Я не понимаю. Помогите разобраться!
Автор |
Сообщение |
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Anna_S писал(а): [ это разные корни. У них разное значение. Это омонимы. ] Верный способ завалить ребёнка на экзамене -- дать ему такое слово для разбора без контекста. Примерно такой случай попался моей старшей дочке, когда она сдавала 7-й класс экстерном. Да. Иногда это происходит по недомыслию. А иногда все цинично предусмотрено. Случаи знаю и одни, и другие.
|
11 янв 2014, 21:54 |
|
|
мама Наташа
Зарегистрирован: 29 мар 2015, 04:08 Сообщения: 9
|
Здравствуйте, Наталья Алексеевна! В интерактивном справочнике для 1 - 11 классов читаю: Пиши буквенные сочетания СТ, СН ПЕРЕД ГЛАСНОЙ И без мягкого знака, например: ластик, мостик, мясник. А в слове ЛОСНЯТСЯ (щеки) сочетание СН стоит ПЕРЕД буквой Я!!! И тоже пишем без мягкого знака, так как в сильной позиции (ЛОСК) фонема С твердая. Верно? Может, написать в справочнике: ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ И и Я??? А в слове СТЕНА - СТ перед Е, в слове СТЮАРДЕССА - перед Ю. Понимаю, здесь же не в гласных дело (для согласных по твердости-мягкости перед гласными позиция сильная: ИДЕМ - ДОМ), а в том, что перед мягкими согласными позиция слабая.
|
02 апр 2015, 10:55 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Наталья писал(а): Это «правило» добавлено в наш Справочник после обсуждения с учителями начальных классов. Замечено, что начинающие писать детишки, особенно в 1 и во 2 классах, делают ошибки в словах типа ластик и листик чуть ли не поголовно. Если же навык написания СТ, СН без мягкого знака между ними вырабатывается буквально на уровне моторики, то и в последующем при расширении группы слов ребята ошибок не допускают. Вообще здесь у нас многие вещи поданы внешне очень просто с расчетом на то, что именно так можно решить многие практические задачи. СОС, сводный обучающий словарь, в котором есть разделение на начальные, средние и старшие классы, предлагает для начальной школы довольно обширный список слов с буквенным сочетанием СТ, СН. Такие слова использованы у нас и в тренингах по орфографии (пока у нас представлен лишь материал для первоклассников). То есть позиция нашего сайта все же достаточно последовательная. Вашу логику я понимаю. Я еще подумаю над тем, как лучше подать этот материал.Делить его по классам не получится. Мы проверяли: в течение всего курса школьного обучения один и тот же материал изучается в зависимости от избранных школой учебников в разных классах (иногда с разницей в два года!!!). Для примера посмотрите, пожалуйста, наш материал: http://russkiy-na-5.ru/articles/46Естественно, можно дать различные сочетания согласных списком с указанием позиций. Вы, к примеру, слова типа власть, всласть не указали... А есть еще и Настёна и прочие. Но тогда наш справочник «Элементарная орфография» незаметно превратится в нечто, недоступное для восприятия, особенно для детей, у которых нет знания сильных и слабых позиций по твердости-мягкости. А так вроде бы принцип аналогии срабатывает на интуитивном уровне. Варианты решения: —Убрать правило вообще. Но мамы, которые в начальной школе занимаются с детьми довольно часто, сами на такие слова внимания не обратят. Мне мамы присылают фотографии и сканы страниц из детских тетрадей. В большинстве своем они сами не могут классифицировать ошибки, отличить случайные от типичных и понять, в чем суть проблемы, возникшей у ребенка. —Оставить правило, но изменить формулировку: СТ, СН перед Ь, И, а также гласными буквами Е, Ё, Ю, Я. —Не только оставить правило, расширить формулировку, но и предложить список сочетаний, включив в него, скажем, ЧК (дочка, печка), НЧ (кончик), а ,возможно, и ЧН (правда, тут уже все осложнит орфоэпия!)... Некоторые авторы, кстати, дают этот материал тоже буквально с самого начала, но есть и другие, которые предлагают его лишь для средних классов... Честно говоря, сейчас мне ни одно решение не кажется удачным. Хочется все дать максимально просто и доступно. Это главная идея сайта. Ой, что-то у меня оформление сбилось! Извините.
|
02 апр 2015, 12:38 |
|
|
мама Наташа
Зарегистрирован: 29 мар 2015, 04:08 Сообщения: 9
|
Что бы вы ни решили, спасибо огромное за сайт! Он стал для меня открытием года! Мой любимый
|
02 апр 2015, 15:51 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
О, спасибо! А в каком классе ваш ребенок?
