Типичные ошибки
В данной статье:
1. Ошибочное определение начальной формы:
- в словах, имеющих формообразующие суффиксы, например: идите, смотрите, крупнее, красивейшего, думающему, придумав
- в неизменяемых словах, например, осенью, днём, ночью и др. наречиях, не имеющих форм вообще
- в глаголах (в результате смешения видов: указание в качестве начальной формы глаголов другого вида), например: переписывал, нарисовал, прыгнул, прыгает и проч.
- в глаголах движения в результате смешения однонаправленных и разнонаправленных глаголов, например: поедет, слетал, приезжаю, летаем, летим, проходят, привезу, вожу
Правильно:
- идти, смотреть, крупный, красивый, думать, придумать
- осенью, днём, ночью - начальной формы, как и форм вообще, нет
- переписывать, нарисовать, прыгнуть, прыгать
- поехать, слетать, приезжать, летать, лететь, проходить, привезти, водить
2. Ошибочное определение основы, особенно в словоформах с формообразующими суффиксами:
Примеры:
пришли, училась, веселее, должен, заняты, освобождённому, смотри, выручайте, хотел бы, ел, тряс, замёрз, будучи
Правильно:
прий-, учи-, весел-, должен-, занят-, освободи-, смотре-, выруча-, хоте-, ес-, тряс-, замёрзну-, бы-
3. Ошибочное определение слова, от которого образовано данное.
Примеры:
передвижник, передвижничество, передвижной, передвинуть не образованы от слова двигать.
Правильно:
передвижник ← передвижной
передвижничество ← передвижник
передвижной ← передвигать
передвинуть ← двинуть
4. Ошибочное определение средств словообразования:
Приставок:
послезавтра, назавтра, сверхмощный, бездействовать, заставить, заиграть, зажжение, выпроводить, беспристрастный
Правильно:
послезавтра ← завтра, средство словообразования (далее - средство): после-
назавтра ← завтра, средство: на-
сверхмощный ← мощный, средство: сверх-
бездействовать ← действовать, средство: без-
заставить ← ставить, средство: за-
заиграть ← играть, средство: за-
зажжение ← жжение, средство: за-
выпроводить ← проводить, средство: вы-
беспристрастный ← пристрастный, средство: бес-
Суффиксов:
письмишко, утречком, вечером, учитель, родительница, крикун
Правильно:
письмишко ← письмо, средство: -ишк-
утречком ← утром, средство: -ечк-
вечером ← вечер, средство: -ом
учитель ← учить, ссредство: -тель-
родительница ← родитель, средство: -ниц-
крикун ← крик, средство: -ун-
Приставок и суффиксов:
беспризорный, настенный, по-прежнему, покрикивать, подснежник, снова
Правильно:
беспризорный ← призор, средство: бес- + -н-
настенный ← стена, средство: на- + -н-
по-прежнему ← прежний, средство: по- + -ему
покрикивать ← кричать, средство: по- + -ива-
подснежник ← снег, средство: под- + -ник-
снова ← новый, средство: с- + -а
5. Ошибочное определение способа словообразования,
т.е. непонимание процесса образования производной основы от производящей.
Приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы, примеры которых приведены в п. 4., устанавливаются с опорой на словообразовательную морфему в составе слова.
Другие способы, такие как сложение, сложение в сочетании с суффиксацией, сращение, сокращение, аббревиация, изменение части речи, вызывают наибольшие затруднения. Ребята просто забывают об их существовании. Нужно помнить, что все способы есть в русском языке, нельзя игнорировать какие-либо из них. Проверь, помнишь ли ты все способы образования слов. Если нет, см.: Как устроен наш язык. Глава 5. Словообразование.
Смотрите также
- Глава 5. Словообразование
- Особенности словообразовательного разбора
- Советы. Как приступить к делу
- Примеры и комментарии
- Первые шаги - подготовительные задания
- Тренинг "Словообразовательный разбор"
- Итоговые тесты "Словообразовательный анализ в формате ЕГЭ"
- В1 - В7. Работа с текстом. Владение языковедческими понятиями
- Словообразование