Русский на 5
http://russkiy-na-5.ru/forum/

Что непонятного в КИМах части "В"
http://russkiy-na-5.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=22
Страница 1 из 3

Автор:  Наталья [ 02 май 2012, 11:41 ]
Заголовок сообщения:  Что непонятного в КИМах части "В"

Ребята, если в ходе подготовки к ЕГЭ обнаружится, что вы чего-то не понимаете, задавайте вопросы. Пожалуйста, в начале сообщения указывайте номер задания, например: В1, В3 и т.д.
Обязательно поясните, в чем ваша проблема, что не получается, какие ошибки вы делаете, что именно трудно.

Внимание: эта тема для обсуждения заданий части "В".

Итак, что непонятного в КИМах части "В"?

Автор:  HedgehogUES [ 04 май 2012, 16:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Что непонятного в КИМах части "В"

B1. Часто просто не могу определить, от какого слова образовано данное, отсюда и проблема. А учитель в школе толком не объясняет.
B2. Здесь часто ляпаю ошибки. Задания на определение типов подчинительной связи в словосочетаниях. Проблема в том, что нам объясняли, что согласование - это связь при которой, так сказать, могут меняться оба слова. Управление - меняется только одно из двух слов. А примыкание - слова неизменяемые. Действуя согласно этому правилу, ошибаюсь.=(

Автор:  Наталья [ 04 май 2012, 21:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Что непонятного в КИМах части "В"? В1

Очень советую быстренько расширить ваш лингвистический опыт.
Для этого поделайте тесты и посмотрите материалы на сайте:
http://russkiy-na-5.ru/articles/476
http://russkiy-na-5.ru/articles/406
http://russkiy-na-5.ru/sections/66, особенно: http://russkiy-na-5.ru/articles/211
Если задания покажутся трудными, то нужно посмотреть примеры: http://russkiy-na-5.ru/articles/207, а потом сделать:
http://russkiy-na-5.ru/articles/208 и http://russkiy-na-5.ru/articles/209.
Если совсем в себе не уверены, то начинайте с http://russkiy-na-5.ru/sections/66
Желаю успеха!

Автор:  Наталья [ 04 май 2012, 21:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Что непонятного в КИМах части "В"? В3

По-моему, вы пишете про КИМ В3.

В3 требует знания типов подчинительной связи в словосочетании: согласования, управления, примыкания.

Вспомним!
Согласование - это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках, например, рода, числа и падежа - весёлые денёчки или числа и падежа - мамой-врачом, родителями-музыкантами.
Управление - это тип подчинительной связи, при котором форма падежа зависимого слова определяется главным словом, например: уплетать мороженое, объесться мороженым - глаголы управляют падежом существительного.
Примыкание - это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово - это или неизменяемое слово, или форма изменяемого слова, но не имеющая признаков рода, числа и падежа, например: говори тише, яйцо всмятку, (в) брюках хаки.
Подробнее см.:
http://russkiy-na-5.ru/articles/488
http://russkiy-na-5.ru/articles/489
http://russkiy-na-5.ru/articles/492

Автор:  Маришка [ 07 май 2012, 10:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Что непонятного в КИМах части "В"

В8) Знаю литературные термены, но на опыте не могу никак преминить(

Автор:  Наталья [ 07 май 2012, 14:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Что непонятного в КИМах части "В"? В8

Маришка, смотрите, для того чтобы сделать В8 правильно, нужно:
1. Знать значение терминов.
2. Уметь их примерять, т.е. самой находить тропы и средства выразительности в тексте.
2. Знать пример-эталон и уметь, соотнося с ним примеры из текста, идентифицировать последние.

Вы пишете, что значение терминов вы понимаете. Это уже хорошо.
Следующий шаг - нужно выучить пример. Он будет служить для вас эталоном.
Следующий шаг - нужно научиться находить в тексте явления, просто замечать их.
Следующий шаг - нужно соотносить найденный вами троп с характеристиками тропов и примерами, которые вы помните.

Советую не работать со всем списком сразу, т.к. вам, по-видимому, трудно удерживать в памяти характеристики всех средств языковой выразительности вместе. Попробуйте начать с легких, потом, освоив их, перейти к следующим, тем, которые кажутся вам более трудными. Это задание стОит того, чтобы на его подготовку затратить время и усилия, т.к. оценивается оно выше, чем все другие задания: за него можно получить сразу 4 балла.

На нашем сайте см.: http://russkiy-na-5.ru/articles/323
У нас есть объяснения "что есть что", ясные и яркие примеры, а также варианты КИМов из демоверсий 2010, 2011 и 2012 в интерактивном виде. Попробуйте поработать с материалами нашего сайта.

