться, пройти в комнату, где проходит наш урок, занимает у него чуть ли не пять минут. Еще несколько минут снимает пиджак, аккуратно вешает его на спинку стула, достаёт свои вещи из рюкзака. Со стороны может показаться, что он тянет время. Но это не так. Просто у Ивана свой внутренний ритм: неспешный, вальяжный. Жизни это не мешает. Напротив, такие люди обычно делают всё с удовольствием. Но я Ивана поторапливаю, потому что у нас всегда уйма дел. К тому же, как я вижу, при некоторой общей несобранности неторопливость, столь комфортная для него, мешает ему в школе. Все учителя говорят в один голос: не успевает за классом.

Я даю небольшой диктант. Как же медленно Иван пишет! Опять хитрит, пишет мелко и неразборчиво, чтобы было непонятно, какая буква. А главное не утруждает себя запоминанием и двух-трёх слов! Напишет слово и спрашивает:
—А дальше что?

Это что-то новенькое. Прежде я такого не замечала. Смотрю в его тетрадь — ошибка на ошибке: вот слово написано не до конца, вот букву пропустил, вот еще одну, а здесь слово без приставки...

—Стоп! Так дело не пойдёт! Пишем и диктуем себе то, что пишем. Диктуем четко, ясно, чтобы слышно было, какие буквы ты пишешь. Все сложные или спорные места комментируешь, то есть объясняешь, как писать и почему. Ваня, не бормочи себе под нос, а диктуй ясно, чётко, громко, чтобы я тебя хорошо слышала.

Началось противоборство. Не хочет стараться запоминать несколько слов. Не хочет себе диктовать. Но я другого пути не вижу, поэтому от требований своих не отступаю. Взгляд у Ивана становится колючим, даже злым. Он упирается, но вынужден уступить моему напору.

Как только начал писать, как я того требую, сразу количество ошибок уменьшилось, существенно уменьшилось.

Спрашиваю: — Ты сам теперь результат видишь?
— Вижу...
— А что упрямился?
— Не знаю...

Он действительно не знает. Он уже большой, но не привык к этому. Не привык к требовательности. Ему тяжело, когда нужно собраться, сосредоточиться, сделать над собой усилие.

Но какое удовольствие он испытывает, когда усилия приносят плоды! Как радуется свои скромным достижениям!


28 окт 2013, 21:02
Профиль

Зарегистрирован: 29 окт 2013, 09:50
Сообщения: 3
Здравствуйте! Я пишу тут впервые и прошу совета. Моя дочь в 5 классе. Мы на семейном обучении. Готовимся к аттестации по литературе. Хотим сделать лексический словарь на основе литературного произведения. Выбрали "Изумруд" Куприна. Пока получается 5 небольших статей. Этого достаточно? Может взять другое произведение? Кто-то делал такой словарь? Можете описать процесс технически? Оговорюсь, такую работу мы решили делать сами. Нам никто не задавал и не объяснял. Нашла обрывочное описание этой методики в журнале списанном из библиотеки - отдельные листы. Не знаю, что за журнал, и только отрывок.


21 ноя 2013, 13:49
Профиль
Автор сайта
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1086
Ксенияkz, извините, я не в теме. Мамы пока тоже молчат.
А вы можете изложить ту информацию,которой вы располагаете? И еще вопрос: а вы советовались с учительницей вашей дочки? Нужно хотя бы представлять себе требования, которые будут предъявлять к ребенку при аттестации.

Если будут вопросы по русскому языку, обращайтесь без стеснения.


26 ноя 2013, 19:20
Профиль

Зарегистрирован: 29 окт 2013, 09:50
Сообщения: 3
Уважаемая Наталья Алексеевна! Благодарю за внимание! Работу свою мы уже сделали. Ограничились пятью статьями. Учитель в восторге. Снова заманивала дочь в кружок "Юный корреспондент". Если кому-то интересна такая работа, то я могу описать подробнее. Но судя по отсутствию комментариев, интереса она не вызвала.
А по русскому языку у нас проблем особых нет. Пишет она грамотно. Я думаю, это связано с тем, что читает много. В тестах делает ошибки, бывает. Фонетический разбор делает с ошибками часто. Но это, по-моему, общая проблема.
Хочется услышать Ваше мнение и мнение других форумчан. Не кажется ли вам, что трудности в изучении русского языка связаны с тем, что фонетику начинают изучать очень рано. У детей путается транскрипция и орфографическое написание. И нужны ли транскрипции уже в 1-2 классе при изучении РОДНОГО языка?


29 ноя 2013, 09:59
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 12 ]  На страницу 1, 2  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB