Автор |
Сообщение |
Серафима
Зарегистрирован: 08 авг 2014, 00:01 Сообщения: 15
|
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, способы образования слов "патриот", "славянофил" и "библиофил". Спасибо.
|
18 авг 2014, 23:50 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Серафима писал(а): Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, способы образования слов "патриот", "славянофил" и "библиофил". Спасибо. Серафима, я думаю, вам встретилось задание, в котором нужно указать слово, отличное от других. Что-то в этом роде, да? Смотрите, таким словом является патриот. Это заимствование. В русском языке данное слово непроизводное. А два других слова образованы одинаково. Способ словообразования — сложение основ.
|
19 авг 2014, 08:24 |
|
|
Серафима
Зарегистрирован: 08 авг 2014, 00:01 Сообщения: 15
|
Наталья, спасибо большое! Буду знать!
|
19 авг 2014, 09:48 |
|
|
Дарья Александровна
Зарегистрирован: 19 авг 2014, 11:02 Сообщения: 32
|
нет, Наталья, все филы, педы, софы, воды, логи и тыды - это нулевая суффиксация, библиофилия-библиофил. Невропатология - невропатолог. Потому что тот, кто занимается каратэ - каратист. Мы видим в примере с каратэ тенденцию, характерную для русского языка: человек от занятия + суффикс. С библиофилом - такая же печенька. Только суффикс нулевой.
Последний раз редактировалось Дарья Александровна 19 авг 2014, 11:28, всего редактировалось 3 раз(а).
|
19 авг 2014, 11:09 |
|
|
Дарья Александровна
Зарегистрирован: 19 авг 2014, 11:02 Сообщения: 32
|
Цитата: Наибольшую «активность» материально невыраженный деривационный суффикс проявляет в образовании производных - наименований лиц, а конкретнее - в образовании дериватов семантической подгруппы ‘лицо по профессии, специалист в какой-л. области’ (например, языковед, физик, невропатолог и т. д.). Кроме того, нулевой суффикс, при помощи которого образуются названия лиц, занимающихся какой-либо наукой, более регулярен, чем материально выраженные суффиксы. По нашему мнению, это объясняется тем, что названия наук и различных областей деятельности в основном являются многосложными словами, имеющими, помимо этого, как минимум, два корня: объект (объекты) исследования + называние вида изучения (-ло-гия, -водство, -ведение и др.), например: ло-гопатология, бактериология, социобиология, литературоведение, картофелеводство и т. д. Взаимодействие материально выраженных суффиксов с подобными основами может привести к образованию неблагозвучных по длине слова производных. Ср.: *лого-патологист и логопатолог, *бактериоло-гатор и бактериолог, *социобиологант и социобиолог, *литературоведник и литературовед, *картофелеводчик и картофелевод и т. д . http://psibook.com/linguistics/mesto-nu ... emike.html
|
19 авг 2014, 11:10 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Спасибо большое! Серафима, извините, я ввела вас в заблуждение. Дарья Александровна подсказала нам логичное и верное решение.
|
19 авг 2014, 12:25 |
|
|
Дарья Александровна
Зарегистрирован: 19 авг 2014, 11:02 Сообщения: 32
|
каждый может немного ошибиться.
|
19 авг 2014, 12:37 |
|
|
Наталья
Автор сайта
Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23 Сообщения: 1086
|
Спасибо большое! Вы правы. Так считать логичнее.
Но проблема в том, что в школьной практике многие моменты даются упрощенно. А о нулевой суффиксации вообще почти не упоминается. Правда, девочка, задавшая вопрос, готовится к олимпиаде. Она окончила 8 классов. Я исхожу из того, что в задания обещали не включать материал, допускающий разные интерпретации. У А. Н. Тихонова славянофил даётся как сложное слово (как и славянолюб) и как слово с производящей основой для славянофильство и др., а слов славанофилия вообще не даётся.
|
19 авг 2014, 12:52 |
|
|
Дарья Александровна
Зарегистрирован: 19 авг 2014, 11:02 Сообщения: 32
|
насколько я знаю, в школе дается нулевая суффиксация, но ее обзывают бессуффиксным способом, каковой термин лично мне нравится гораздо меньше. Я - кфн, моя специализация - как раз словообразование. Но я еще и занимаюсь подготовкой детей к ЕГЭ и ГИА, там есть вопросы по бессуффиксному способу, но, как правило, задания связаны с отглагольными существительными. Тем не менее, вот прямо сейчас ко мне пришел ученик, а я его с пристрастием допросила про славянофилов и невропатологов , он ответил, что тут бессуффиксный способ. Я подозреваю, что в учебниках (таки, да) могут быть разночтения, тем не менее, "по-правильному" как раз нулевая суффиксация. В вузе именно так дается. На самом деле, если задание в том, чтобы найти слово, которое образовано другим способом, то это хоть как ПАТРИОТ, ведь не спрашивается конкретно способ словообразования. Но честно скажу, у меня в прежней школе у дочери были проблемы, связанные с тем, что я ей давала "по-правильному", а учительница требовала "по-школьному".
|
19 авг 2014, 13:06 |
|
|
Дарья Александровна
Зарегистрирован: 19 авг 2014, 11:02 Сообщения: 32
|
Цитата: У А. Н. Тихонова славянофил даётся как сложное слово (как и славянолюб) и как слово с производящей основой для славянофильство и др. слово-то точно сложное, и производящая основа правильно определена. Но то, что оно сложное по морфемному составу,- вовсе не одно и то же, что способ его образования - это сложение основ. И, да, это производящая основа для славянофильства, но само слово производно от славянофилии.ИМХО, у учеников каша в голове в том плане, что они не различают морфемный состав и способ словообразования. Есть приставка и суффикс - все, приставочно-суффиксальный. есть две основы - все, сложение основ
|
19 авг 2014, 13:20 |
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|