nata-ka писал(а):
Подскажите пожалуйста. Дочка в 6 классе, когда пишет не упражнения по русскому языку, а тексты других предметов или даже ответы в математике, делает глупые ошибки. Грамотность как-то отключается. Это пройдет или надо себя постоянно контролировать?
Я думаю, что это очень серьезный вопрос. И дело, по-моему, не в том, в каком классе учится ребенок.
Программа по русскому языку к шестому классу частично пройдена: к данному моменту уже изучено много орфограмм.
Основы грамотности закладываются в начальной школе. А развитие идёт как раз в пятых - седьмых классах.
Сейчас, то есть в текущем и в следующем году, ваш ребенок изучает самые сложные и важные темы. Дальше изучение орфографии прекратится и начнется серьезная работа с пунктуацией.
На мой взгляд,
главная проблема в лексическом составе наших учебников.
Все они включают огромный объем слов, которые исключительно редко употребляются. Можно прожить всю жизнь и ни разу не написать многие из них. Розенталь, к примеру, такие слова приводил весьма щедро, составляя "Справочник по правописанию и литературной правке". Это моя самая любимая книга по русскому языку, но составлена она не для детей, а для специалистов: корректоров, редакторов, сотрудников печати.
Множество примеров оттуда перекочевало в детские учебники. По принципу:" Заставь дурака Розенталя читать, он и лоб расшибет". Так сложилось исторически. Теперь не давать все эти
зиждется, чаю и др. уже нельзя, т.к. они наполнили собой все контрольные, диктанты, тесты.
Целый пласт слов сохранился еще с того времени, когда страна была аграрной. Лексическое наполнение учебников для детей устарело. В учебники не включены актуальные для детей слова повседневной современной жизни. Подробнее об отборе слов можно посмотреть здесь:
http://russkiy-na-5.ru/articles/45 и здесь:
http://russkiy-na-5.ru/articles/363Сын моей подруги учится в четвертом классе, он отличник. В школе по русскому языку успевает очень хорошо. Но в SMS-ках пишет: "зойди в магазин, купи калбасы". Скажите, стоит ей волноваться или нет? Я думаю, что стоит.
Почему такое происходит? Причин много, психологические в том числе. Но у этого ребенка не включился самоконтроль, у него не развита орфографическая зоркость, ему все равно, как пишутся слова. Плюс к этому то, что в школе он изучает одни слова, а в жизни ему нужны другие.
Вторая проблема в методике. Программы по русскому языку ОЧЕНЬ сложны. Каждый день изучается что-то новое. А это означает, что новый материал вытесняет из головы ребенка старый. Я очень внимательно изучала все существующие учебники. Везде так. Составители не предусматривают или почти не предусматривают таких заданий, где было бы большое количество знакомых тем. Практически весь тренировочный материал распределен по темам. Это нужно, безусловно. Но нужен и следующий этап, который наша школа пропускает: Новое+старое, все вместе. В жизни ведь встречается всё сразу. Возьмите любой текст: там будут самые разные орфограммы. Но внимание ребенка сейчас занято написанием причастий: он не думает обо всех других правилах. Если навыки не автоматизировались, ошибки будут обязательно. Ведь как часто встречается такой пример. Изучали причастие. Контрольный диктант. На причастия ошибок нет, а на все другие темы много. Ребенок говорит: — Видишь, я на причастия ни одной ошибки не сделал! Он действительно старался, ждет заслуженной похвалы, а его ругают за двойку или тройку. Но другого результата ждать трудно. Если у вас похожая ситуация, значит вашей дочери однозначно не подходит то, как ведется обучение в школе. Предмету требуется дополнительное внимание. Причем заниматься нужно немного по-другому, чтобы не повторять школьные и домашние работы.
На этом сайте очень много усилий потрачено на то, чтобы эти школьные тенденции преодолеть. Пишите наши диктанты и словарные диктанты, делайте тесты из орфографического справочника. Я уверена, результат будет. Скоро, надеюсь, появятся и интерактивные тренинги для пятых - седьмых классов.
Реальный уровень грамотности ребенка и виден именно по тому, как он пишет в тетрадках по истории, математике, литературы.
То, что вы обеспокоились ситуацией, правильно. Вы внимательная и вдумчивая мама. Симптомы нездоровья есть. Вашей девочке нужно обратить на русский язык дополнительное внимание. И сейчас, в шестом классе, самое время начать заниматься дополнительно.