|
02 апр 2015, 15:55 |
|
|
Anna_S
Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34 Сообщения: 129
|
Хочу поделиться нашим опытом. Мы с дочкой открыли в Ворде словарь Лопатина, набрали поиском СЬН, потом СЬТ и убедились, что таких сочетаний не бывает. Приняли это к сведению, так же как НЧ, НЩ, РЩ. Пишем мы по интуиции (в момент письма правила не вспоминаем), но! я каждый день надиктовываю дочке 15-20 слов с текущей орфограммой (в данном случае с СН, СТ), диктую орфографически, т.е. громко и четко проговаривая, как пишется, например, лис-тик, мо-ло-дос-ть, гос-ть. Она повторяет точно так же громко, потом пишет. Главное, чтобы С прозвучало твердо и у меня, и у неё. Потом, когда она проверяет свою работу, ищет эти сочетания, особенно СН тщательно проверяет, там же может быть ещё непроизносимый Т между ними. Не знаю, понравится ли моя мысль Наталье Алексеевне , но я убедилась в том, что такие правила, как это, не надо вспоминать в момент письма. Мне кажется, что когда мы орфографически диктуем множество подобных примеров, мы ребенку закладываем в голову другое звучание этих слов, как бы это сказать... письменное, что ли. Я ведь в слове "честный" слышу Т в середине слова, хотя прекрасно понимаю, что это фантом. Но слышу.))) И дочка уже слышит. Как я себе представляю, нужно добиться того, чтобы ребенок всегда диктовал себе синхронно с письмом, сначала вслух, а потом, когда подрастет, про себя. Вот на эту внутреннюю диктовку мы и можем повлиять. Если в голове уже сидят двадцать правильно продиктованных слов, то двадцать первое похожее ребенок сам себе правильно продиктует.
|
03 апр 2015, 02:13 |
|
|
мама Наташа
Зарегистрирован: 29 мар 2015, 04:08 Сообщения: 9
|
БроСЬТе в меня камень! Поговорим о роСТе...
|
03 апр 2015, 06:22 |
|
|
Anna_S
Зарегистрирован: 31 май 2012, 15:34 Сообщения: 129
|
Ну да, форм слов нет в словарях ))) Я не сказала, что ребенок у меня глаголы проверяет отдельно. ТЕ, СЬ, СЯ на конце глаголов мысленно отбрасываем и смотрим слово без них. По-моему, мы на это имеем право, т.к. они несколько веков назад ещё писались отдельно, а потом "приросли" к хвостам глаголов. "Залезьте, отрежьте, бросьте" мы диктуем как надо писать, даже мягкое Ж произносим. А там где никак произношением не покажешь мягкий знак, тогда так: "не переч-мягкий знак-те", с моим комментарием: не удивляйся, это глагол, у него всё не так как у людей. В 3-4 классе навык письма таких слов у нас автоматизировался.
|
03 апр 2015, 13:26 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
мама Наташа писал(а): БроСЬТе в меня камень! Поговорим о роСТе... Да, я поэтому и ограничилась позицией перед буквой И. Бросьте — форма повелительного наклонения, мн. ч. Мягкий знак будет и в ед. ч.: брось. Понятно, что это совсем другой случай. Окончания -те (показателя формы мн. ч.) в форме ед. ч. нет.
|
03 апр 2015, 20:22 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Anna_S писал(а): Хочу поделиться нашим опытом. Мы с дочкой открыли в Ворде словарь Лопатина, набрали поиском СЬН, потом СЬТ и убедились, что таких сочетаний не бывает. Приняли это к сведению, так же как НЧ, НЩ, РЩ. Пишем мы по интуиции (в момент письма правила не вспоминаем), но! я каждый день надиктовываю дочке 15-20 слов с текущей орфограммой (в данном случае с СН, СТ), диктую орфографически, т.е. громко и четко проговаривая, как пишется, например, лис-тик, мо-ло-дос-ть, гос-ть. Она повторяет точно так же громко, потом пишет. Главное, чтобы С прозвучало твердо и у меня, и у неё. Потом, когда она проверяет свою работу, ищет эти сочетания, особенно СН тщательно проверяет, там же может быть ещё непроизносимый Т между ними. Не знаю, понравится ли моя мысль Наталье Алексеевне , но я убедилась в том, что такие правила, как это, не надо вспоминать в момент письма. Мне кажется, что когда мы орфографически диктуем множество подобных примеров, мы ребенку закладываем в голову другое звучание этих слов, как бы это сказать... письменное, что ли. Я ведь в слове "честный" слышу Т в середине слова, хотя прекрасно понимаю, что это фантом. Но слышу.))) И дочка уже слышит. Как я себе представляю, нужно добиться того, чтобы ребенок всегда диктовал себе синхронно с письмом, сначала вслух, а потом, когда подрастет, про себя. Вот на эту внутреннюю диктовку мы и можем повлиять. Если в голове уже сидят двадцать правильно продиктованных слов, то двадцать первое похожее ребенок сам себе правильно продиктует. Наталье Алексеевне понравится, уже нравится.
|
03 апр 2015, 20:25 |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|