Автор:  Mokrishevan [ 22 май 2012, 16:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Что непонятного в КИМах части "В"

Уважаемая Наталья Алексеевна, меня очень интересует, как вы классифицируете словосочетания с зависимым словом неизменяемым существительным. У Нарушевича в сборнике "Тематические тренинги..." словосочетание "давая интервью" отнесено к управлению, в пособии "Учебно-справочные материалы для 9 класса" (автор Т.Н. Роговик) сказано, что подобные словосочетания относятся к примыканию. Что касается учебников, то они на этот счет, по-моему, просто "молчат" (к сожалению, нет под рукой учебника 8 класса, чтобы сказать точнее). Массу трактовок я встречаю и по поводу составного глагольного сказуемого: в некоторых источниках это не словосочетание вовсе, есть версии, что это примыкание и даже управление (люблю (что?) читать). С примерами, где инфинитив выступает в роль второстепенного члена предложения, все ясно, здесь никто не сомневается, а вот в классификации именно составного глагольного сказуемого "в товарищах согласья нет". Буду благодарна за Ваши профессиональные разъяснения. Наталья Александровна.

Автор:  Наталья [ 22 май 2012, 18:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Что непонятного в КИМах части "В"

Уважаемая Наталья Александровна!

Вы правы, по многим вопросам у авторов совершенно разные мнения. ФИПИ заверяет нас, что различия в трактовках не отразятся на оценке при проверке ребячьих работ. Будем надеяться, что это действительно так. Хотя мы с вами понимаем, что реализовать эту установку отнюдь не просто.

Ваш пример как раз из таких. Я думаю, что подобные примеры могут быть и в КИМах. Поэтому лучше, как вы это и делаете, в своем сомнении разобраться.

Я считаю, что в подобных случаях мы можем исходить из общей логики и более широкого лингвистического контекста.

Мы знаем, что несклоняемые существительные - это небольшая группа слов, правда, довольно употребительных. Делая их морфологический разбор, мы определяем падеж, род, число, хотя формально эти морфологические признаки могут быть не выражены: ведь окончаний у таких слов нет. Для меня словосочетание давая интервью - это, без всякого сомнения, управление. Сравним:
Последнее интервью (И.п.) поэта наделало много шума.
Нигде не могу найти последнего интервью (Р.п.) поэта.
Давая последнее интервью, поэт... и т.д. Именно благодаря синтаксическим связям мы без всякого труда определяем падеж. Помогают нам в этом падежные вопросы, ведь так? Давая (что? кого?) интервью - В.п.

Значит, несклоняемые существительные - это группа существительных, у которых грамматические признаки не выражены окончаниями, как у всех других существительных. Но они есть. И мы можем их определить. В вашем примере
у зависимого слова есть форма падежа, и она зависит от главного слова словосочетания.

Примыкание же - это такой вид связи, при котором у зависимого слова формы рода, числа и падежа нет. Мы с вами понимаем, что это совсем не наш случай.

Для самопроверки и из любопытства посмотрела, как подобные случаи трактуются в книге: "Московский университет - школе. Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля", созданной коллективом авторов кафедры русского языка филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова под ред. В.А.Багрянцевой. М.:Изд-во Моск. ун-та, 2006, с.367. Цитирую: " Неизменяемые существительные также выступают в качестве зависимых слов при управлении. Таким образом, в сочетаниях надеть пальто, добираться на метро, поднять жалюзи представлено управление".

Теперь давайте рассмотрим второй проблемный пример. Трактовок действительно много, поэтому я предлагаю обратиться к самому авторитетному из имеющихся в нашем распоряжении изданий. АН СССР "Русская грамматика" под. ред. Н.Ю.Шведовой. М., "Наука", 1980. Т.2, с. 34, 41-42.
В данном издании любить читать однозначно определяется как примыкание, а любить чтение как управление. Такие случаи рассматриваются как примеры вариативной связи. Идея такова: в языке такие варианты сосуществуют.
Инфинитив к глаголу всегда примыкает. Примеры группируются по значению. В АГ (Академической грамматике) 80, как ее принято называть, рассматриваются группы:
-хотеть остаться, намереваться уехать, решиться действовать,начать говорить, приехать отдохнуть, сесть почитать;
-велеть (ученикам) работать, разрешить (бойцам) отдохнуть, уложить (детей) спать, пригласить (гостей) ужинать;
а также масса подгрупп.
Надеюсь, я ответила на ваши вопросы? Всегда рада коллегам.

Автор:  Mokrishevan [ 22 май 2012, 20:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Что непонятного в КИМах части "В"

Спасибо! Теперь я развеяла все сомнения. Учеников буду отправлять за разъяснениями на Ваш форум. Здорово, что есть возможность лично задать вопрос такому профи!

Автор:  Наталья [ 23 май 2012, 20:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Что непонятного в КИМах части "В"

Наталья Александровна!
Спасибо вам за добрые слова. Я всегда вам рада. И вашим ученикам тоже.
Жду вас на сайте и на форуме.
Всего вам доброго!
С уважением,
Наталья Алексеевна

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/