Почему писать диктанты трудно

Диктанты – традиционный вид работы на уроке русского языка. Традиционный, хорошо знакомый, но трудный. Мало кто пишет диктанты легко, уверенно, без волнения. Слабо подготовленным учащимся мешает страх перед очередной неудачей и плохой отметкой.

Какими бывают диктанты?

Методисты делят диктанты на контрольные и обучающие: предупредительные, комментированные, объясняющие, подготовленные,  свободные, творческие. Обучающие диктанты могут проводиться как по знакомым, так и по незнакомым текстам, с опорой или без опоры на письменный текст.

В чём различие видов диктантов?

Предупредительный диктант

– это вид работы, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится перед записью текста или его фрагмента.  

Объясняющий диктант 

– вид работы, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится после записи текста или его фрагмента.

Комментированный диктант

– вид работы, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится во время написания текста.

Подготовленный диктант

– вид работы, при котором ведется запись уже знакомого, обычно подготовленного дома текста. Этот вид  диктанта предлагают школьные учебники.

Свободный диктант

 – переходная форма работы от диктанта к изложению. Текст диктуется по абзацам. При воспроизведении текста важно передать содержание. Текст записывается не дословно, а в свободной манере, частично – своими словами.

Творческий диктант

 – более сложная переходная форма от диктанта к изложению. Текст диктуется по предложениям. Учащимся даются установки дополнить текст определениями или обстоятельствами, изменить прямую речь на косвенную, записать текст не от первого, а от третьего лица, записать текст в прошедшем времени и другие.  

Если предупредительный, объяснительный, комментированный, подготовленный диктанты нацелены на усвоение правил письма, умение замечать орфограммы и пунктограммы, умение проверять записанный текст и находить в нем ошибки, то свободный и творческий диктанты ставят другие цели: развитие речи учащихся, умение строить предложения, правильно подбирать и использовать слова.

Контрольный диктант

– диктант  подразумевающий, что специально подобранный незнакомый текст, содержащий тот или иной учебный материал, должен быть воспринят на слух и верно записан. 

В чём  суть письма под диктовку, почему для слабо подготовленных ребят  даже несложные диктанты могут представлять значительную трудность?

 

Что требуется от ребенка?

  • прослушать  текст и понять его целиком,
  • прослушать предложение, составить адекватное представление о его общем содержании, смысловых отношениях между входящими в него компонентами, его длине, структуре и т.п.,
  • точно запомнить  фрагмент, который диктует учитель,
  • записать текст по диктуемым фрагментам без пропусков отдельных слов или их замены на другие слова,
  • писать слова без орфографических ошибок,
  • писать предложения без пунктуационных ошибок,
  • проверить запись, заметить и исправить допущенные ошибки.

Важно понимать, что затруднения у ребенка  могут возникнуть  не только из-за несформированных навыков грамотного письма, а на любом уровне работы. Вот несколько весьма  типичных  примеров:

Слушая чтение текста целиком, дети могут, услышав трудное слово, отвлечься на раздумье о том, как оно пишется, и не уловить содержание текста. В этом случае не достигается цель первоначального ознакомления с текстом.

Большинство детей не приучено выслушать предложение целиком: боясь не запомнить, не успеть, ребята бросаются записывать предложение сразу. В результате они не понимают, как текст членится на предложения, что, в свою очередь, вызывает дополнительные трудности в пунктуационном  оформлении текста, особенно, если в нем встречаются сложные предложения или простые предложения с осложнённой структурой.

Часто дети испытывают затруднения при запоминании фрагментов текста во время диктовки. Они пропускают слова или заменяют их на другие, близкие по смыслу. Случаи подобного рода показывают, что ребенок может  даже не заметить, что смысл предложения искажен, и смысловая целостность текста нарушена.

Диктанты – тяжелое испытание для детей, не овладевших в полной мере графической стороной письма или пишущих слишком медленно. Не нужно думать, что это проблема актуальна исключительно для первоклассников. При написании диктантов медленное письмо оказывается проблемой даже в 6 – 7-х классах. Ребёнок может не осознавать эту проблему, поскольку  дома при выполнении домашних заданий он волен работать в свойственном ему темпе. Индивидуальный темп существенно снижается, если ребёнок старается писать красиво.

Многие дети не умеют проверять свою работу. Они не умеют замечать свои ошибки и своевременно исправлять их. У ряда ребят незамеченными остаются «дурацкие» ошибки, которые не зависят от уровня знаний ребёнка и могли бы быть легко исправлены им.

Перечисленные выше трудности широко распространены. Они создают неблагоприятный эмоциональный фон во время проведения диктантов в классе. Если ребёнок не понял или недопонял текст, не уловил границ предложения, не запомнил диктуемого фрагмента, не успевает записывать в темпе диктовки, то он просто не может сосредоточиться на основных целях работы: он не узнаёт слова с ошибкоопасными орфограммами, пропускает буквы и даже слоги, допускает ошибки в самых простых словах, например, при написании ударных гласных. Ребёнок не успевает обдумывать то, что он пишет, не успевает применять правила, оставляет без внимания исключения. Знаки препинания расставляет бессистемно. 

Работа требует от ребёнка серьёзной психологической подготовки: собранности, внимания,  развитой краткосрочной памяти, абстрактного мышления, способности переключаться от синтеза к анализу и обратно,  хороших речедвигательных, моторных навыков. Замечено, что диктанты лучше пишут дети с хорошим уровнем речевого развития в целом.

Значит, помочь ребёнку научиться писать диктанты – задача семьи. Внимание нужно фокусировать не на заучивании правил орфографии и пунктуации, а на всем комплексе действий, требуемых для успешного выполнения задачи. Готовя диктанты для раздела "Практикум", автор постарался соблюсти требования традиционной методики  и гармонично сочетать их с возможностями, которые предоставляют современные технологии.